г. Казань |
|
02 декабря 2019 г. |
Дело N А06-41/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Топорова А.В., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" - Кубенко А.Г., доверенность от 27.12.2018,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019
по делу N А06-41/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (ОГРН 1022301424254, ИНН 2309051942) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (ОГРН 1043000718200, ИНН 3015067349), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: индивидуального предпринимателя Былинка Георгия Евгеньевича, о признании незаконным и отмене предписания от 10.10.2018 N 410/288-18,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Югнефтепродукт" (далее - ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области (далее - Управление Росреестра по Астраханской области, Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене предписания от 10.10.2018 N 410/288-18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Былинка Георгий Евгеньевич (далее - ИП Былинка Г.Е.).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2019 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от 10.10.2018 N 410/288-18 признано незаконным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2019 отменено.
По делу принят новый судебный акт. ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене предписания от 10.10.2018 N 410/288-18.
ООО "Лукойл-Югнефтепродукт", не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела просит его отменить, и оставить в силе решение Арбитражного суда Астраханской области от 13.06.2019.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, заслушав представителя Общества, арбитражный суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в Управление Росреестра по Астраханской области поступило заявление ИП Былинка Григория Евгеньевича от 24.08.2018, зарегистрированное 29.08.2018 за N 461/18, по вопросу нарушения земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, д. 82А.
Управлением Росреестра по Астраханской области при согласовании с Прокуратурой Астраханской области вынесено Распоряжение от 10.09.2018 N 1450 о проведении внеплановой документарной и выездной проверки соблюдения земельного законодательства юридического лица - ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт", место нахождения: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Лесогорская, 85, место фактического осуществления деятельности: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, 82а, с целью выявления и пресечения нарушений земельного законодательства. В качестве основания проведения проверки указано - обращение от 29.08.2018 N 461/18.
В ходе проверки установлено, что земельный участок из категории земель "земли населенных пунктов" с кадастровым номером 30:12:041200:26, с разрешенным использованием - для эксплуатации нефтебазы площадью 179839 кв.м., расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, д. 82А, используется ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" для эксплуатации нефтебазы.
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью. В соответствии со сведениями, внесенными в государственный кадастр недвижимости, площадь земельного участка составляет 179839 кв.м.
В качестве основания использования земельного участка представлен договор аренды земельного участка от 12.05.2014 N 127, заключенный между ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" (арендатор) и Управлением земельными ресурсами администрации города Астрахани (арендодатель), по условиям которого арендодатель предоставляет арендатору земельный участок с кадастровым номером 30:12:041200:26, со срок действия с 14.06.2011 по 13.06.2036. Договор аренды прошел государственную регистрацию, что подтверждено выпиской из ЕГРН.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что по результатам геодезических измерений на местности по существующим ограждениям установлено, что с северо-восточной стороны земельный участок с кадастровым номером 30:12:041200:26, с разрешенным использованием - для эксплуатации нефтебазы, площадью 179839 кв.м., расположенный по адресу: г. Астрахань, Трусовский район, пл. Заводская, д. 82А увеличен на 154 кв.м.
Таким образом, контролирующим органом при проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" выявлено нарушение требований земельного законодательства - самовольное занятие земельного участка, что является нарушением ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Геодезические измерения проводились с помощью спутниковой аппаратуры GPS TOPCON Hyper SR в RTK-режиме, что отражено в Справке по результатам проверки земельного участка от 10.10.2018.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 10.10.2018 N 206.
12 октября 2018 года ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" вручено предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 10.10.2018 N 410/288-18, со сроком исполнения - 10.04.2019.
01 ноября 2018 года деятельность ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" прекращена в результате реорганизации в форме присоединения. Согласно сведений ЕГРЮЛ, правопреемником ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" является ООО "Лукойл-Югнефтепродукт". В силу части 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации Общество является правопреемником всех прав и обязанностей "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт".
Не согласившись с вынесенным предписанием от 10.10.2018 N 410/288-18 ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что проверка в отношении ООО "ЛукойлНижневолжскнефтепродукт" проведена с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Акт проверки от 10.10.2018 N 206 не может быть признан допустимым доказательством по делу, поскольку составлен с нарушением требований пункта 4 статьи 15 Федерального закона N 294-ФЗ, пункта 7 части 2 статьи 16 Федерального закона N 294-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что предписание от 10.10.2018 N 410/288-18 вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ. Оспариваемое предписание от 10.10.2018 N 410/288-18 направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований земельного законодательства и является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства.
Суд кассационной инстанции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции в силу следующего.
