г. Казань |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А55-11436/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Галиуллина Э.Р., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019
по делу N А55-11436/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеллект-Строй" о взыскании судебных расходов
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интеллект-Строй", г. Москва (ОГРН 1117746982231, ИНН 7723821040) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара (ОГРН 1106315004003, ИНН 6315856460) о взыскании 4 029 155 руб. 48 коп. долга, при участии третьих лиц - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "АДК-Строй", г. Тольятти,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Интеллект-Строй" (далее - истец, ООО "Интеллект-Строй") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Самарской области) о взыскании 4 203 516 руб. 20 коп. долга.
Исковые требования заявлены в соответствии со статьей 309, пунктом 4 статьи 896 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), условиями контракта от 17.12.2014 N 5 хранения имущества сроком действия до 31.12.2014 и мотивированы тем, что ответчик ненадлежащим образом исполнил обязанность по уплате стоимости хранения имущества, обращенного в собственность государства, и иного изъятого имущества (16 транспортных средств) за период с 01.01.2015 по день фактической передачи имущества уполномоченному ответчиком лицу.
До принятия решения истец уменьшил сумму долга до 4 029 155 руб. 48 коп.
Определениями от 31.05.2018, 08.08.2018 Арбитражный суд Самарской области привлек к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "АДК-Строй", Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области - в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 16.10.2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.03.2019, Арбитражный суд Самарской области исковые требования удовлетворил, взыскав 4 029 155 руб. 48 коп. долга с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации.
ООО "Интеллект-Строй" в порядке части 2 статьи 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании судебных расходов.
Определением от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019, Арбитражный суд Самарской области заявление удовлетворил частично, взыскав 56 868 руб. судебных расходов с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации, в удовлетворении остальной части заявления - отказал.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просит состоявшиеся судебные акты отменить в части как не соответствующие нормам права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в силу статьи 126 ГК РФ, пунктов 13, 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13) требование о взыскание судебных расходов подлежит удовлетворению не за счет казны Российской Федерации, а за счет собственных средств ТУ Росимущества в Самарской области как получателя бюджетных средств.
Арбитражный суд Поволжского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в обжалуемой части, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частично удовлетворяя заявленные требования в порядке статьи 112 АПК РФ, суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела договор на оказание юридических услуг от 26,03.2018 N 3, акт оказания услуг, проездные документы, руководствуясь пунктами 10, 11, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", принимая во внимание объем оказанных представителем услуг, признал разумным и обоснованным размер судебных издержек в сумме 56 868 руб., в том числе 18 000 руб. стоимости услуг представителя, 38 868 руб. расходов, связанных с проездом представителя истца к месту проведения судебных заседаний и его проживанием.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело по имеющимся в деле доказательствам, согласился с выводами суда первой инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
Довод кассационной жалобы отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Пунктом 13 постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 разъяснено, что положения главы 24.1 БК РФ разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
Органы Федерального казначейства наделены полномочиями по организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих взыскание денежных средств с казенных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, и с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся указанные юридические лица, при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенным учреждениям для исполнения их денежных обязательств (пункт 7 статьи 161 БК РФ), - за счет средств соответствующего бюджета (статьи 242.3 - 242.6 БК РФ). Имущественные требования подлежат удовлетворению с выступающих самостоятельно в суде в качестве ответчиков казенных учреждений, осуществляющих свою деятельность за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающих исполнение денежных обязательств (пункты 2, 8, 9 статьи 161 Кодекса), а также с главных распорядителей бюджетных средств, в чьем ведении находятся эти учреждения, поэтому в резолютивной части судебных актов не содержится указания о взыскании денежных сумм за счет казны публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 N 13 судам следует иметь в виду, что исходя из определений понятий "денежные обязательства" и "получатель бюджетных средств", приведенных в статье 6 БК РФ, к числу денежных обязательств казенных учреждений, исполнение которых осуществляется в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 БК РФ, относятся в том числе их обязанности уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки или согласно положениям закона, иного правового акта, условиям договора, соглашения.
В связи с этим в указанном порядке, в частности, производится исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с БК РФ (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ, пункты 8, 9 статьи 161 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, контракт от 17.12.2014 N 5 финансируется из федерального бюджета, в связи с этим ТУ Росимущества в Самарской области в настоящем деле выступает не от своего имени, а как территориальный орган государственной власти в сфере управления государственным имуществом от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов.
Поэтому указание в определении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ.
В связи с этим довод заявителя кассационной жалобы не является основанием для отмены судебных актов в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Самарской области от 08.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2019 по делу N А55-11436/2018 в обжалуемой части оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
Э.Р. Галиуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, контракт от 17.12.2014 N 5 финансируется из федерального бюджета, в связи с этим ТУ Росимущества в Самарской области в настоящем деле выступает не от своего имени, а как территориальный орган государственной власти в сфере управления государственным имуществом от имени Российской Федерации в защиту ее прав и законных интересов.
Поэтому указание в определении суда на взыскание денежных средств с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Самарской области за счет казны Российской Федерации не является препятствием для его исполнения органом Федерального казначейства и не изменяет порядок исполнения судебных актов, предусмотренный статьей 242.3 БК РФ."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2019 г. N Ф06-52809/19 по делу N А55-11436/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-52809/19
24.07.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9516/19
21.03.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-44399/19
04.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17806/18
16.10.2018 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-11436/18