г. Казань |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А12-1339/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Ананьева Р.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Саттаровой А.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
департамента муниципального имущества администрации Волгограда - Бескровной И.А., доверенность от 09.08.2017,
администрации Волгограда - Бескровной И.А., доверенность от 16.08.2017,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кристалл"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019
по делу N А12-1339/2019
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кристалл" (ОГРН 1023402461940, ИНН 3441019770) к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (ИНН 3444074200, ОГРН 1023403446362) о признании недействительным распоряжения, обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, с участием в деле заинтересованных лиц: администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822), департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда (ОГРН 1023403447374 ИНН 3444052045),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кристалл" (далее - заявитель, общество "Кристалл") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к департаменту муниципального имущества администрации Волгограда (далее - Департамент) о признании недействительным распоряжения Департамента от 14.12.2018 N 4869р "Об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 34:34:010022:44, учетным N 1-37-44, в собственность без проведения торгов"; обязании Департамента в месячный срок с момента вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу подготовить, подписать и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 19 815 кв.м. с кадастровым номером 34:34:010022:44, учетным N 1-37-44, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. им. Николая Отрады, 32 а, исходя из требований нормативных актов в части размеры цены земельного участка.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: администрация Волгограда, департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с судебными актами, общество "Кристалл" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители Департамента и администрации возражали на доводы заявителя кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом (арендодатель) и обществом "Кристалл" (арендатор) заключен договор аренды от 17.08.2018 N 11473 сроком по 26.07.2067 по условиям которого арендатору передан в пользование на условиях долгосрочной (краткосрочной) аренды земельный участок из земель населенных пунктом с кадастровым номером 34:34:010022:44, общей площадью 19 815 кв.м., расположенный по адресу: г. Волгоград, Тракторозаводской район, ул. им. Николая Отрады, 32 а, для размещения парка культуры с размещением строения и сооружений.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 07.09.2018.
На земельном участке с кадастровым номером 34:34:010022:44 расположены принадлежащие обществу "Кристалл" на праве собственности объекты недвижимости: административно - бытовое здание с кадастровым номером 34:34:010022:351, площадью 65,5 кв.м.; административное здание с кадастровым номером 34:34:010022:352, площадью 94,7 кв.м.
Общество "Кристалл" 16.11.2018 обратилось в Департамент заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 34:34:010022:44, под принадлежащими ему объектами недвижимости для эксплуатации парка культуры с размещением строений и сооружений.
Департамент распоряжением от 14.12.2018 N 4869р отказал обществу "Кристалл" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность без проведения торгов, мотивировав отказ тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов, поэтому в силу пункта 12 статьи 85 ЗК РФ не подлежит приватизации; площадь земельного участка многократно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости, принадлежащих на праве собственности заявителю.
Общество "Кристалл" полагая данный отказ, выраженный в распоряжении, незаконным, нарушающим его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из пояснений Департамента следует, что согласно заявлению о предоставлении земельного участка (от 17.11.2018 вх. N 30805) общество "Кристалл" просит передать в собственность земельный участок площадью 19 815 кв.м., что значительно превышает (более чем в 123 раза) площадь расположенных на нем объектов недвижимости (административное здание площадью 94,7 кв.м., с кадастровым номером 34:34:010022:352, и административно-бытовое здание, площадью 65,5 кв.м., с кадастровым номером 34:34:010022:351).
Объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, не зарегистрированы как единый имущественный комплекс.
Согласно пункту 9.7 договора земельный участок расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов.
Имеется разработанный в рамках подготовки автомобильных дорог к чемпионату мира по футболу 2018 года в Российской Федерации проект планировки и межевания реконструкции автомобильной дороги ул. им. Николая Отрады - "Сооружение - автомобильная дорога ул. им. Н. Отрады от проспекта им В.И. Ленина до дороги на г. Волжский)", в соответствии с которым часть земельного участка с учетным N 1-37-44 (кадастровый номер 34:34:010022:44) расположена в границах проектируемой улично-дорожной сети (в границах образуемого земельного участка под автодорогу с устройством бортового камня).
