г. Казань |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А49-8058/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Топорова А.В., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
заявителя - Неродигречка Т.И., доверенность от 16.09.2019, Гордеева Ю.Г., доверенность от 16.09.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сурская электросетевая компания"
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019
по делу N А49-8058/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сурская электросетевая компания" к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, к должностному лицу - начальнику Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Клак Н.В. о признании незаконным бездействие Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - по непринятию Административного регламента по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); об обязании разработать и принять вышеуказанный Административный регламент,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сурская электросетевая компания" (далее - заявитель, общество, ООО "Сурская электросетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области, к должностному лицу - начальнику Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области Клак Н.В. о признании незаконным бездействие Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области - по непринятию Административного регламента по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов); об обязании разработать и принять вышеуказанный Административный регламент.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 24.05.2019 8 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнения к ней общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, а также несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на кассационную жалобу Правительство Пензенской области, Управление Минюста Российской Федерации по Пензенской области и Управление по регулированию и энергосбережению Пензенской области (далее - Управление тарифов) просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 10.12.2019 до 12 часов 00 минут. Информация о перерыве размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, отзывов на кассационную жалобу, выслушав пояснения представителей заявителя, судебная коллегия установила следующее
Предметом спора по настоящему спору является бездействие Управления тарифов по непринятию Административного регламента по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении заявлений о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов судами подлежит установлению совокупность двух условий - несоответствие действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае оспаривания бездействия органа заявителю следует доказать, что орган был обязан совершить данное действие, по настоящему делу - принять административный регламент.
Общество 12.01.2018 обратилось в Управление тарифов с заявлением на установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для ООО "Сурская электросетевая компания" на 2018 год.
20.04.2018 Управление тарифов издало приказ N 14 об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между филиалом ПАО "МРСК Волги" - "Пензаэнерго" и ООО "Сурская электросетевая компания" на 2018 год и признании утратившими силу отдельных положений приказа Управления тарифов от 29.12.2017 N 189.
Приказ от 20.04.2018 N 14 оспорен обществом в судебном порядке.
Решением Пензенского областного суда от 10.09.2018 по делу N 3а-87/2018 отказано в удовлетворении искового заявления ООО "Сурская электросетевая компания" о признании недействующими отдельных пунктов приказа Управления тарифов от 20.04.2018 N 14.
Апелляционным постановлением от 21.02.2019 по делу N 29-АПК18-8 Верховный Суд Российской Федерации отменил решение Пензенского областного суда и признал недействующими с даты принятия пункты 1, 2 приказа Управления тарифов от 20.04.2018 N 14.
Заявитель полагает, что принятие незаконного приказа об установлении ответчиком тарифов является, в том числе, следствием отсутствия Административного регламента оказания услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в связи с чем, общество обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с настоящими требованием.
Свое обращение в суд ООО "Сурская электросетевая компания" мотивирует тем, что отсутствие Административного регламента предоставления государственной услуги нарушает его права и законные интересы. Как указывает заявитель, непринятие указанного документа порождает бесконтрольность в предоставлении государственной услуги и возможность принятия решений на усмотрение должностных лиц.
Таким образом, целью обращения заявителя в арбитражный суд было обязание Управления тарифов разработать единые правила для всех заявителей на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, полагая, что в отсутствие таких правил нарушается принцип равенства прав и обязанностей сетевых организаций.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды исходили из того, что разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг является обязательным в случае включения услуги в перечень государственных услуг нормативным актом субъекта Российской Федерации.
В данном случае, как посчитали суды, услуга по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям не включена ни в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пензенской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 23.01.2012 N 22-пП, ни в Реестр государственных услуг Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.01.2012 N 30-пП.
Суды указали, что Пунктом 7(1) постановления Правительства Российской Федерации "О разработке и утверждении административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг" от 16.06.2011 N 373 (в редакции от 03.11.2018) установлено, что регламент разрабатывается, как правило, после включения соответствующей государственной услуги в перечень государственных услуг и государственных функций по осуществлению государственного контроля (надзора).
Из изложенных норм Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2011 N 373 следует, что разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг является обязательным в случае включения услуги в перечень, в данном случае, государственных услуг нормативным актом субъекта Российской Федерации.
Рассматриваемая услуга не включена в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти Пензенской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 23.01.2012 N 22-пП.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволил судам прийти к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным бездействие Управления тарифов по непринятию Административного регламента и обязании госоргана разработать и принять такой регламент.
