г. Казань |
|
19 декабря 2019 г. |
Дело N А55-22169/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителей:
Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры - Садриева Н.Ф., доверенность от 22.04.2019, Хафизова Э.Р., удостоверение,
акционерного общества "АД Пластик Тольятти" - Савельева А.В., доверенность от 12.12.2018,
Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС" - Фирсова Д.В., доверенность от 26.12.2016,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "АД Пластик Тольятти"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019
по делу N А55-22169/2018
по заявлению администрации городского округа Самара к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о признании незаконными отказы, изложенные в письмах от 02.08.2018 N 27-05-02/17708 и от 14.12.2018 N 27-05-02/29759,
с участием в деле третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: акционерного общества "АД Пластик Тольятти", общества с ограниченной ответственностью "Юниверс", садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества "Орленок" о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 02.08.2018 N 27-05-02/17708, с участием Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры в лице Самарской межрегиональной природоохранной прокуратуры и третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Самарская лука", Государственного казенного учреждения Самарской области "Самарские лесничества", Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС", садоводческого некоммерческого товарищества "Жигули", садово - дачного некоммерческого товарищества "Железнодорожник-Задельное", публичного акционерного общества "Кузнецов", Лаптевой Н.М.,
УСТАНОВИЛ:
администрация городского округа Самара (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными отказов Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее - Министерство), выраженных в письмах от 02.08.2019 N 27-05-02/17708 и от 14.12.2018 N 27-05-02/29759 во внесении изменений в государственный лесной реестр, в части изменения категории с "земли лесного фонда" на "земли иных категорий" в отношении лесных участков площадью 4 922,9 га, расположенных в границах городского округа Самара и обязании Министерство внести изменения в государственный лесной реестр, в части изменения категории с "земли лесного фонда" на "земли иных категорий", расположенных в границах городского округа Самара.
Акционерное общество "АД Пластик Тольятти" (далее - общество "АД Пластик Тольятти"), садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество "Орленок" (далее -СНТ "Орленок"), общество с ограниченной ответственностью "Юниверс" (далее -общество "Юниверс") обратились в арбитражный суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлениями о вступлении в дело в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора.
Общество "АД Пластик Тольятти" просило признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письме от 02.08.2018 N 27-05-02/17708, во внесении в государственный лесной реестр, в части изменения категории с "земли лесного фонда" на "земли иных категорий" в отношении лесных участков площадью 4 922,9 га, расположенных в границах городского округа Самара, обязать министерство внести изменения в государственный лесной реестр, в части изменения категории земельного участка кадастровый номер 63:01:0350003:534 с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов" в отношении следующего лесного участка, расположенного в границах городского округа Самара: Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество квартал 61.
Общество "Юниверс" и СНТ "Орленок" просили признать незаконным отказ Министерства, выраженный в письме от 02.08.2018 N 27-05-02/17708, обязать Министерство внести изменения в государственный лесной реестр, в части изменения категории земельных участков на территориях товарищества и общества с "земли лесного фонда" на "земли населенных пунктов".
В соответствии с частью 5 статьи 52 АПК РФ, в дело вступил прокурор, с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле.
Кроме этого, в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Самарская лука", Государственное казенное учреждение Самарской области "Самарские лесничества", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Самарская областная общественная организация "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС", садоводческое некоммерческое товарищество "Жигули", садово - дачное некоммерческое товарищество "Железнодорожник-Задельное", публичное акционерное общество "Кузнецов", Лаптева Н.М.
В ходе судебного заседания администрация заявила отказ от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2019 по делу N А55-22169/2018 принят отказ администрации от заявленных требований, производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении требований общества "АД Пластик Тольятти", общества "Юниверс", СНТ "Орленок" отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, общество "АД Пластик Тольятти" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, как принятые с нарушением норм действующего законодательства.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель общества "АД Пластик Тольятти" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС" поддержал доводы заявителя жалобы.
Представители Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры возражали на доводы заявителя жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Представители общества "АД Пластик Тольятти", Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС", возражали против приобщения к материалам дела отзывов на кассационную жалобу по причине неполучения указанных документов.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 05.12.2019 объявлен перерыв до 12.12.2019 до 13 часов 50 минут, в том числе, в целях предоставления возможности лицам, участвующим в деле, ознакомиться с материалами дела. По окончании перерыва заседание суда возобновлено.
