г. Казань |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А55-34433/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Галиуллина Э.Р.,
судей Королевой Н.Н., Смоленского И.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019
по делу N А55-34433/2018
по исковому заявлению акционерного общества "РН-Транс" к акционерному обществу "Первая грузовая компания" о взыскании убытков, при участии третьих лиц: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "ВРК-2", акционерное общество "ВРК-3"
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - АО "РН-Транс", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (далее - АО "ПГК", ответчик, заявитель) о взыскании убытков в размере 70 441,67 руб.
Решением Арбитражного суда самарской области от 16.05.2019, оставленным без изменений постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019, исковые требования удовлетворены.
Обжалуя принятые судебные акты в кассационном порядке, ответчик просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя кассационную жалобу нарушением судебными инстанциями норм материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва ответчика, судебная коллегия не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с ноября 2017 года по январь 2018 года по накладным N ЭН000147, ЭР146035 произведены отправки грузов в вагонах, принадлежащих на праве собственности АО "ПГК" и предоставленные АО "РН-Транс" в рамках договора транспортной экспедиции N 4350013/0297Д от 28.06.2013.
Отправка груза была произведена в технически исправных и коммерчески пригодных вагонах. За перевозку данных вагонов АО "РН-Транс" на основании договора оплатило железнодорожный тариф в полном размере. По вышеуказанным отправкам в пути следования обнаружены технические неисправности груженых вагонов, вагоны были отцеплены от основных отправок и направлены на станции назначения через станцию проведения ремонта по оформленной досылочной дорожной ведомости. В связи с чем, по прибытии вагонов на станцию назначения с ЕЛС АО "РН-Транс" произведено списание провозной платы с учетом добора провозной платы, связанного с отцепкой вагонов в ремонт в размере - 65 888,84 руб. Расчет провозной платы за вагоны, отцепленные в пути следования по технической неисправности производился по правилам и ставкам Прейскуранта 10-01 по ломаному тарифу с учетом захода вагона в ремонтное предприятие.
В силу пункта 4.1.2 договора АО "ПГК" обязано подавать под погрузку технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора АО "ПГК" обязано самостоятельно и за свой счет производить подготовку вагонов под погрузку и/или в ремонт, осуществлять текущие и плановые виды ремонтов, нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов при отправке вагонов в ремонт/из ремонта. В случае возникновения у АО "РН-Транс" затрат при осуществлении ремонта груженого или порожнего вагона в пути следования, АО "ПГК" компенсирует понесенные АО "РН-Транс" затраты.
Кроме того, согласно условиям договора, в случае возникновения у клиента (АО "РН-Транс") затрат при осуществлении ремонта груженого или порожнего вагона в пути следования, экспедитор (АО "ПГК") компенсирует клиенту понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% (НДС не облагается) от суммы понесенных клиентом затрат в течение 3 рабочих дней с момента получения счета, отчета о понесенных затратах, подлежащих возмещению, счета - фактуры с приложением заверенных копии документов, подтверждающих понесенные затраты. В данном случае сумма штрафа составила 70 441, 67 руб.
По данному факту в адрес АО "ПГК" направлена претензия, которая в части штрафа отклонена, указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца с иском в суд.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Судами установлено, что указанные в расчете иска вагоны в груженом состоянии отцеплены от основных поездов по причине обнаружения технической неисправности и направлены на иные станции для проведения ремонтных работ. После проведения текущего ремонта груженые вагоны отправлены на станцию назначения по досылочной ведомости.
На основании статьи 30 ФЗ от 10.01.2003 Устава железнодорожного транспорта произведен перерасчет провозных платежей. По прибытии вагонов на станцию назначения с ЕЛС АО "РН-Транс" произведено списание провозной платы с учетом добора провозной платы, связанного с отцепкой вагонов в ремонт.
Положения статьи 30 Устава железнодорожного транспорта не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 32 (далее - Правила N 32), в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки. После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется, исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, учитывая, что отцепка вагона влияет на исчисление сроков доставки в результате изменения вида отправки, признается правомерным и исчисление тарифа на отцепленные вагоны в соответствии с измененным видом отправки.
На основании изложенного довод ответчика о необоснованном взыскании добора тарифа в связи с тем, что отцепка вагонов в ремонт не привела ни к изменению маршрута следования, ни к увеличению пройденного расстояния обоснованно признан судами несостоятельным.
В ответ на довод ответчика о непредоставлении истцом доказательств оплаты сумм добора провозной платы истцом представлены акты оказанных услуг с измененными суммами, корректировочные акты оказанных услуг, счета-фактуры, выписки из "ЭТРАНа".
В пункте 4.1.5 договора от 28.06.2013 N 4350013/0297, стороны согласовали, что экспедитор обязуется нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов, при отправке вагонов в ремонт/из ремонта.
Исходя из буквального толкования пункта 4.1.5 экспедитор компенсирует клиенту все понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% от суммы всех понесенных клиентом затрат, включая затраты по оплате провозных платежей, доп. сборов в случае возникновения необходимости ремонта вагонов в пути следования.
Для АО "РН-Транс" вышеуказанными затратами является сумма добора провозной платы, связанная с отцепкой вагонов в ремонт в размере 70 441,67 руб.
