г. Казань |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А57-5496/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 27.05.2021.
Полный текст постановления изготовлен - 01.06.2021.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии: администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" - Нарышкиной И.Ю., доверенность,
индивидуального предпринимателя Панфиловой Ольги Павловны, лично, паспорт,
администрации муниципального образования "Город Саратов" - Абушаевой Г.А., доверенность,
в отсутствии: лиц, участвующих в деле, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Панфиловой Ольги Павловны
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020
по делу N А57-5496/2020
по иску администрации Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне, г. Саратов, об устранении нарушений прав в использовании земельного участка, третьи лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом г. Саратова, Ленинский РОСП г. Саратова,
УСТАНОВИЛ:
администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Ленинского района) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Панфиловой Ольге Павловне (далее - предприниматель), с участием третьих лиц: администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), Комитета по управлению имуществом г. Саратова (далее - комитет) об устранении препятствия в пользования земельным участком с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, б/н, сквер "Победа", путем возложения обязанности в семидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда демонтировать: 1. аттракцион "Хип-хоп" (42 кв. м), 2. аттракцион "Карусель с фигурами" (40 кв. м), 3. деревянное ограждение с сеткой (60 кв. м), 4. водный аттракцион (96 кв. м), 5. аттракцион батут (16 кв. м), 6. аттракцион "Падающая звезда" (60 кв. м), 7. киоск-касса (8 кв. м), 8. деревянное строение, киоск (9,5 кв. м), 9. тентованное строение (36 кв. м), 10. аттракцион карусель "Вертолеты" (25 кв. м), 11. тентованное строение (28 кв. м), 12. карусель "Манеж лошадки" (10 кв. м), 13. два батута (18 кв. м), 14. цепочная карусель (80 кв. м), 15. тентованное строение "Шуточный выстрел" (23 кв. м), 16. вольер с животными (57 кв. м), 17. автолавка (10 кв. м), 18. автолавка (8 кв. м), 19. автолавка (8 кв. м), 20. огороженная складская территория (60 кв. м).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.10.2020, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020, иск удовлетворен.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с Положением об администрации Ленинского района последняя является территориальным структурным подразделением администрации осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" исполнительно-распорядительные функции по вопросам местного значения в границах внутригородской территории Ленинского района в части и объеме, установленных настоящим Положением, а также иными муниципальными правовыми актами. К числу основных задач, администрации Ленинского района, связанных с решением вопросов местного значения, относится, в том числе владение, пользование имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в связи с чем, администрация Ленинского района в соответствии с муниципальными правовыми актами является держателем объектов имущественной части муниципальной казны.
В соответствии с пунктом 3.1.8. Положения, администрация Ленинского района осуществляет полномочия в сфере благоустройства территории района в соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов".
Земельный участок с кадастровым номером 64:48:040407:2288, находящийся по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, б/н, сквер "Победа" находится в собственности муниципального образования "Город Саратов".
Постановлением от 23.03.2018 N 591 администрации Ленинского района предоставлено разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 для размещения объектов благоустройства", находящегося по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, б/н, сквер "Победа" с кадастровым номером 64:48:040407:2288 для размещения объектов благоустройства и малых архитектурных форм.
На данном земельном участке располагаются объекты имущественной части муниципальной казны, держателем которых является администрация Ленинского района - горки, спортивные площадки качели, урны для мусора, калитки и т.д.
Выходом на место сотрудником отдела контроля за использованием земельного участка комитета совместно с представителями администрации Ленинского района выявлено размещение предпринимателем на части земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, находящемся по адресу: г. Саратов, ул. Лебедева-Кумача, б/н, сквер "Победа", вышеуказанных объектов.
Распоряжение главы администрации Ленинского района о согласовании размещения аттракционов Панфиловой О.В. не издавалось.
Поскольку предпринимателем посредством установления объектов на территории сквера сделан невозможным доступ к объектам имущественной части муниципальной казны, администрация Ленинского района не может исполнять возложенные полномочия по его содержанию и благоустройству в соответствии с Правилами благоустройства, и, как следствие выполнять мероприятия по обеспечению благоприятной и комфортной среды пребывания для жителей муниципального образования "Город Саратов".