Представители общества "АД Пластик Тольятти", Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС", поддержали ранее заявленные ходатайства о не приобщении к материалам дела отзывов на кассационную жалобу.
Кроме этого, от представителя Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС" Фирсова Д.В., действующего по доверенности от 26.12.2016, после перерыва через канцелярию суда кассационной инстанции поступили письменные ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств по делу: выписки из ЕГРН от 08.12.2019, от 10.12.2019, выкопировка из публичной кадастровой карты и т.д.
Суд кассационной инстанции, совещаясь на месте, определил: в приобщении отзывов на кассационную жалобу к материалам дела отказать в связи с несоблюдением требований, установленных частью 3 статьи 131 АПК РФ о заблаговременном их направлении другим лицам, участвующим в деле, в том числе в адрес заявителя кассационной жалобы, в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 279 АПК РФ. Исходя из статей 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не принимает представленные сторонами дополнительные доказательства, в том числе те, которые представлялись в судебное разбирательство при рассмотрении дела арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.
Документы, приложенные к заявленным ходатайствам, не представленные ранее в суд первой инстанции и не приобщенные к материалам дела, возвращены судом кассационной инстанции лицам, их направившим, поскольку у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия на исследование и оценку таких доказательств.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующие в деле обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 "Об утверждении Генерального плана городского граница городского округа Самара" установлена граница городского округа Самара.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и государственном лесном реестре, в границах городского округа Самара расположены лесные участки на землях лесного фонда общей площадью 4 922,9 га.
В связи с этим администрация обратилась в Министерство с письмом от 01.08.2018 N 38-Д05-01-01/4608 о внесении изменений в государственный лесной реестр, в части изменения категории с "земли лесного фонда" на "земли иных категорий" в отношении лесных участков, расположенных в границах городского округа Самара:
Ново-Буянское лесничество, Задельненское участковое лесничество | ||
кварталы N N 18, 26, 27, 36, 47, 48, 61, 62, 82, 83, 101, 102, 103, 119-123, 133, 136, 138, 139, 143, 144, 146-148 |
2478 |
|
квартал N 134, выдела 9-19, части выделов 1, 2, 4, 6, 7, 20, 24 |
53 |
|
квартал N 132, выдел 20, части выделов 18-19 |
20 |
|
квартал N 135 части выделов 2, 6-12 |
15 |
|
квартал N 137, выдела 8-18, части выделов 5, 6, 7, 19 |
65 |
|
квартал N 145, выдела 1-43, части выделов 44, 45 |
143 |
|
квартал N 35, выдела 1, 2, 4-8, 12, 14 |
18 |
|
Ново-Буянское лесничество, Старбинарадское участковое лесничество | ||
кварталы N N 89-93, 102 |
612 |
|
квартал N 94, выдела 31, 40, 41, 42, 51, 46-50, части выделов 4, 5, 24, 26, 39, 43, 52 |
23 |
|
квартал N 99, выдела 1-9,13-39, части выдела 40 |
152 |
|
квартал N 100, выдела 18, 19, 22, 23, 26, 29, 30-32, 34-54, 56, части выделов 5, 7, 16, 21, 24, 27, 28, 33, 63 |
132 |
|
квартал N 101, выдела 2-7, 9, 10, 18, 19, 24-34, 36-46, части выделов 1, 8, 11, 13,15, 17, 20, 21, 23, 35, 47,50, |
78 |
|
Красноярское лесничество, Большецаревщинское участковое лесничество | ||
кварталы N N 30-32, 37, 40, 72, 78, 84 |
544 |
|
квартал N 43, выдела 1-10, 13, 15-29, 32, 33 |
99 |
|
квартал N 36, выдела 4, 7-9, 12, части выделов 5, 6, 10, 11, 13 |
65 |
|
квартал N 46, выдела 1-4, 11-13 |
29 |
|
квартал N 51, выдела 1-17 |
36 |
|
квартал N 56, выдела 4,-6, 8-10, 12-14, 16, части выделов 1-3,7, 11, 15 |
38 |
|
квартал N 60, выдела 2, 5, 6, 10-14, части выделов 1, 3, 4, 7-9 |
38 |
|
квартал N 65, выдела 1-16, 31-36, части выделов 25-30, 38 |
66 |
|
квартал N 64, выдела 2-4, 7-20, части выделов 1, 5, 6 |
82 |
|
квартал N 67, выдела 13-17 |
10 |
|
квартал N 83, выдела 2, 3, части выделов 1, 4, 5 |
8 |
|
Красноярское лесничество, Шиланское участковое лесничество | ||
квартал N 65, выдела16-20, 24-29 |
52 |
|
Волжское лесничество, Самарское участковое лесничество | ||
квартал N 2 часть, выдела 1 |
0,9 |
|
квартал N 19, выдел 16, части выделов 1,9, 14, 15 |
4 |
|
квартал N 20, части выдела 14 |
0,5 |
|
квартал N 27, части выделов 1, 2, 20, 22 |
1 |
|
квартал N 44 части выделов 7,18 |
0,6 |
|
квартал N 54, части выделов 17, 19, 22, 23, 24, 28, 32 |
7 |
|
квартал N 57, части выделов 9, 10, 12-16 |
3 |
|
квартал N 84, выдела 25, 26, часть, выделов 11, 14, 18, 24, 27 |