Таким образом, затраты, предусмотренные пунктом 4.1.5 договора являются убытками.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора транспортной экспедиции от 28.06.2013 N 4350013/0297 ответчик обязан подавать под погрузку технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
Спорные вагоны были отцеплены в пути следования по причине технической неисправности, в том числе по эксплуатационной неисправности.
Неисправности эксплуатационного характера обозначены как неисправности, вызванные естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации и повлиять перевозчик на данную неисправность не может.
Технологическая неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на вагонно-ремонтных предприятиях.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются его владельцы (Приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении правил технической эксплуатации железных дорог РФ").
Таким образом, владелец спорного грузового вагона ненадлежащим образом исполняет свои обязательства в части содержания вагонов в исправном техническом состоянии, в части отсутствия контроля за производимый некачественный ремонт вагонов вагоноремонтными предприятиями.
В соответствии со статьей 30 Устава железнодорожного транспорта окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО "РЖД", предусмотрены прейскурантом N 10-01, утвержденным постановлением ФЭК от 17.06,2003 N 47-т/5, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.07.2003 N 4882.
ОАО "РЖД" произведен перерасчет провозной платы в соответствии с данным прейскурантом.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 5 к Приказу Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально - опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Устава железнодорожного транспорта железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 21 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не допускается пускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
При приеме собственных порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов. Собственные порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей.
Размер платежей определяется по каждой отправке на основании Тарифного руководства "Прейскурант 10-01", утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, зарегистрированного в Минюсте России 09.07.2003 N 4882.
В соответствии с пунктом 2.4.1.2. Прейскуранта 10-01 при определении платы устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая, сборная повагонная или отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива и при определении платы - вменяются соответствующие правила ее расчета, приведенные в Тарифном руководстве.
Размер платы при перевозке грузов определяется в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки. В таблице 5 Приложения 4 к разделу 2 Тарифного - Руководства N 1 (Прейскурант 10-01) установлены поправочные коэффициенты при определении платы для повагонной, групповой, маршрутной отправок грузов. Применение того или иного коэффициента зависит, в частности, от количества вагонов в отправке.
Следовательно, при расчете тарифа в данном случае должен быть применен иной коэффициент из таблицы 5, поэтому перевозчиком произведен перерасчет провозной платы по прибытию груза на станцию назначения как для повагонной отправки.
Из материалов дела следует, что при осуществлении перевозки по спорным накладным были выявлены обстоятельства, препятствующие дальнейшей перевозке вагонов по причине обнаружения технических неисправностей, которые были устранены и произведен перерасчет провозных платежей, в результате чего истцом начислена дополнительная провозная плата, в отношении которой АО "РН-Транс" заявлены исковые требования.
Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 года N 50) перевозчик на всем пути следования в процессе перевозки осуществляет на сортировочных и промежуточных станциях техническое обслуживание вагонов, в том числе и текущий отцепочный ремонт с отцепкой неисправных вагонов от сформированного состава.
Факт отцепки вагонов для устранения технических неисправностей и ведения ремонтных работ подтвержден прилагаемыми к материалам дела документам, а именно актами общей формы, уведомлениями формы ВУ-23, ВУ-36, расчетно-дефектными ведомостями, досылочными дорожными ведомостями, актами-рекламациями, справками 2651 ИВЦ ЖА.
В актах - рекламации, которые имеются в материалах дела, указаны виновные лица в ремонте - АО "ВРК-2", АО "ВРК-3".
Между АО "ПГК" и АО "ВРК-2", АО "ВРК-3" заключены договоры на плановые виды ремонта грузовых вагонов, в соответствии с которым вагоноремонтные предприятия обязаны проводить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов.
Договорами предусмотрен гарантийный срок и условие о том, что расходы, понесенные по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, заказчик (АО "ПГК") предъявляет и направляет в депо подрядчика, производившего плановый ремонт.
Судами установлено, что вагоны, отцепленные по причине технологической неисправности, были отцеплены как не выдержавшие гарантийного срока после ремонта.
Между АО "РН-Транс" и АО "ПГК" отсутствуют договорные отношения по ремонту вагонов. В материалы дела предоставлен полный комплект документов по технической неисправности технологического и эксплуатационного характера.
Возражения ответчика о его несогласии с компенсацией затрат истца по несению всех расходов по оплате провозных платежей, дополнительных сборов при отправке вагонов в ремонт/из ремонта обоснованно отклонен, поскольку указанные условия согласованы сторонами в пунктах 4.1.2, 4.1.5 договора, который подписан без замечаний и возражений.
Учитывая изложенное, судебные инстанции правомерно пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя жалобы о ссылке суда на ответ АО "ВРК-3" от 03.07.2018 N 159, который отсутствует в материалах дела является обоснованным. Вместе с тем указанная ссылка не привела к принятию неправильного решения.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах, где им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки приведённых доводов у суда кассационной инстанции нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2019 по делу N А55-34433/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Р. Галиуллин |
Судьи |
Н.Н. Королева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Устава железнодорожного транспорта железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 21 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не допускается пускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
...
Размер платежей определяется по каждой отправке на основании Тарифного руководства "Прейскурант 10-01", утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, зарегистрированного в Минюсте России 09.07.2003 N 4882."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф06-54182/19 по делу N А55-34433/2018