г. Самара |
|
26 июля 2019 г. |
дело N А55-34433/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Балашевой В.Т., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калякиной К.А.,
с участием:
от акционерного общества "РН-Транс" - Цицулина М.Н., доверенность от 23.11.2018,
от акционерного общества "Первая грузовая компания" - Новакова Н.А., доверенность от 01.03.2018,
от третьих лиц представители не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания" на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2019 года по делу N А55-34433/2018 (судья Богданова Р.М.)
по иску акционерного общества "РН-Транс" (ОГРН 1026303117082, ИНН 6330017677) к акционерному обществу "Первая грузовая компания" (ОГРН 1077758336985, ИНН 7708643971) о взыскании,
третьи лица: открытое акционерное общество "Российские железные дороги", акционерное общество "ВРК-2", акционерное общество "ВРК-3".
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РН-Транс" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к акционерному обществу "Первая Грузовая Компания" (далее - ответчик) о взыскании убытков в размере 70 441,67 руб.
Решением от 16.05.2019 исковые требования удовлетворены в заявленном размере, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика.
Ответчик не согласился с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом не рассмотрены и не учтены доводы ответчика, о том, что истец не представил доказательств вины АО "ПГК".
Материалами дела подтверждено, что в неисправности вагонов и в их отцепке признаны виновными иные лица, а не АО "ПГК".
Суд сослался на ответ АО "ВРК-3" от 03.07.2018 N 159, который в материалах дела отсутствует.
Вывод суда о том, что отцепка вагона влияет на исчисление сроков доставки в результате изменения вида отправки, признается правомерным и исчисление тарифа на отцепленные вагоны в соответствии с измененным видом отправки, противоречит действующим нормам права.
Расчет платы за пробег спорных груженых вагонов, отцепленных в пути следования от групповой отправки для проведения текущего отцепочного ремонта, и прибывших в первоначальный пункт назначения по досылочной дорожной ведомости, должен рассчитываться по виду основной отправки (групповая).
Судом не рассмотрен довод о том, что отцепка вагонов не привела ни к изменению маршрута, ни к увеличению расстояния. Не исследованы представленные в материалы дела доказательства.
Судом в нарушение норм гражданского права применены две меры ответственности за одно правонарушение. Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца отклонил жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. С учетом мнения представителей сторон и в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Проверив материалы дела, ознакомившись с отзывом истцом, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В период с ноября 2017 года по январь 2018 года по накладным N ЭН000147, ЭР146035 были произведены отправки грузов в вагонах, принадлежащих на праве собственности АО "ПГК" и предоставленные АО "РН-Транс" в рамках договора транспортной экспедиции N 4350013/0297Д от 28.06.2013.
Отправка груза была произведена в технически исправных и коммерчески пригодных вагонах. За перевозку данных вагонов АО "РН-Транс" на основании договора оплатило железнодорожный тариф в полном размере. По вышеуказанным отправкам в пути следования были обнаружены технические неисправности груженых вагонов, вагоны были отцеплены от основных отправок и направлены на станции назначения через станцию проведения ремонта по оформленной досылочной дорожной ведомости. В связи с чем, по прибытии вагонов на станцию назначения с ЕЛС АО "РН-Транс" было произведено списание провозной платы с учетом добора провозной платы, связанного с отцепкой вагонов в ремонт в размере - 65 888,84 руб. Расчет провозной платы за вагоны, отцепленные в пути следования по технической неисправности производился по правилам и ставкам Прейскуранта 10-01 по ломаному тарифу с учетом захода вагона в ремонтное предприятие.
В силу пункта 4.1.2 договора АО "ПГК" обязано подавать под погрузку технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора АО "ПГК" обязано самостоятельно и за свой счет производить подготовку вагонов под погрузку и/или в ремонт, осуществлять текущие и плановые виды ремонтов, нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов при отправке вагонов в ремонт/из ремонта. В случае возникновения у АО "РН-Транс" затрат при осуществлении ремонта груженого или порожнего вагона в пути следования, АО "ПГК" компенсирует понесенные АО "РН-Транс" затраты.