23 |
|
квартал N 76, выдел 45, части выделов 18, 25, 26, 43, 44, 46 |
6 |
|
квартал N 77, части выделов 10, 12, 15 |
0,9 |
|
квартал N 85, части выделов 1, 9 |
3 |
|
квартал N 87, части выделов 1, 9 |
1 |
|
Волжское лесничество, Новокуйбышевское участковое лесничество | ||
квартал N 65, выдел 20, части выделов 12, 19, 21 |
5 |
|
Волжское лесничество, Дубово-Уметское участковое лесничество | ||
квартал N 62 |
11 |
|
Итого: |
4922,9 |
Министерство письмом от 02.08.2018 N 27-05-02/17708 сообщило администрации об отказе во внесении изменений в государственный лесной реестр.
Данный отказ мотивирован тем, что предусмотренная законом процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов не соблюдена.
В обосновании указано, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесные участки согласно представленного перечня, указанного в письме, относятся к землям лесного фонда в соответствии с приказами Рослесхоза от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", от 04.05.2016 N 158 "Об установлении границ Безенчукского, Волжского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, Ново-Буянского, Похвистневского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского и Шенталинского лестничеств на территории Самарской области, от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Самарской области", от 09.02.2018 N 66 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ на территории Волжского, Похвистневского лестничеств Самарской области, внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 045.05.2016 N 158, признании утратившими силу некоторых положений приказа Рослесхоза от 09.12.2010 N 475, а также материалами лесоустройства 2013 года, 1995 года и предыдущих лесоустройств, согласно которым границы лесничеств не изменялись.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 данного Кодекса.
Генеральный план городского округа Самара, утвержденный решением Думы городского округа Самара от 20.03.2018 N 539, предусматривающий включение в границы населенных пунктов городского округа Самара 4 922,9 га земель лесного фонда в установленном законом порядке с Рослесхозом согласован не был.
В нарушение пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" категория земельных участков из состава земель лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости не изменена (далее - Закон N 172-ФЗ).
Таким образом, Министерство считает, что основания для внесения изменений в государственный лесной реестр отсутствуют.
В последующем, 10.12.2018 администрация обратилась в связи с технической ошибкой в Министерство с уточненным письмом N 38-Д05-01-01/8102, указав уточненные кварталы N 18, 26, 27, 36, 47, 48, 61, 62, 82, 83, 101, 102, 103, 119-123, 133, 136, 138-140, 143, 144, 145 (за исключением выдела 46), 146-148 площадью 2621 га.
Министерство сообщило администрации письмом от 14.12.2018 N 27-05-02/29759 об отказе во внесении изменений в государственный лесной реестр, мотивировав отказ не соблюдением предусмотренной законом процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов. При этом отмечено, что в данном случае внесение изменений в Государственный лесной реестр затрагивает права и законные интересы иных органов государственной власти - Рослесхоза и Росимущества.
Полагая, что отказы Министерства, изложенные в оспариваемых письмах, противоречат закону и нарушают права и интересы заявителей, администрация, общество "АД Пластик Тольятти", общество "Юниверс", СНТ "Орленок", обратились в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял отказ от заявленных требований администрации и прекратил производство по делу в части рассмотрения требований администрации к Министерству.
В силу с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 АПК РФ, статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом отсутствие одного из указанных условий является основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
С учетом приведенных положений собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации в применимой к рассматриваемым отношениям редакции, перевод земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 172-ФЗ определено, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. То есть, утверждение генерального плана городского округа, которым в границы соответствующего муниципального образования включен лесной участок, влечет перевод этого участка в категорию земель населенных пунктов.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом согласно части 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа определен статьей 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со статьей 25 ГрК РФ.
