Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства Москвы
от 19 февраля 2010 г. N 283-РП
Методика
и методические материалы по учету временных рабочих мест для учащейся молодежи
Введение
Разработка методики, определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях, произведена Департаментом труда и занятости населения города Москвы (далее - ДТиЗН города Москвы ) во исполнение Постановления Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи".
В рамках данной методики решен ряд задач, касающихся:
- обеспечения учета создаваемых, сохраняемых и сокращаемых работодателями временных рабочих мест для учащейся молодежи (ВРМУМ);
- обеспечения передачи сведений о ВРМУМ от работодателей органам исполнительной власти посредством современных коммуникаций в легко обрабатываемой и агрегируемой форме (для применения в рамках Московского информационного банка);
- регламентации процессов передачи, обработки, контроля данных на разных уровнях их прохождения от работодателя до ДТиЗН города Москвы;
- применения и качества применения данных о ВРМУМ в целях мониторинга ситуации на городской рынке труда и формирования статистической отчетности для последующего принятия управленческих решений в сфере компетенции ДТиЗН города Москвы.
Внедрение методики является одним из ключевых аспектов упорядочивания рынка рабочих мест для учащейся молодежи в г. Москве, повышения правовой культуры работодателей, работающих или планирующих работать с учащейся молодежью и усовершенствования системы коммуникации между органами исполнительной власти и субъектами городской экономики.
1. Методика учета временных рабочих мест для учащейся молодежи
1.1. Показатели, переменные и индикаторы для оценки процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях
Информационная карта, описывающая создание, сохранение и сокращение временных рабочих мест для учащейся молодежи сформирована на основе следующего алгоритма:
1. Формирование перечня нормативных правовых актов, регулирующих процессы создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи (ВРМУМ);
2. Построение структурной модели показателей и индикаторов ВРМУМ, определение перечня показателей и индикаторов рабочих мест, характеризующих их как ВРМУМ;
3. Выделение критериев отбора ВРМУМ среди временных рабочих мест города Москвы.
Перечень основных нормативных, правовых актов, регулирующих процессы создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи (ВРМУМ):
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
- Закон города Москвы от 01 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 г. N 458 "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан;
- Постановление Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи";
- Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними";
- Приказ Минздравсоцразвития России от 28 июня 2007 г. N 449 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые";
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 г. N 513 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников";
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июня 2007 г. N 401 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ";
- Письмо Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 мая 2009 г. N 23-3/10/2-4032 "О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации";
- Постановление Правительства Москвы от 3 ноября 2009 г. N 1199-ПП "О Программных мероприятиях по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год".
В данной методике используется следующее определение понятия ВРМУМ:
временное рабочее место для учащейся молодежи - рабочее место, организованное или вновь созданное в соответствии с договором на организацию временного трудоустройства граждан из числа учащихся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 14 до 27 лет, в свободное от учебы время (с учетом статьи 63 Трудового кодекса Российской Федерации для лиц, достигших 14 летнего возраста).
Укрупненная структурная модель показателей и индикаторов, характеризующая ВРМУМ, и позволяющая классифицировать показатели и индикаторы по их назначению, представлена на рисунке 1.
1. Информация, характеризующая предприятие, создающее ВРМУМ
2. Показатели, переменные и индикаторы, характеризующие ВРМУМ
3. Показатели, переменные и индикаторы, характеризующие процесс создания, сохранения и сокращения ВРМУМ |
Рисунок 1. Укрупненная структурная модель показателей и индикаторов, характеризующих ВРМУМ.
Для характеристики процессов создания, сохранения и сокращения ВРМУМ используется перечень показателей и индикаторов, входящий в каждый из трех тематических разделов модели показателей и индикаторов, характеризующих ВРМУМ. Ряд показателей, где необходима трактовка его понимания в отношении ВРМУМ, приведены с указанием нормативно-правовых актов и пояснений о критериях отбора ВРМУМ среди рабочих мест, создаваемых предприятиями.
1) Информация, характеризующая предприятие, создающее ВРМУМ
1.1) Полное наименование;
1.2) Форма собственности;
1.3) Организационно-правовая форма по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ);
1.4) Индивидуальный налоговый номер;
1.5) Основной государственный регистрационный номер;
1.6) Основной вид деятельности (в соответствии с ОКВЭД);
1.7) Контактная информация предприятия;
1.8) Код по Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО);
1.9) Код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
1.10) Численность персонала на предприятии организующем ВРМУМ:
- не более 100 человек, включая микропредприятия до 15 человек (малые предприятия)
- более 100 человек (средние и крупные предприятия).
