г. Казань |
|
18 сентября 2019 г. |
Дело N А57-19423/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Егоровой М.В., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Якушевой Е.Н., доверенность от 05.04.2019,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области - Авдеевой К.Ю., доверенность от 10.01.2019,
прокуратуры Саратовской области - Кириллова Э.В.,
комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - Соколовой Е.С., доверенность от 23.11.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019 (судья Мамяшева Д.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Веряскина С.Г., Каплин С.Ю.)
по делу N А57-19423/2018
по заявлению администрации муниципального образования "Город Саратов", заинтересованные лица: Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области, прокуратура Саратовской области, муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет" (ОГРН 1026403357980, ИНН 6454003660), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", о признании незаконным решения антимонопольного органа,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 17.07.2018 по делу N 29-50/ов.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Саратовской области, муниципальное унитарное предприятие "Саргорсвет" (далее - предприятие), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемого акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В антимонопольный орган поступило представление прокуратуры Саратовской области на действия администрации в связи с принятием постановления от 25.01.2017 N 167 "О предоставлении субсидий на возмещение затрат по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности" (далее - Постановление N 167).
По результатам проверки, проведённой на основании указанного представления прокуратуры, управлением в адрес администрации вынесено предупреждение от 05.10.2017 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон).
Учитывая, что в установленные сроки администрацией не приняты меры к восстановлению законного положения, антимонопольным органом возбуждено дело по признакам нарушения администрацией части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Решением управления от 17.07.2018 N 29-50/ов администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод антимонопольного органа, что Постановлением N 167 установлен конкретный получатель субсидий - предприятие, что содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Кроме того, управление пришло к выводу, что принятие администрацией данного постановления препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что, в свою очередь, приводит к невозможности экономии бюджетных средств.
Не согласившись с вынесенным решением антимонопольного органа, администрация обратилась в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещено принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Установленные данной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.
Для квалификации действий (бездействия) по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не следует обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, поскольку действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.
В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением Саратовской городской Думы от 15.12.2016 N 9-67, администрацией принято постановление N 167.
В силу требований пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об организации местного самоуправления) к вопросам значения городского округа относится, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Следовательно, содержание, техническое обслуживание, текущий ремонт кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, является муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой, поскольку относится к вопросам значения городского округа и потребность в данных работах возникает у муниципального образования в связи с исполнением органом местного самоуправления обязанности по разрешению указанных вопросов, а не у отдельных заявителей.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счёт средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации) (часть 2 статьи 18 Закона об организации местного самоуправления).
В силу статьи 54 названного закона закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счёт средств местного бюджета.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что из местного бюджета субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, утверждённого Постановлением N 167 (далее - Положение о предоставлении субсидий), установлены категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий на возмещение затрат по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности (далее - субсидии), цели, условия, порядок предоставления и возврата субсидий, положения об обязательной проверке соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в пределах средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Саратов", в целях возмещения затрат по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности.
Пунктом 1.4 Положения о предоставлении субсидий определены категории юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий: право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальные предприниматели, физические лица - производители товаров, работ, услуг, осуществляющие содержание, техническое обслуживание, текущий ремонт кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности.
В пунктах 2.1 и 2.2 установлены условия предоставления субсидий и требования, которым должны соответствовать получатели субсидий.
Проанализировав вышеуказанные пункты Положения о предоставлении субсидий, суды признали правильным вывод антимонопольного органа о том, что установленные Постановлением N 167 критерии отбора получателя субсидии не предусматривают ситуацию наличия нескольких претендентов, что не соответствует требованию подпункта "г" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг".
Содержание Постановления N 167, основный вид деятельности предприятия и факт предоставления предприятию на праве хозяйственного ведения объектов электросетевого хозяйства, находящихся в муниципальной собственности, свидетельствуют о том, что никакой иной хозяйствующий субъект не вправе получить субсидию по указанному постановлению.
Кроме того, соглашение о предоставлении субсидии заключено в день принятия Постановления N 167 и подачи соответствующего заявления предприятием.
При этом судами установлено, что согласно Уставу предприятие является коммерческой организацией (пункт 1.1.), имеющей возможность осуществлять деятельность, приносящую доход.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 02.09.2016 N 2570 предприятию установлены тарифы на услуги, в том числе на техническое обслуживание электросетей до световой конструкции (светотехнического оборудования), прикреплённой к световой опоре, техническое обслуживание электросетей до отдельно стоящей световой конструкции (светотехнического оборудования), техническое обслуживание оптического кабеля, предоставление места на опоре наружного освещения для размещения кабеля линии связи (ЛС), силового электрического кабеля, предоставление места на кронштейне наружного освещения для размещения кабеля линии связи (ЛС), силового электрического кабеля, предоставление места на опоре наружного освещения для размещения технологического оборудования.
Кроме того, предприятие самостоятельно определяет объём работ и какого качества необходимо выполнить за бюджетные средства.
В свою очередь, судами установлено, что рынок работ по содержанию, техническому обслуживанию, текущему ремонту кабельных и воздушных линий электропередач наружного освещения является конкурентным, что подтверждено Обзором анализа состояния конкуренции на соответствующем рынке от 15.05.2018.
Как установлено судами, предприятие провело конкурс для заключения энергосервисного контракта N 0560300001217000040.
Победителем конкурса явилось общество с ограниченной ответственностью "ЭНЕРГОНИКА". Начальная цена контракта - 291 242 716 рублей 72 копеек. Закупка проведена за счёт средств предприятия.
По условиям контракта исполнителю надлежит провести замену светильников ЖКУ с лампами ДНаТ, прожекторов металлогалогеновых, светильников ЖТУ с лампами ДНаТ и ламп КЛЛ и ДНаТ в торшерах на светодиодные светильники; модернизацию пунктов питания (шкафов наружного освещения, не оборудованных автоматизированным модулем управления) путём замены на отвечающие требованиям, монтаж СИП-4х16 не менее 30 км для исключения аварийных участков и объединения щитов управления наружным освещением.
Как отметили суды, указанные обстоятельства подтверждает тот факт, что работы по содержанию и ремонту переданного в хозяйственное ведение имущества может осуществлять иной хозяйствующий субъект.
Таким образом, исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, хозяйствующий субъект сам без соответствующего задания определяет, на что он расходуем бюджетные деньги. Кроме того, расходы на содержание того же имущества покрываются за счёт тарифа и фактически часть работ выполняет не само предприятие, а привлечённый субподрядчик.
Согласно требованиям пунктов 2 статьи 3, статьи 6, пунктов 1, 3 статьи 13 Федерального закона 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) целями осуществления закупок является реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными программами; выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов.
Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд является обязательным при использовании средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.
Судебная коллегия признает правомерными выводы судов о том, что поскольку содержание и ремонт муниципального имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятия, осуществляется за счёт средств местного бюджета, расходование средств на данные цели должно осуществляться исключительно в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (статье 8 Закона контрактная система в сфере закупок).
Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).
Как правильно указали суды, данные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении предприятию преимущества и ограничении конкуренции между потенциальными участниками торгов, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Не применение конкурсных процедур, а предоставление субсидий на основании Постановления N 167, препятствует добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между потенциальными участниками торгов, что, в свою очередь, приводит к невозможности экономии бюджетных средств.
Все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для их переоценки в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 25.01.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2019 по делу N А57-19423/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 N 307-КГ15-1408, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 N 8799/11).
Как правильно указали суды, данные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении предприятию преимущества и ограничении конкуренции между потенциальными участниками торгов, что является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 сентября 2019 г. N Ф06-51610/19 по делу N А57-19423/2018