Частью 1 статьи 25 ГрК РФ в редакции, действовавшей в период принятия решения Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539, предусмотрено, что проект генерального плана подлежит согласованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2007 N 178 (также в редакции, действовавшей в указанный период) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов территориального планирования муниципальных образований (далее - Положение о согласовании). Пунктами 1, 2, подпунктом "а" пункта 5 Положения о согласовании предусматривалась организация согласования проекта генерального плана городского округа органом местного самоуправления, являвшимся заказчиком разработки такого проекта, с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства, в случае, указанном в части 1 статьи 25 ГрК РФ. Таким уполномоченным органом в названный период являлось Министерство регионального развития Российской Федерации (пункт 1 Положения о Минрегионе России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40).
Как следует из пунктов 4, 6, 10, 11 и 12 Положения о согласовании, Минрегион России был наделен организационными полномочиями по подготовке сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.
Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 283, действовавшим в период подготовки решения Думы, предусматривалось, что Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 ГрК РФ, пунктов 4, 20 и 23 Положения о согласовании, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 03.02.2010 N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана городского округа, предусматривающего включение в границы городского округа лесных участков, представляет собой существенное нарушение порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Обязательность публичной процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов отражена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
В последующем в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 Федеральное агентство лесного хозяйства до 01.01.2015 согласовывает включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда как уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Как установлено судами, решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 N 539 "Об утверждении Генерального плана городского округа Самара" установлена граница городского округа Самара.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 16.09.2010 по делу N 2-3361/2010 установлено, что процедура согласования генерального плана городского округа Самара нарушена не была, проект генерального плана был направлен на согласование в соответствующие уполномоченные органы. Проект генерального плана был также направлен на согласование в федеральный орган власти в установленном законом порядке, что подтверждается письмом заместителя министра регионального развития Российской Федерации от 11.07.2007, письмом от 22.01.2008 губернатор - председатель Правительства Самарской области уведомил Главу городского округа Самара о согласовании проекта генерального плана.
Учитывая вышеизложенное, при рассмотрении дела суды пришли к выводу, что требования предусмотренные статьей 25 ГрК РФ, выполнены.
Однако суды при рассмотрении настоящего дела правомерно исходили из того, что выводы суда в рамках дела N 2-3361/2010 о соблюдении процедуры согласования генерального плана городского округа Самара не опровергают установленных в рамках настоящего дела обстоятельств того, что публичная процедура перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов надлежащим образом не произведена, что не свидетельствует о неприменении судами положений части 3 статьи 69 АПК РФ.
Суды обоснованно отметили, что представленные третьими лицами, заявляющими самостоятельные требования, а также представленные заключения кадастрового инженера, схемы планов, не подтверждают обращение в уполномоченный орган в целях согласования перевода данных земель из категории лесных участков.
Суды обоснованно отклонили ссылку на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции от 10.03.2009 по делу N А55-15555/2008, поскольку в материалы дела не представлено доказательств обращения в регистрирующий орган с надлежащими заявлениями о внесении в ЕГРН сведений об изменении категории участков.
Суды первой и апелляционной инстанции правомерно отметили, что доводы третьих лиц о том, что действующее законодательство позволяет сделать вывод о разграничении земель населенных пунктов и земель лесного фонда путем присвоения им разных категорий, не опровергают позицию Министерства о необходимости внесения изменений в Государственный лесной реестр при соблюдении надлежащей процедуры. В данном случае предметом оспаривания являются отказы во внесении изменений в Лесной реестр, а не в сведения ЕГРН в отношении участков.
Рассматривая настоящий спор, суды установили, что в соответствии с представленными приказами Рослесхоза от 30.12.2008 N 435 "Об определении количества лесничеств на территории Самарской области и установлении их границ", от 04.05.2016 N 158 "Об установлении границ Безенчукского, Волжского, Кинельского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Нефтегорского, НовоБуянского, Похвистневского, Рачейского, Сергиевского, Ставропольского и Шенталинского лесничеств на территории Самарской области", от 24.05.2017 N 219 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ на территории Самарской области", от 09.02.2018 N 66 "Об отнесении лесов к защитным лесам и установлении их границ, о выделении особо защитных участков лесов и установления их границ на территории Волжского, Похвистневского лесничеств Самарской области", а также материалами лесоустройства 2013 года, 1995 года и предыдущих лесоустройств подтверждается, что границы лесничеств не изменялись.