Уведомление об освобождении земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288, от незаконно самовольно установленных объектов направлялось Панфиловой О.П. по почте, вручалось заместителем главы администрации Ленинского района при личной встрече.
Уклонение предпринимателя от освобождения земельного участка муниципалитета от незаконно установленных объектов, послужило основанием для обращения администрации Ленинского района в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из доказанности обстоятельств, положенных в основание иска.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, закону не противоречат.
В силу пункта 2 части 1 и пункта 4 части 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и освобождению земельного участка, на основании решения суда (пункт 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 03.03.2020 N 64/001/002/2020-48007 следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 является муниципальное образование "Город Саратов" (дата государственной регистрации права от 09.04.2015 N 64-64/001-64/001/233/2015-194/1).
Статьей 22 Устава города Саратова, утвержденного решением Саратовской городской Думы от 18.12.2005 N 67-649, определена структура органов местного самоуправления города, которую составляют: Саратовская городская Дума - исполнительный орган, глава муниципального образования "Город Саратов", исполняющий полномочия председателя городской Думы, администрация муниципального образования "Город Саратов" - исполнительно-распорядительный орган, контрольно-счетная палата - контрольный орган.
Решением Саратовской городской Думы от 18.02.2010 N 47-562 (в редакции от 19.03.2015) "О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что администрация осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области также установлено, что комитет от имени администрации осуществляет: распоряжение земельными участками в соответствии с правилами, установленными пунктами 2.7 - 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", функции организатора торгов по продаже земельных участков, права на заключение договоров аренды земельных участков, заключение соответствующих договоров по итогам проведенных торгов.
Таким образом, органом, уполномоченным на распоряжение земельным участком с кадастровым номером 64:48:040407:2288, является администрация.
Постановлением от 23.03.2018 N 591 администрации Ленинского района предоставлено разрешение на использование земельного участка с кадастровым номером 64:48:040407:2288 "для размещения объектов благоустройства", находящегося по адресу: г. Саратов, ул. ЛебедеваКумача, б/н, сквер "Победа" с кадастровым номером 64:48:040407:2288 для размещения объектов благоустройства и малых архитектурных форм.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (в ред. от 30.06.2018) утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, пунктом 24 которого предусмотрен такой вид объектов как "сезонные аттракционы".
Положением о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 27.02.2015 N 79-П (далее - постановление N 79-П), предусмотрено, что объекты, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании соответствующего решения органа государственной власти области или органа местного самоуправления области, уполномоченного на распоряжение соответствующими земельными участками; размещаемые объекты должны соответствовать документам территориального планирования соответствующего муниципального образования области.
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов", принятого решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 N 45-326 (далее - Правила благоустройства) некапитальными нестационарными обычно являются сооружения (нестационарные торговые объекты, объекты бытового обслуживания и общественного питания, остановочные павильоны), выполненные из легких конструкций, не предусматривающих устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений.
Размещение некапитальных нестационарных сооружений на территории города не должно мешать пешеходному движению, нарушать противопожарные требования, условия инсоляции территории и помещений, рядом с которыми они расположены, ухудшать визуальное восприятие среды города и благоустройство территории.
Судами двух инстанций установлено и кассатором доказательств, опровергающих данное обстоятельство не приведено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Саратов" на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 15.04.2016 размещение нестационарных торговых объектов, которые имеют место быть на используемом земельном участке не предусмотрено.
В соответствии с постановлением администрации от 09.06.2015 N 1411 размещение аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов" осуществляется путем отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пункта 2.18 Положения о порядке отбора участников для размещения аттракционов в целях проведения спортивных, культурных и иных массовых мероприятий на территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденного вышеуказанным постановлением, по результатам отбора глава администрации района муниципального образования "Город Саратов", на территории которого предполагается размещение аттракционов, в течение пяти рабочих дней со дня получения итогового протокола издает распоряжение о согласовании размещения аттракционов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя требования, суды исходили из отсутствия у предпринимателя доказательств согласования размещения аттракционов на указанной территории, того что расположенные на земельных участках нестационарные объекты в схему размещения не включены, распоряжение главы администрации Ленинского района о таком согласовании не издавалось.