2) Показатели, переменные и индикаторы, характеризующие ВРМУМ
2.1) Наименование рабочего места (должность, профессия/специальность);
2.2) Вид деятельности, к которому относится данное ВРМУМ.
Виды деятельности к работам, по которым может привлекаться учащаяся молодежь (общественные и временные работы) в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ"):
- строительство автомобильных дорог, их ремонт, реконструкция и содержание, прокладка водопроводных, газовых, канализационных и других коммуникаций;
- проведение сельскохозяйственных работ, работ в лесном хозяйстве;
- заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции;
- строительство жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного назначения, восстановление историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- другим направлениям трудовой деятельности.
Виды работ, к которым нельзя привлекать учащуюся молодежь (из-за вредности и тяжести работ):
- на тяжелые работы;
- на работы с вредными или опасными условиями труда и в ночное время (в т.ч. при ликвидации аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций);
- на работы по переноске и передвижению тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы;
- на работы, связанные с производством, хранением и торговлей спиртными напитками;
- работы, требующие специальной подготовки;
- работы, требующие квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки;
- работы, связанные со служебными командировками (для сотрудников до 18 лет).
2.3) Характер работы
- разовая;
- временная;
- сезонная;
- на время каникул в учебных заведениях.
2.4) Минимально допустимая продолжительность рабочего дня на ВРМУМ.
Продолжительность рабочего дня на данном рабочем месте (в день, в неделю) в течении учебного года и каникул.
2.5) Допустимый режим работы на ВРМУМ.
Режим работы (скользящий, гибкий, свободный и т.п.), подразумевающий наличие у кандидата основной деятельности - учебы.
- гибкий режим работы;
- в вечернее время;
- на дому;
- с неполной рабочей неделей;
- с неполным рабочим днем;
- свободный режим работы.
Для подростков от 14 до 18 лет рабочий день не должен начинаться раньше 6 утра и заканчиваться позднее 22 часов.
2.6) Возрастной интервал, в пределах которого работник может работать на данном рабочем месте.
Возраст кандидата на ВРМУМ - от 14 лет до 27 лет. Требования по конкретному рабочему месту, в том числе в части минимально допустимого возраста, определяются работодателем.
2.7) Категория временного рабочего места в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)
- рабочие;
- служащие;
- специалисты;
- руководители.
2.8) Профессионально-квалификационные требования к работнику на ВРМУМ.
2.9) Уровень образования кандидата на временное рабочее место.
2.10) Способ финансирования временных работ:
Оплата труда граждан, принимающих участие в мероприятиях по организации временного трудоустройства производится работодателями за счет средств организаций, в которых организуются эти работы, за фактически отработанное время, выполненную работу, исходя из ставок и окладов (сдельных расценок), действующих в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, ежегодным Московским трехсторонним соглашением между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и иными соглашениями в рамках социального партнерства.
Государственными учреждениями центрами занятости населения города Москвы (ГУ ЦЗН АО города Москвы) оказывается материальная поддержка участникам мероприятий по организации временного трудоустройства молодежи и созданию ВРМУМ за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета в бюджет города Москвы и средств бюджета города Москвы в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 января 2009 г. N 47-ПП "Об утверждении положений о порядке оказания дополнительной социальной и материальной поддержки безработным гражданам и иным категориям граждан".
2.11) Размер заработной платы на ВРМУМ.
2.12) Потребность в работниках на данное временное рабочее место.
2.13) Характер трудового договора с работником:
- срочный;
- на неопределенный срок.
Временный характер трудового договора с работником определяется ст. 59 ТК РФ.
2.14) Дополнительные навыки, требуемые при выполнении обязанностей по ВРМУМ.
2.15) Потребность в количестве работников по данному ВРМУМ.
3) Показатели, переменные и индикаторы, характеризующие процесс создания, сохранения и сокращения ВРМУМ
3.1) Дата создания ВРМУМ.
3.2) Срок действия ВРМУМ.