Исходя из смысла части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, подпунктом "а" пункта 2 части 2, части 5 статьи 10, частями 1, 2 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктом 3 статьи 3, статьей 5, пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26, статьями 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что Управлением проведена проверка соблюдения земельного законодательства по адресу места нахождения гидросооружений и воздушных нефтепроводов: г. Астрахань, пл. Заводская, д. 82а в Трусовском районе г. Астрахани, то есть в пределах обращения и распоряжения о проведении проверки от 10.09.2018 N 1450; геодезические измерения проводились с помощью спутниковой аппаратуры GPS TOPCON Hyper SR в RTK-режиме (свидетельство о поверке N 06125188 действительно до 06.06.2019), что отражено в Справке по результатам проверки земельного участка от 10.10.2018; из акта проверки от 10.10.2018 N 206 следует, что проверка проведена в присутствии представителя Общества (по доверенности) - Орлова С.В., который подписал акт проверки без замечаний, суд апелляционной инстанции сделал вывод о законности предписания управления от 10.10.2018 N 410/288-18 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, руководствуясь положениями части 3 статьи 69 АПК РФ и определенияя Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1861-О, суд апелляционной инстанций обоснованно принял во внимание факт привлечения ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" к административной ответственности в виде штрафа на сумму 100 000 руб. за нарушение статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (Постановление суда апелляционной инстанции вступило в законную силу 22.04.2019, что подтверждается постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А06-12514/2018).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что контролирующий орган вышел за рамки проверки, обоснованно не приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку нормы Федерального закона N 294-ФЗ не содержат положений, ограничивающих пределы проводимых контрольных мероприятий проверкой лишь тех доводов, которые указаны в обращениях и заявлениях граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средствах массовой информации и которые послужили основанием для проведения соответствующей проверки.
При этом в силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом проведенной внеплановой проверки являлось, в том числе, соблюдение Обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных действующим законодательством (пункт 7 распоряжения о проведении проверки N 1450 от 10.09.2018.
Также, пунктом 6 распоряжения о проведении проверки N 1450 от 10.09.2018 установлено, что задачами настоящей проверки являются соблюдение земельного законодательства, требований охраны и использования земель.
Кроме того, как следует из материалов проверки, Управлением проведена проверка соблюдения земельного законодательства по адресу места нахождения гидросооружений и воздушных нефтепроводов: г. Астрахань, пл. Заводская, д. 82а в Трусовском районе г. Астрахани, то есть в пределах обращения и распоряжения о проведении проверки N 1450 от 10.09.2018.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что предписание N 410/288-18 от 10.10.2018 вынесено уполномоченным органом, соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконную обязанность исходя из содержательно-правового смысла статьи 198 АПК РФ, оспариваемое предписание от 10.10.2018 N 410/288-18 направлено на устранение допущенных Обществом нарушений требований земельного законодательства и является реально исполнимым заявителем способами, не противоречащими положениям действующего законодательства, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных ООО "Лукойл-Югнефтепродукт" требований.
Доводы кассационной жалобы Общества проверены судом кассационной инстанции и подлежат отклонению, поскольку являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку, что в силу положении статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2019 по делу N А06-41/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
М.А. Савкина |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные в дело документы в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, подпунктом "а" пункта 2 части 2, части 5 статьи 10, частями 1, 2 статьи 16, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ, пунктом 3 статьи 3, статьей 5, пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26, статьями 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что Управлением проведена проверка соблюдения земельного законодательства по адресу места нахождения гидросооружений и воздушных нефтепроводов: г. Астрахань, пл. Заводская, д. 82а в Трусовском районе г. Астрахани, то есть в пределах обращения и распоряжения о проведении проверки от 10.09.2018 N 1450; геодезические измерения проводились с помощью спутниковой аппаратуры GPS TOPCON Hyper SR в RTK-режиме (свидетельство о поверке N 06125188 действительно до 06.06.2019), что отражено в Справке по результатам проверки земельного участка от 10.10.2018; из акта проверки от 10.10.2018 N 206 следует, что проверка проведена в присутствии представителя Общества (по доверенности) - Орлова С.В., который подписал акт проверки без замечаний, суд апелляционной инстанции сделал вывод о законности предписания управления от 10.10.2018 N 410/288-18 об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, руководствуясь положениями части 3 статьи 69 АПК РФ и определенияя Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1861-О, суд апелляционной инстанций обоснованно принял во внимание факт привлечения ООО "Лукойл-Нижневолжскнефтепродукт" к административной ответственности в виде штрафа на сумму 100 000 руб. за нарушение статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. (Постановление суда апелляционной инстанции вступило в законную силу 22.04.2019, что подтверждается постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А06-12514/2018).
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что контролирующий орган вышел за рамки проверки, обоснованно не приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку нормы Федерального закона N 294-ФЗ не содержат положений, ограничивающих пределы проводимых контрольных мероприятий проверкой лишь тех доводов, которые указаны в обращениях и заявлениях граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средствах массовой информации и которые послужили основанием для проведения соответствующей проверки.
При этом в силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ предметом проведенной внеплановой проверки являлось, в том числе, соблюдение Обществом в процессе осуществления деятельности обязательных требований, установленных действующим законодательством (пункт 7 распоряжения о проведении проверки N 1450 от 10.09.2018."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 2 декабря 2019 г. N Ф06-54143/19 по делу N А06-41/2019