г. Казань |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А65-40327/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "АгроТакт" - директор Гайфуллин Ф.А., решение от 06.08.2018,
Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - Авдеева Д.А., доверенность от 25.12.2018,
Министерства финансов Республики Татарстан - Галимовой М.М., доверенность от 28.08.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019
по делу N А65-40327/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "АгроТакт" (ОГРН 1091690032367, ИНН 1616019586) к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (ОГРН 1021602851753, ИНН 1655043430) о взыскании рыночной стоимости возмещения за изъятый земельный участок, с участием в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора: Министерства финансов Республики Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АгроТакт" (далее - истец, общество "АгроТакт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - ответчик, Министерство) о взыскании 14 965 000 рублей компенсации в качестве возмещения за изъятый земельный участок.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов Республики Татарстан (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме, с Республики Татарстан в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан за счет средств казны Республики Татарстан в пользу общества "АгроТакт" взыскано 14 965 000 рублей компенсации.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, на неполное установление судами обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов, изложенных в решении и постановлении, обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель общества возражал на доводы заявителя жалобы.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "АгроТакт" на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 082 102 кв.м с кадастровым номером 16:16:040603:108, категория - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Березкинское сельское поселение, о чем 03.09.2009 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации.
Кабинет Министров Республики Татарстан постановлением от 14.01.2016 N 10 в целях реализации проекта "Реконструкция газопровода Миннибаево - Казань на участке 220-285 км" в соответствии со статьей 49 главы VIII Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 3 Земельного кодекса Республики Татарстан принял решение об изъятии для государственных нужд путем выкупа вышеуказанного земельного участка, принадлежащего на праве собственности обществу "АгроТакт".
Общество "АгроТакт" обжаловало постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 N 10 в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 по делу N А65-5394/2016, вступившим в законную силу, обществу "АгроТакт" отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 N 10.
Министерство письмом от 05.08.2016 N 1-30/8980 направило в адрес общества проект соглашения о выкупе земельного участка, в котором выкупная цена земельного участка, определенная в отчете независимой оценки, выполненной закрытым акционерным обществом "АК Восток" от 14.06.2016 N 295, установлена в размере 1 890 300 руб.
Поскольку общество "АгроТакт" проект соглашения о выкупе земельного участка не подписало, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о прекращении права собственности общества "АгроТакт" на спорный земельный участок площадью 1 082 102 кв.м с кадастровым номером 16:16:040603:108, путем его изъятия с выплатой обществу возмещения в размере 1 890 300 руб. на условиях, предлагаемых истцом (дело N А65-20192/2017).
Суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела N А65-20192/2017, установив, что общество уклоняется от подписания соглашения об изъятии спорного земельного участка, учитывая, что постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.01.2016 N 10 соответствует требованиям действующего законодательства, что установлено вступившим в законную силу судебным актом по делу N А65-5394/2016, руководствуясь статьями 44, 49, 56.6, 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 279, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, прекратили право собственности общества "АгроТакт" на земельный участок площадью 1 082 102 кв.м с кадастровым номером 16:16:040603:108, расположенный по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Березкинское сельское поселение, путем его изъятия.
Поскольку между сторонами возник спор относительно размера возмещения за изымаемый земельный участок, суд первой инстанции в целях определения рыночной стоимости вышеуказанного земельного участка в рамках дела N А65-20192/2017 назначил экспертизу, проведение которой поручил эксперту общества с ограниченной ответственностью "Аудэкс" Баранову Н.А.
Согласно заключению эксперта N 5830 рыночная стоимость земельного участка площадью 1 082 102 кв.м с кадастровым номером 16:16:040603:108, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Высокогорский муниципальный район, Березкинское сельское поселение, составляет 14 965 000 руб.
В совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключение эксперта N 5830, которое соответствует Федеральному стандарту оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N 297, и Федеральному стандарту оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N 298, суды установили стоимость возмещения за изымаемый земельный участок в размере его рыночной стоимости в сумме 14 965 000 руб.