Кроме того, согласно условиям договора, в случае возникновения у клиента (АО "РН-Транс") затрат при осуществлении ремонта груженого или порожнего вагона в пути следования, экспедитор (АО "ПГК") компенсирует клиенту понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% (НДС не облагается) от суммы понесенных клиентом затрат в течение 3 рабочих дней с момента получения счета, отчета о понесенных затратах, подлежащих возмещению, счета - фактуры с приложением заверенных копии документов, подтверждающих понесенные затраты. В данном случае сумма штрафа составила 70 441, 67 руб.
По данному факту в адрес АО "ПГК" была направлена претензия, которая в части штрафа была отклонена, указанное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований в связи с их необоснованностью.
Судом установлено, что указанные в расчете иска вагоны в груженом состоянии были отцеплены от основных поездов по причине обнаружения технической неисправности и направлены на иные станции для проведения ремонтных работ. После проведения текущего ремонта груженые вагоны были отправлены на станцию назначения по досылочной ведомости.
На основании статьи 30 ФЗ от 10.01.2003 Устава железнодорожного транспорта был произведен перерасчет провозных платежей. По прибытии вагонов на станцию назначения с ЕЛС АО "РН-Транс" было произведено списание провозной платы с учетом добора провозной платы, связанного с отцепкой вагонов в ремонт.
Положения статьи 30 Устава железнодорожного транспорта не исключают возможности перерасчета стоимости перевозки при выявлении обстоятельств, влекущих за собой такую необходимость.
Согласно пункту 8 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 32 (далее - Правила N 32), в случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки (далее - основная отправка) вследствие его неисправности перевозчик обязан составить об этом акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправки, наименования и кода станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования и кода груза.
Данные об отцепленном вагоне (группе вагонов) также вычеркиваются перевозчиком из следовавшего с основной отправкой вагонного листа. Такое исправление с указанием причины отцепки вагона (группы вагонов) заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика и строчным штемпелем станции отцепки. После устранения неисправности на основании данных акта общей формы перевозчиком на каждый отцепленный вагон составляются новый вагонный лист и досылочная дорожная ведомость, с которыми такой вагон следует на станцию назначения. Досылочная дорожная ведомость заполняется перевозчиком по форме и в порядке, установленным в правилах заполнения перевозочных документов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Срок доставки груза, находящегося в отцепленном от маршрутной или групповой отправки вагоне, после устранения неисправности вагона исчисляется, исходя из нормы суточного пробега, установленной для повагонной отправки.
Таким образом, учитывая, что отцепка вагона влияет на исчисление сроков доставки в результате изменения вида отправки, признается правомерным и исчисление тарифа на отцепленные вагоны в соответствии с измененным видом отправки.
На основании изложенного довод ответчика о необоснованном взыскании добора тарифа в связи с тем, что отцепка вагонов в ремонт не привела ни к изменению маршрута следования, ни к увеличению пройденного расстояния судом первой инстанции признан несостоятельным.
В ответ на довод ответчика о непредоставлении истцом доказательств оплаты сумм добора провозной платы истцом представлены акты оказанных услуг с измененными суммами, корректировочные акты оказанных услуг, счета-фактуры, выписки из "ЭТРАНа".
В пункте 4.1.5 договора от 28.06.2013 N 4350013/0297, стороны согласовали, что экспедитор обязуется нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов, при отправке вагонов в ремонт/из ремонта.
Исходя из буквального толкования пункта 4.1.5 экспедитор компенсирует клиенту все понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% от суммы всех понесенных клиентом затрат, включая затраты по оплате провозных платежей, доп. Сборов в случае возникновения необходимости ремонта вагонов в пути следования.
Для АО "РН-Транс" вышеуказанными затратами является сумма добора провозной платы, связанная с отцепкой вагонов в ремонт в размере 70 441,67 руб.
Таким образом, затраты, предусмотренные пунктом 4.1.5 договора являются убытками.
В соответствии с пунктом 4.1.2 договора транспортной экспедиции от 28.06.2013 N 4350013/0297 ответчик обязан подавать под погрузку технически исправные и коммерчески пригодные вагоны.
