г. Казань |
|
10 августа 2022 г. |
Дело N А12-29346/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Закировой И.Ш., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей в Арбитражном суде Волгоградской области:
Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области - Лаврентьевой С.А. (доверенность от 28.12.2021),
Департамента финансов Администрации Волгограда - Кириченко А.Г. (доверенность от 25.01.2021),
Администрации Волгограда - Любимова Ю.А. (доверенность от 31.08.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационные жалобы Департамента финансов Администрации Волгограда, Администрации Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022
по делу N А12-29346/2021
по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (г. Волгоград, ОГРН 1043400443041, ИНН 3445071308) о признании незаконным бездействия Департамента финансов Администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403440675, ИНН 3444056709), Администрации Волгограда (г. Волгоград, ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139),
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области (далее - УФССП России по Волгоградской области, Управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным бездействия Департамента финансов администрации Волгограда (далее - Департамент), выразившегося в непринятии мер по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, направленных на исполнение согласно письму УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК, исключив из числа постановлений, подлежащих исполнению, постановление от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП.
Кроме того, заявитель просил обязать Департамент финансов администрации Волгограда выполнить требования, предусмотренные статьями 242.3-242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, согласно письму УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК, исключив из числа постановлений подлежащих исполнению, постановление от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2022 по делу N А12-29346/2021 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Департамента финансов администрации Волгограда, выразившееся в непринятии мер по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, согласно письму УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N34901/21/83268 ГК, исключив из числа постановлений, подлежащих исполнению, постановление от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП. Суд обязал Департамент финансов администрации Волгограда выполнить требования, предусмотренные статьями 242.3-242.5 БК РФ, по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, согласно письму УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК, исключив из числа постановлений, подлежащих исполнению, постановление от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А12-29346/2021 решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2022 изменено в части указания способа восстановления нарушенного права. Апелляционный суд обязал Департамент финансов администрации Волгограда выполнить требования, предусмотренные статьями 242.3-242.5 БК РФ по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений, направленных на исполнение согласно письму УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК, исключив из числа постановлений, подлежащих исполнению, постановление от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП, от 04.12.2020 N 1145/20/34044-АП. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент финансов Администрации Волгограда, Администрация Волгограда просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Волгоградской области.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, в соответствии с письмом УФССП России по Волгоградской области от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК в Департамент финансов администрации Волгограда в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ, на исполнение направлены 257 постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в отношении администрации Волгограда и её структурных подразделений.
Указанные постановления не исполнены, за исключением постановления заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Волгоградской области от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Денежные средства по указанным постановлениям за указанным исключением на депозитный счёт не поступали.
УФССП России по Волгоградской области оспорило бездействие Департамента финансов администрации Волгограда в судебном порядке.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, констатировали допущенное департаментом незаконное бездействие по неисполнению указанных постановлений по делам об административных правонарушениях (за исключением постановления от 04.02.2020 N 76/20/34044-АП), при этом исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, а также разъяснений, данных в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" действия (бездействия), решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из названных условий служит основанием для оставления заявленного требования без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 1 статьи 6 Закона об исполнительном производстве и пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ).
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (часть 2 статьи 7 Федерального закона N 229-ФЗ).
К числу исполнительных документов отнесены судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; постановления судебного пристава-исполнителя.
Исполнение требований исполнительных документов осуществляется посредством применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства (статья 68 Федерального закона N 229-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Процедура обращения взыскания на средства местного бюджета установлена требованиями статей 242.1-242.5 БК РФ.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление N 13), организация исполнения исполнительных документов по искам к федеральным казённым учреждениям о взыскании денежных средств по их денежным обязательствам возложена на тот орган Федерального казначейства, в котором должнику как получателю средств федерального бюджета открыт лицевой счёт для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета (статья 242.3 БК РФ).
Правила статьи 161 БК РФ, регламентирующие правовое положение казённых учреждений, согласно пункту 11 указанной статьи распространяются на органы государственной власти (государственные органы) с учётом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (абзац 3 пункта 19 Постановления N 13).
Администрация Волгограда в силу положений статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" является органом местного самоуправления, наделённым правами юридического лица, и муниципальным казённым учреждением.
Решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 N 31/971 утверждено Положение о Департаменте финансов администрации Волгограда.
В силу пункта 2.1.11 Положения департамент открывает лицевые счета главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств Волгограда, главным администраторам, администраторам источников.