3.3) Дата закрытия вакансии.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.5) Статус временного рабочего места:
- открытое (действующее, есть потребность в работниках);
- заполненное (работники в соответствии с потребностью набраны, срок действия не истек);
- не действующее (срок действия временного рабочего места истек, рабочие места сокращены).
На основе модели показателей и индикаторов, характеризующих ВРМУМ, сформирована информационная карта описания создания, сохранения и сокращения ВРМУМ (см. Приложение N 1). Основными принципами построения данного документа являются:
- полнота информации о ВРМУМ;
- исключение избыточной информации;
- унификация терминологии, принятой в документации, используемой при взаимоотношениях в группе "ГУ ЦЗН АО города Москвы - Работодатель";
- возможность создания электронной формы информационной карты для автоматизации ее заполнения и последующей обработки и использования в Московском информационном банке;
- возможность агрегирования данных из полей информационных карт от работодателей в целях организации статистического наблюдения за рынком ВРМУМ;
- исключение избыточного документооборота между работодателем и ГУ ЦЗН АО города Москвы;
Наличие сформированного перечня показателей и индикаторов, характеризующих ВРМУМ, наряду с указанием критерия выделения ВРМУМ, среди всех создаваемых временных рабочих мест, позволяет дополнить информационную карту перечнем приложений, включающих в себя управленческие процедуры для участников документооборота в группе "ГУ ЦЗН АО города Москвы - Работодатель" и справочными материалами для обращения к ним данных пользователей при выполнении процедур обработки информационных карт.
1.2. Информационная карта описания процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях для информационной системы учета рабочих мест
Формирование информационного описания каких-либо повторяющихся процессов, обладающих к тому же целым рядом параметров (показателей и индикаторов), в том числе переменных, невозможно без внедрения типовой формы структуры данных, описывающих данные процессы. Агрегирование таких форм позволяет создать базу данных об описываемых процессах для последующей обработки и анализа собранной информации в целях дальнейшего практического применения.
С информационной точки зрения любой процесс можно охарактеризовать наличием следующих факторов, влияющих на него:
- наличие показателей и индикаторов, в том числе переменных, определяющих параметры происходящего процесса;
- степень формализации и дискретности данных;
- тип данных и регламент их передачи в ходе процесса и по его результатам посредством различных коммуникационных каналов.
Таким образом, определив факторы, влияющие на информационные характеристики процесса, становится возможным определить требования к информационной структуре процесса, ход которого и результаты необходимо формализовать и сохранить в базе данных в целях дальнейшего практического применения.
Требования к структуре информации процесса:
- наличие структурной единицы процесса для повышения дискретности информации и всецелого рассмотрения процессов более высокого уровня;
- наличие отдельных информационных полей для каждого из показателей и индикаторов процесса в целях удобства внесения изменений в случае перемены величин в ходе его реализации;
- конечность и однозначность вариантов значений переменных показателей и индикаторов процесса для повышения уровня формализации информации в целях ускорения обработки данных, в том числе при помощи ЭВМ;
- возможность объединения информационных полей, содержащих показатели и индикаторы процесса, в разделы общей информационной формы о процессе по принципу функционального назначения информации и в соответствии с типом данных, в целях повышения качества передачи данных о процессе (соблюдение целостности информации, ее своевременности, максимального приближения сроков отправки- получения-обработки) .
В соответствии с целями описания процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики для информационной системы учета рабочих мест города Москвы целесообразно и уместно использование формализованной структуры информации в виде информационной карты временного рабочего места (далее - ИК).
Информационные карты широко применяются в науке, производстве, образовании в качестве структурной единицы баз данных. Каждая из карт представляет определенную информацию с типизированной структурой для целей дальнейшего направления на обработку средствами управления базами данных (СУБД), реализованных на базе программно-аппаратных комплексов.
В целях использования методики ИК сформирована на основе требований к структуре информации, изложенных выше:
- временное рабочее место является структурной единицей рынка труда временных рабочих мест, динамика которого может быть описана посредством агрегации данных о создаваемых, сохраняемых и сокращаемых временных рабочих местах;
- структура разделов и перечень информационных полей основывается на модели показателей и индикаторов, описанной в разделе 2, которая в полной мере отражает содержание процессов создания, сохранения и сокращения рабочих мест относительно отдельного временного рабочего места, в том числе в части наличия переменных показателей и индикаторов, обладающих конечным и однозначным набором вариантов значений.