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.02.2018 по делу N А65-20192/2017 оставлено без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2018, Арбитражного суда Поволжского округа от 30.07.2018.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2018 N 306-КГ18-17441 Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Поскольку стоимость изымаемого земельного участка, установленная судом в рамках дела N А65-20192/2017, не возмещена в добровольном порядке, истец направил ответчику заявление от 15.05.2018 о выплате компенсации в размере рыночной стоимости земельного участка равном 14 965 000 руб. на расчетный счет истца.
Получив заявление общества 15.05.2018, Министерство письмом от 09.08.2018 сообщило обществу об осуществлении необходимых мероприятий с целью исполнения принятого судебного акта.
Невыплата компенсации за изымаемый земельный участок послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 16.1, 279, 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 56.3, 56.10, Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), разъяснениями, изложенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных ли муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015 (далее - Обзор судебной практики) исходили из доказанности права истца на компенсацию за изъятие земельного участка, принимая во внимание результаты проведенной по делу N А65-20192/2017 судебной оценочной экспертизы N 5830, пришли к выводу о равноценности возмещения за изымаемый у общества земельный участок в размере 14 965 000 рублей.
Выводы судов отвечают установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и примененным нормам права.
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 01.04.2015, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей с 01.04.2015, допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
К государственным или муниципальным нуждам статья 49 Земельного кодекса Российской Федерации относит необходимость выполнения международных договоров Российской Федерации; строительство, реконструкцию перечисленных в пункте 2 этой статьи объектов государственного или местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Иные основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд могут устанавливаться федеральными законами (пункт 3 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 4 Обзора судебной практики, разъяснено, что отсутствие решения об изъятии земельного участка (его части) или несоблюдение процедуры изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд само по себе не лишает правообладателя такого участка права на возмещение убытков, причиненных фактическим лишением имущества.
Статьей 281 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение (пункт 1).
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством. В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (пункт 2).
При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок (пункт 3).
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения (пункт 4).
Пунктом 5 Обзора судебной практики разъяснено, что в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд у лица, которое владеет земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, на законном основании (право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, право, основанное на договорах аренды или безвозмездного пользования) такому лицу также предоставляется соответствующее возмещение (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 1 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда (часть 2 статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости на основании решения суда. Заключенное соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступившее в законную силу решение суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества является основанием для досрочного прекращения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 3 пункт 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
Таким образом, фактическое изъятие земельного участка возможно только после предоставления правообладателю изымаемого земельного участка соответствующего возмещения.
При этом предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением о внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае соглашение об изъятии спорного земельного участка в добровольном порядке заключено не было, что послужило основанием для обращения министерства в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу "АгроТакт" о прекращении права собственности общества путем изъятия спорного земельного участка с установлением возмещения за изымаемый земельный участок.
До 01.04.2015 при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, является верным вывод судов о том, что обязанность по предоставлению правообладателю возмещения подлежит возложению на то лицо (бюджет), в интересах которого изымается земельный участок, а поскольку в настоящем случае фактическое изъятие произошло в интересах Республики Татарстан, то и возмещение должно производиться за счет средств республиканского бюджета.
При изложенных обстоятельствах, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, взыскав с Республики Татарстан в лице Министерства за счет средств казны Республики Татарстан в пользу общества "АгроТакт" 14 965 000 рублей компенсации за изъятый у общества земельный участок.
Приведенные Министерством доводы в кассационной жалобе не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, поэтому не могут служить поводом для их отмены.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют ранее приведенные доводы апелляционной жалобы, указанные доводы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее принятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 23.05.2019, и апелляционного постановления от 06.08.2019, по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2019 по делу N А65-40327/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если соглашением об изъятии недвижимости либо вступившим в законную силу решением суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации последствия наступают только после предоставления указанного возмещения.
...
До 01.04.2015 при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд предусматривалась уплата выкупной цены соответствующим публично-правовым образованием. С 01.04.2015 необходимым условием изъятия такого земельного участка является предоставление правообладателю предварительного и равноценного возмещения не только за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, но и в предусмотренных законом случаях за счет организации, на основании ходатайства которой было принято решение об изъятии (статья 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 56.4, пункт 13 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2019 г. N Ф06-53840/19 по делу N А65-40327/2018