Согласно градостроительному заключению N 123-01 (исх. N ар 13914-18 от 31.10.2018) (пункт 2.6) земельный участок с кадастровым номером 34:34:010022:44, расположен в границах территории общего пользования, линейных объектов, в связи с чем принятие судебного акта, влекущего за собой приобретение права собственности на земельный участок, расположенный в границах территории общего пользования, линейных объектов, может повлиять на права и обязанности департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, действующего на основании Положения о департаменте по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 11.03.2015 N 26/783.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что обжалуемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Действующим законодательством установлен принцип единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости, а также предусмотрен исключительный характер права на приватизацию земельного участка собственником здания, строения.
Поэтому согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов предоставляются в собственность земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
Таким образом, необходимыми условиями для выкупа земельного участка без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3, статьи 39.20 ЗК РФ являются: нахождение на испрашиваемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности заявителю, для эксплуатации которого требуется земельный участок заявленной площадью; отнесение находящегося на участке объекта к объектам недвижимости; соответствие объекта недвижимости целям использования земельного участка и его площади, бремя доказывания необходимого размера которого возлагается на заявителя.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 ЗК РФ.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 указанной выше статьи уполномоченный орган, рассматривающий заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обязан проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, и направить принятое решение заявителю с указанием в нем всех оснований отказа (подпункт 3 пункт 5 статьи 39.17 названного Кодекса).
Статья 39.16 названного Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Пункт 6 статьи 39.16 ЗК РФ называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статьей 27 ЗК РФ установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
При этом Федеральный закон не связывает запрет приватизации земель общего пользования только с фактически находящимися на них объектами.
Согласно статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Статьей 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3). На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 5). К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6).
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Судами двух инстанций установлено, что документом территориального планирования на территории города героя Волгоград является Генеральный план Волгограда, утвержденный решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112.
В соответствии с графической частью названного Генерального плана Волгограда, испрашиваемый земельный участок расположен в границах общего пользования, линейных объектов, городских парков, скверов и бульваров.
Согласно градостроительному заключению от 31.10.2018 N 123-01 испрашиваемый земельный участок относится к территории общего пользования, а так же имеются зоны ограничения и обременения в использовании земельного участка для эксплуатации объекта.
На основании изложенного суды, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходили из доказанности факта нахождения части испрашиваемого к выкупу земельного участка за границей красной линии, то есть на территории общего пользования.
Исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим зданием, сооружением (пункт 5 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства").
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 1152/14, исключительное право собственника объекта недвижимости распространяется только на земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования, прошедший государственный кадастровый учет.
Из пункта 13 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования; предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
Руководствуясь правовым подходом, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2012 N 12955/11, суды при разрешении спора о приобретении собственником объекта недвижимости прав на земельный участок, находящийся в публичной собственности, исследовали обстоятельства, связанные с размером (площадью) земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.
Суды установили, что на испрашиваемом земельном участке площадью 19 815 кв.м. расположены два объекта недвижимости - административное и административно-бытовые здания площадью 94,7 кв.м. и 65,5 кв.м.
Заявителем не представлены доказательства того, что площадь испрашиваемого в собственность земельного участка определена исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации, в то время как бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что площадь испрашиваемых земельных участков с учетом их назначения и фактического использования соответствует требованиям статьи 35 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции правомерно пришли к выводу, что площадь испрашиваемого земельного участка многократно превышает площадь расположенных объектов, несоразмерна объектам недвижимости, отсутствует регистрация права собственности общества на объекты недвижимости как на имущественный комплекс и в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что именно испрашиваемая площадь земельного участка необходима заявителю для эксплуатации названных объектов недвижимости.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали законным и не нарушающим законные права заявителя отказ Департамента в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Доводы заявителя жалобы по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, опровергали бы выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. При этом заявитель фактически ссылается не на незаконность обжалуемых судебных актов, а выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.04.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2019 по делу N А12-1339/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из пункта 13 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования; предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Бремя доказывания необходимого размера подлежащего выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 N 64-КГ16-2).
...
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что площадь испрашиваемых земельных участков с учетом их назначения и фактического использования соответствует требованиям статьи 35 ЗК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2019 г. N Ф06-53241/19 по делу N А12-1339/2019