В соответствии с пунктом 4.1.5 договора АО "ПГК" обязано самостоятельно и за свой счет производить подготовку под погрузку и/или в ремонт, осуществлять текущие и плановые виды ремонтов, нести все расходы по оплате провозных платежей, дополнительных сборов при отправке вагонов в ремонт/из ремонта. В случае возникновения у АО "РН-Транс затрат при осуществлении ремонта груженного или порожнего вагона в пути следования, АО "ПГК" компенсирует понесенные АО "РН-Транс" затраты.
Вагоны, указанные в исковом заявлении истца были отцеплены в пути следования по причине технической неисправности, в том числе по эксплуатационной неисправности.
Неисправности эксплуатационного характера обозначены как неисправности, вызванные естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации и повлиять перевозчик на данную неисправность не может.
Технологическая неисправность, связанная с качеством изготовления и выполнения плановых и неплановых ремонтов грузовым вагонам в депо, на вагонно-ремонтных предприятиях.
Ответственными за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, являются его владельцы (Приказ Министерства транспорта РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении правил технической эксплуатации железных дорог РФ".
Таким образом, владелец спорного грузового вагона ненадлежащим образом исполняет свои обязательства в части содержания вагонов в исправном техническом состоянии, в части отсутствия контроля за производимый некачественный ремонт вагонов вагоноремонтными предприятиями.
В соответствии со статьей 30 Устава железнодорожного транспорта окончательные расчеты за перевозку грузов, грузобагажа и дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, производятся грузополучателем (получателем) по прибытии грузов, грузобагажа на железнодорожную станцию назначения до момента их выдачи. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозок и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и штрафов, перерасчет может производиться после выдачи грузов, грузобагажа.
Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые ОАО "РЖД", предусмотрены прейскурантом N 10-01, утвержденным постановлением ФЭК от 17.06,2003 N 47-т/5, зарегистрированным в Минюсте РФ 09.07.2003 N 4882.
ОАО "РЖД" произведен перерасчет провозной платы в соответствии с данным прейскурантом.
В соответствии с пунктом 2 Приложения 5 к Приказу Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально - опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Устава железнодорожного транспорта железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 21 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, не допускается пускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Требования к техническому состоянию железнодорожного подвижного состава и производству его технического обслуживания и ремонта устанавливаются нормами и правилами. Порядок его технического обслуживания и ремонта, в ходе которого подтверждается исправное техническое состояние железнодорожного подвижного состава, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.
При приеме собственных порожних вагонов к перевозке уполномоченными работниками перевозчика производится осмотр технического состояния таких вагонов. Собственные порожние вагоны, имеющие технические неисправности (за исключением вагонов, следующих в ремонт), угрожающие безопасности движения, к перевозке не принимаются, о чем перевозчик уведомляет отправителя в письменной форме с указанием выявленных технических неисправностей.
Размер платежей определяется по каждой отправке на основании Тарифного руководства "Прейскурант 10-01", утвержденного постановлением ФЭК РФ от 17.06.2003 N 47-т/5, зарегистрированного в Минюсте России 09.07.2003 N 4882.
В соответствии с пунктом 2.4.1.2. Прейскуранта 10-01 при определении платы устанавливается вид отправки предъявленного к перевозке груза (повагонная, групповая, маршрутная, контейнерная, мелкая, сборная повагонная или отправка в составе поездного формирования, не принадлежащего перевозчику РЖД), тип и принадлежность вагона, контейнера, локомотива и при определении платы - вменяются соответствующие правила ее расчета, приведенные в Тарифном руководстве.
Размер платы при перевозке грузов определяется в зависимости от расстояния перевозки и видов отправки. В таблице 5 Приложения 4 к разделу 2 Тарифного -Руководства N 1 (Прейскурант 10-01) установлены поправочные коэффициенты при определении платы для повагонной, групповой, маршрутной отправок грузов. Применение того или иного коэффициента зависит, в частности, от количества вагонов в отправке.
Следовательно, при расчете тарифа в данном случае должен быть применен иной коэффициент из таблицы 5, поэтому перевозчиком произведен перерасчет провозной платы по прибытию груза на станцию назначения как для повагонной отправки.