Судами установлено, что УФССП России по Волгоградской области направило в департамент согласно письму от 13.05.2021 N 34901/21/83268 ГК на исполнение постановления о наложении на администрацию административных штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных статьёй 17.15 КоАП РФ.
Указанные постановления вынесены в ходе исполнения исполнительных производств, возбуждённых на основании исполнительных документов обязывающего характера.
Суды признали, что факт направления Департаментом документов в адрес администрации Волгограда с указанием на необходимость их исполнения, не свидетельствует об отсутствии бездействия.
Судами установлено, что финансирование администрации осуществляется за счёт бюджетных средств. Лицевые счета открыты департаментом. Открытых расчётных счетов в банковских или иных кредитных организациях администрация не имеет.
Учитывая изложенное, требования пункта 1 статьи 242.1, пункта 1 статьи 242.5 БК РФ, исполнительные документы обоснованно предъявлены УФССП России по Волгоградской области в Департамент, как в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов администрации.
В силу пунктов 5 - 7 статьи 242.5 БК РФ орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трёхмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объёмов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
При неисполнении должником исполнительного документа в течение трёх месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казённых учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций признали, что допущенное департаментом финансов администрации Волгограда бездействие противоречит требованиям статьи 242.5 БК РФ.
Довод Департамента о том, что взыскание с администрации, имеющей статус казённого учреждения как получателя средств местного бюджета, в порядке главы 24.1 БК РФ может быть произведено только на основании судебного акта, обоснованно отклонен судами.
Суды учитывали положения главы 23 КоАП РФ, относящие наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, положения пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающие бесспорный порядок исполнения решений административных органов, положения статьи 12 Закона об исполнительном производстве, относящие постановления административных органов к исполнительным документам, и пришли к выводу, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ не могут рассматриваться как устанавливающие исключительно судебный порядок взыскания с казённых учреждений штрафов за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ при неисполнении казёнными учреждениями в добровольном порядке постановлений судебных приставов о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Таким образом, учитывая факт финансирования администрации исключительно за счёт бюджетных средств и отсутствия у последней открытых расчётных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, суды пришли к правильному выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению департаментом в порядке и сроки, указанные в статье 242.5 БК РФ.
Департамент был обязан принять меры для надлежащего исполнения постановлений в соответствии с требованиями главы 24.1. БК РФ.
Однако Департамент ограничился направлением их копий должнику, указав на необходимость представить платёжные документы для их исполнения. Иных действий департаментом не производилось.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами судов, что УФССП России по Волгоградской области, обращаясь с настоящим заявлением, не пропустило срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что постановления поступили на исполнение в Департамент финансов администрации Волгограда 19.05.2021.
УФССП России по Волгоградской области обратилось с претензией от 18.08.2021 N 34907/21/104583 об исполнении направленных на исполнение постановлений.
С учетом положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ суды обоснованно заключили, что о допущенном со стороны департамента бездействии Управление должно было узнать не позднее 20.08.2021. Поэтому срок на предъявление настоящего заявления истёк 20.11.2021.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по смыслу части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закреплённого этой нормой срока необходимо исходить не из презумпции разумно предполагаемой осведомлённости лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Таким образом, суды признали, что процессуальный срок не пропущен.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.01.2022 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2022 по делу N А12-29346/2021 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Ольховиков |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статей 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ при неисполнении казёнными учреждениями в добровольном порядке постановлений судебных приставов о наложении штрафов по делам об административных правонарушениях направляет исполнительные документы в орган Федерального казначейства.
Таким образом, учитывая факт финансирования администрации исключительно за счёт бюджетных средств и отсутствия у последней открытых расчётных счетов в учреждении Центрального банка Российской Федерации и иных кредитных организациях, суды пришли к правильному выводу, что постановления судебного пристава-исполнителя о привлечении к административной ответственности подлежат исполнению департаментом в порядке и сроки, указанные в статье 242.5 БК РФ.
Департамент был обязан принять меры для надлежащего исполнения постановлений в соответствии с требованиями главы 24.1. БК РФ.
...
С учетом положений пункта 7 статьи 242.5 БК РФ суды обоснованно заключили, что о допущенном со стороны департамента бездействии Управление должно было узнать не позднее 20.08.2021. Поэтому срок на предъявление настоящего заявления истёк 20.11.2021."
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 10 августа 2022 г. N Ф06-20899/22 по делу N А12-29346/2021