Судебная коллегия кассационной инстанции признает правовую позицию нижестоящих судов правильной в связи со следующим.
В соответствие с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы), указанные в статье 23.1 указанного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 1.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 04.08.2010 N 440-пП, Управление тарифов является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов), энергосбережения и контроля в установленных сферах деятельности на территории Пензенской области в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 3.2 Положения Управление тарифов устанавливает тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике"; приказом Федеральной службы по тарифам России от 17.02.2012 N 98-э "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки"; приказом Федеральной службы по тарифам России от 28.03.2013 N 313-э "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов"
Как усматривается из материалов дела, обязанность по установлению тарифов Управлением тарифов выполняется.
Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с Законом N 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (статья 3 настоящего Закона).
Согласно пункту 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 14 статьи 13 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как обоснованно указано в обжалуемых судебных актах, разработка и утверждение административных регламентов предоставления государственных услуг является обязательным в случае включения услуги в перечень государственных услуг нормативным актом субъекта Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, обеспечения доступности и прозрачности сведений о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области, и об услугах, предоставляемых подведомственными им учреждениями (организациями). постановлением Правительства Пензенской области от 13.12.2011 N 899-пП разработан Порядок формирования и ведения Реестра государственных услуг Пензенской области (далее - Порядок).
Реестр государственных услуг Пензенской области (представляет собой систематизированный перечень сведений о государственных услугах, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Пензенской области; о государственных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг; об услугах, предоставляемых государственными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) (далее - сведения); о государственных услугах, полномочия по реализации которых осуществляются государственными учреждениями (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка включение в Реестр осуществляется на основании нормативного правового акта, наделяющего соответствующий исполнительный орган государственной власти пензенской области полномочиями по предоставлению государственной услуги. Как обоснованной указали суды, административный регламент таким актом не является.
Во исполнение Закона N 210-ФЗ, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 24.01.2012 утвержден Реестр государственных услуг Пензенской области.
В ходе судебного разбирательства установлено, что услуга по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям в Реестр государственных услуг Пензенской области утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 24.01.2012 N 30-пП не включена.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что разработка Административного регламента предшествует включению в Реестр государственных услуг, отклоняется судом как не соответствующий пункту 1.3 Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 29.06.2011 N 410-пП.
Таким образом, непринятие Административного регламента представления государственной услуги по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям Управлением тарифов, не свидетельствует о бездействии госоргана, поскольку обязанность по разработке Административного регламента возникнет только после включения указанной услуги в Реестр государственных услуг.
Кроме того, суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что ООО "Сурская электросетевая компания", предъявляя настоящие требования об обязании Управления тарифов принять нормативный правовой акт, предлагает суду вмешаться в нормотворческую деятельность госоргана, что не входит в компетенцию органов судебной власти. Принятие по указанным вопросам нормативно-правовых актов, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов исполнительной власти, поэтому суд не вправе обязать принять какой-либо нормативно-правовой акт вне порядка, установленного действующим законодательством.
Довод общества о неправомерной ссылке судов на постановление Правительства Пензенской области от 18.07.2011 N 464-пП, утратившее силу, не привело к принятию неправильного решения, поскольку в постановлении Правительства Пензенской области от 21.02.2012 N 110, отменившего указанное выше постановление N 464-пП содержатся аналогичные положения, действующие в спорный период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Однако доводы заявителя кассационной жалобы не доказывают нарушения судом норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований отмены вынесенных по делу судебных актов.
Поскольку при принятии кассационной жалобы к производству заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу, в связи с чем государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 24.05.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 по делу N А49-8058/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью с ограниченной ответственностью "Сурская электросетевая компания" в доход федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Поручить Арбитражному суду Пензенской области в порядке статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
А.В. Топоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 2, пункту 1 части 1 статьи 6, части 14 статьи 13 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять эти услуги в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 11 Закона N 210-ФЗ государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг. Формирование и ведение реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Во исполнение Закона N 210-ФЗ, руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 24.01.2012 утвержден Реестр государственных услуг Пензенской области."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф06-54726/19 по делу N А49-8058/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-12773/20
12.12.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54726/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-54726/19
08.08.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11769/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда Пензенской области N А49-8058/18
13.12.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19335/18