Из материалов дела следует, что при осуществлении перевозки по спорным накладным были выявлены обстоятельства, препятствующие дальнейшей перевозке вагонов по причине обнаружения технических неисправностей, которые были устранены и произведен перерасчет провозных платежей, в результате чего АО "РН-Транс" начислена дополнительная провозная плата, в отношении которой истцом заявлены исковые требования.
Согласно Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 года N 50) перевозчик на всем пути следования в процессе перевозки осуществляет на сортировочных и промежуточных станциях техническое обслуживание вагонов, в том числе и текущий отцепочный ремонт с отцепкой неисправных вагонов от сформированного состава.
Факт отцепки вагонов для устранения технических неисправностей и ведения ремонтных работ подтвержден прилагаемыми к материалам дела документам, а именно актами общей формы, уведомлениями формы ВУ-23, ВУ-36, расчетно-дефектными ведомостями, досылочными дорожными ведомостями, актами-рекламациями, справками 2651 ИВЦ ЖА.
В актах - рекламации, которые имеются в материалах дела, указаны виновные лица в ремонте - АО "ВРК-2", АО "ВРК-3".
Между АО "ПГК" и АО "ВРК-2", АО "ВРК-3" заключены договоры на плановые виды ремонта грузовых вагонов, в соответствии с которым вагоноремонтные предприятия обязаны проводить плановые виды ремонта (деповской, капитальный) грузовых вагонов.
Договорами предусмотрен гарантийный срок и условие о том, что расходы, понесенные по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, заказчик (АО "ПГК") предъявляет и направляет в депо подрядчика, производившего плановый ремонт.
Судом установлено, что вагоны, отцепленные по причине технологической неисправности, были отцеплены как не выдержавшие гарантийного срока после ремонта.
Между АО "РН-Транс" и АО "ПГК" отсутствуют договорные отношения по ремонту вагонов. В материалы дела был предоставлен полный комплект документов по технической неисправности технологического и эксплуатационного характера.
Возражения ответчика о его несогласии с компенсацией затрат истца по несению всех расходов по оплате провозных платежей, дополнительных сборов при отправке вагонов в ремонт/из ремонта судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку указанные условия согласованы сторонами в пунктах 4.1.2, 4.1.5 договора.
Суд первой инстанции со ссылкой на статью 421 ГК РФ (о свободе договора), 432, 433 ГК РФ правильно указал, что ответчик заключил договор без замечаний и возражений, следовательно, ему изначально были ясны условия договора и в их конкретизации он не нуждался. Вопросы по толкованию условий договора возникли у ответчика только после обращения истца с иском в суд.
При таких обстоятельствах заявленное требование судом первой инстанции правомерно признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на ответчика по правилам статьи 110 АПК РФ.
Довод ответчика о том что судом применены две меры ответственности за одно и тоже нарушение отклоняется как необоснованный.
Исходя из буквального толкования пункта 4.1.5 договора экспедитор компенсирует клиенту все понесенные им затраты и уплачивает сверх затрат штраф в размере 3% от суммы всех понесенных клиентом затрат, включая затраты по оплате провозных платежей, дополнительных сборов в случае возникновения необходимости ремонта вагонов в пути следования.
Судом установлено, что для АО "РН-Транс" вышеуказанными затратами является сумма добора провозной платы, связанная с отцепкой вагонов в ремонт.
В соответствии со статьей 15 ГК РФ по убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно произвести для восстановления нарушенного права.
Таким образом затраты, предусмотренные пунктом 4.1.5 договора являются убытками истца, сверх данной суммы ответчик обязан компенсировать штраф в размере 3%, указанный в договоре.
Довод заявителя жалобы о ссылке суда на ответ АО ВРК-3 от 03.07.2018 N 159, который отсутствует в материалах дела является обоснованным. Вместе с тем указанная ссылка не привела к принятию неправильного решения.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Обжалуемое решение является законным и обоснованным, выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не противоречат судебной практике по аналогичным спорам, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16 мая 2019 года по делу N А55-34433/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Первая грузовая компания" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Демина |
Судьи |
В.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34433/2018
Истец: АО "РН-Транс"
Ответчик: АО "Первая Грузовая Компания", Самарский филиал
Третье лицо: АО "ВРК-2", АО "ВРК-3", АО "Первая грузовая компания, ОАО "Российские железные дороги"