Ранее администрация Ленинского района ранее обращалась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к предпринимателю об устранении препятствий в пользовании земельным участком площадью 70 000 кв. м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Л.Кумача, сквер "Победы".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 07.07.2016 по делу N А57-410/20154 требования удовлетворены, 12.01.2017 на выдан исполнительный лист серия ФС 013024985 об обязании предпринимателя устранить препятствия в использовании земельным участком площадью 65 979 кв. м с кадастровым номером 64:48:040407:2288, расположенного по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Л. Кумача, сквер "Победы", путем демонтажа и вывоза за свой счет вышеуказанных объектов.
Из исполнительное производства N 14972/17/64043-ИП усматривается, что постановлением от 30.11.2017 исполнительное производство N 14972/17/64043-ИП окончено, требования исполнительного документа выполнены в полном объеме.
Таким образом, обращение администрации Ленинского района в арбитражный суд с настоящим иском вызвано повторным самовольным размещением предпринимателем спорных объектов и аттракционов на указанном выше земельном участке.
Учитывая, что предпринимателем посредством установления вышеперечисленных объектов на значительной территории сквера сделан невозможным доступ к объектам благоустройства и малых архитектурных форм, позицию администрации Ленинского района о невозможности исполнения возложенных на нее полномочий по его содержанию и благоустройству в соответствии с Правилами благоустройства, и, как следствие выполнения мероприятий по обеспечению благоприятной и комфортной среды пребывания для жителей муниципального образования "Город Саратов", суды двух инстанций признали правомерной.
В силу положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник участка, не может быть ограничен в праве владения, пользования и распоряжения землей.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 постановления N 10/22 иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Дав надлежащую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций признали неправомерным нахождение имущества ответчика на указанной выше территории, в отсутствии правовых оснований, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Довод кассатора об отсутствии у истца права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском верно отклонен судами по вышеупомянутым основаниям.
Утверждение кассатора о неправомерном бездействии администрации в части не рассмотрения ее заявлений, поданных в 2016-2017 годах о предоставлении разрешения на размещение перечисленных объектов, является предметом самостоятельного требования предпринимателя по делу N А57-1620/2021.
При рассмотрении настоящего дела, судами двух инстанций таких обстоятельств не установлено.
Требование предпринимателя об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение с целью иной оценки имеющихся в деле доказательств, не может быть принято во внимание.
Статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрены пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, согласно которым арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся, в соответствии с частью 4 статьи 288 данным Кодекса, основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими о том, какая норма материального права должна быть применена и какие решение, постановление должны быть приняты при новом рассмотрении дела.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа поставил бы кассатора в преимущественное положение, дав ему возможность представить для приобщения к материалам дела дополнительные доказательства, которые тот не представил ранее при отсутствии к тому уважительных причин, и умалил тем самым права другой стороны, создав условия процессуального неравенства сторон, нарушив принципы диспозитивности и равноправия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 309-ЭС16-3904).
Отмена судебных актов нижестоящих судов привела бы к нарушению принципов закрепленных в статье 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации, частях 1 и 2 статьи 8, части 1 и 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - принципа осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.10.2020 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А57-5496/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 09.10.2020 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А57-5496/2020, принятые определением Арбитражного суда Поволжского округа от 14.04.2021, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1, 291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 45 постановления N 10/22 иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
...
Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа поставил бы кассатора в преимущественное положение, дав ему возможность представить для приобщения к материалам дела дополнительные доказательства, которые тот не представил ранее при отсутствии к тому уважительных причин, и умалил тем самым права другой стороны, создав условия процессуального неравенства сторон, нарушив принципы диспозитивности и равноправия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2016 N 309-ЭС16-3904)."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 1 июня 2021 г. N Ф06-2291/21 по делу N А57-5496/2020
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1654/2022
02.03.2022 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12308/2021
01.06.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2291/2021
14.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10212/20
09.10.2020 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-5496/20