Территория площадью 4922,9 га в границах лесничеств образована земельными участками из состава земель лесного фонда принадлежащими на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается записями в ЕГРН о зарегистрированных правах Российской Федерации на участки лесного фонда: от 30.12.2004 N 63-01/26-33/2004-411, площадь 9977 га., условный номер 63:26:0000000:0902(001)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 17.11.2005 N 63-63-32/028/2005-206, площадь 11995 га., условный номер 63:32:0000000:0905(001)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 30.12.2004 N 63-01/26-33/2004-415, площадь 7087 га., условный номер 63:26:0000000:0602(001)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 16.03.2005 N 63-63-01/026/2005, площадь 3700000 кв.м., условный номер 63:17:0000000:0704(001)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 31.12.2004 N 63-01/26-33/2004-414, площадь 4980 га., условный номер 63:26:0000000:0606(001)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 09.02.2004 N 63-01/01-2/2004-1902.1, площадь 71310000 кв.м., условный номер 63:17:0000000:1205(0)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 20.07.2004 N 63-01/01-2/2004-18707, площадь 50880000 кв.м., условный номер 63:17:0000000:1203(0)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0, от 03.02.2004 N 63-01/01-2/2004-1380.1, площадь 46910000 кв.м., условный номер 63:17:0000000:1201(0)//0:0000000:0//00000:00:0000:000:0:0.
ТУ Росимущества в Самарской области письмом от 22.10.2018 исх. 11028 направило запрос в ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" о нахождении земельных участков Национального парка на спорных лесных участках.
Из ответа ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" от 23.10.2018 исх. N 2240 следует, что земельные участки национального парка в перечисленные спорные участки не входят, что также подтверждено представленной графической схемой.
ФГБУ "Национальный парк "Самарская Лука" представлены ответы от 30.11.2018 исх. 2490, от 20.122.2018 согласно которым территории СНТ "Орленок", поселка Винтай не входят в границы Национального парка "Самарская Лука".
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самара и в государственном лесном реестре, в границах населенного пункта "город Самара" расположены лесные участки на землях лесного фонда общей площадью 4922,9 га.
Согласно абзацу третьему пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 ГрК РФ).
Суды отметили, что из материалов дела не усматривается согласование с федеральным органом исключения участков из состава лесного фонда, что не соответствует Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Закону N 172-ФЗ; оспариваемые отказы выданы на запросы о внесении изменений в Государственный лесной реестр и не носят безусловного характера, а указывают на необходимость соблюдения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
В случае соблюдения порядка прохождения процедуры перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов администрация не лишена права повторного обращения с заявлением о внесении изменений в лесной реестр в отношении спорных участков, либо данные изменения могут быть внесены Министерством самостоятельно.
Установив, что согласование о включении в земли населенных пунктов лесных участков отсутствовало, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали, что оспариваемые отказы соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Закону N 172-ФЗ, являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую, а также наличие документально подтвержденного наложения границ земель населенных пунктов и границ находящихся в федеральной собственности лесных участков, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования, поскольку не усмотрели нарушения прав и законных интересов вышеназванных юридических лиц оспариваемыми отказами Министерства.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судами на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследованы доказательства в их совокупности и взаимной связи, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, исходя из положений статей 65, 71 АПК РФ, и сделаны выводы, основанные на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о допуске прокурора к участию в процессе с нарушением статьи 52 АПК РФ противоречат положениям статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", поскольку прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку представленных доказательств и установление иных обстоятельств по делу. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта суд кассационной инстанции не наделен.
Ссылка представителя третьего лица - Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС" на положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не дают оснований для исключения спорных участков из категории земель лесного фонда.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ для отмены либо изменения судебного акта, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.04.2019 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2019 по делу N А55-22169/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
В.А. Петрушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы о допуске прокурора к участию в процессе с нарушением статьи 52 АПК РФ противоречат положениям статей 27, 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", поскольку прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
...
Ссылка представителя третьего лица - Самарской областной общественной организации "Самарская зеленая лига - Самарский СОЭС" на положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, вносящего изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ, правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не дают оснований для исключения спорных участков из категории земель лесного фонда."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19 декабря 2019 г. N Ф06-54280/19 по делу N А55-22169/2018