Форма информационной карты приведена в Приложении N 1.
Очевидно, что наличие одной лишь информации, заключенной в соответствующей форме учета (ИК), не является достаточным условием для описания процессов, происходящих, в том числе, и на рынке труда. Реализация задач учета временных рабочих мест (и подобных) требует проведения мероприятий не только по формированию содержания ИК, но также по проверке на корректность и соответствие информации с действующим нормативным правовым актам, пересылки по коммуникационным каналам и иных действий. Следовательно, требуемое осуществление некоторых действий над данными, заключенными в информационной карте в целях учета рабочих мест должно быть регламентировано типовым документом аналогично структуре данных ИК. Таким документом является управленческая карта (УК), которая используется в процессах документооборота, промышленного производства и других сферах для регламентирования действий исполнителей по работе с информацией, материалами, документами, порядку заполнения, обработки, пересылки и иных действий.
В рамках информационной системы учета временных рабочих мест города Москвы, ИК и УК используются в качестве единого документа, в части ИК - описывающей отдельные вакансии в данном сегменте рынка труда и в части УК, описывающей, мероприятия необходимые для корректного представления информации о данном рабочем месте в Московском информационном банке.
Как указывалось выше, перечень информационных полей ИК, ее разделы, порядок формирования, перечень приложений и другие параметры определяется выбранной согласно разделу 1 моделью. Содержание УК определяется в свою очередь в соответствии с содержанием и назначением ИК. Так как информационная карта заполняется работодателями по форме, предоставленной ДТиЗН города Москвы, а получателями являются органы исполнительной власти, соответственно количество разделов УК равно числу исполнителей - двум. В разделе 1 - "Для представителя работодателя" сформулированы действия, которые совершаются работодателем по отношению к информации о временном рабочем месте. Перечень действий представителя работодателя приведен в Приложении N 1 к информационной карте (см. Приложение N 1 к настоящей методике).
Выполнение указанных в Приложении N 1 к информационной карте действий представителя работодателя и направление ИК в указанный адрес в соответствии с регламентом взаимодействия между работодателем и ГУ ЦЗН АО города Москвы формирует необходимость регламентации действий получателя ИК, который должен ее соответствующим образом обработать, проверить, отнести к определенному регистру в соответствии с критериями отбора и представляется в доступ, как безработным, так и для дальнейшей обработки в рамках Московского информационного банка в целях получения мониторинговых сведений различного назначения. УК для сотрудника ГУ ЦЗН АО города Москвы, являющегося получателем ИК, приведены в Приложении N 1 к информационной карте (см. Приложение N 1 к настоящей методике).
1.3. Алгоритм методики
Алгоритм методики определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях, определяет последовательность разработки, внедрения и выполнения этапов методики, таких как: обоснование положений методики, структуру документов и нормативно-методического обеспечения ее использования, информационное взаимодействие субъектов методики и мониторинг по результатам информационного взаимодействия. Данная последовательность определена целями и задачами методики, которые можно сформулировать следующим образом.
Цель методики - создание системы по учету всех процессов происходящих на рынке ВРМУМ, в том числе в части создания, сохранения и сокращения ВРМУМ, направленную на включение в активное информационное взаимодействие по данному вопросу работодателей, безработных и органов исполнительной власти, соответствующую современному уровню развития информационных технологий и способствующую получению полной и актуальной информации о сегменте ВРМУМ по г. Москве для принятия корректных управленческих решений по его регулированию.
К задачам методики можно отнести:
1) Упорядочивание рынка труда г. Москвы в сегменте ВРМУМ в части взаимодействий органов исполнительной власти, работодателей и безработных за счет внедрения современных технологий учета ВРМУМ и процессов происходящих в данном сегменте.
2) Формирование системы мониторинга ВРМУМ, позволяющей отслеживать в полной мере состояние данного сегмента в г. Москве и дающей полноценную информацию для принятия управленческих решений уполномоченными органами исполнительной власти по регулированию сегмента ВРМУМ.
3) Повышение общей правовой культуры на рынке труда города Москвы за счет использования методики учета и мониторинга рынка ВРМУМ, имеющей корректное нормативно-правовое обеспечение в части обеспечения прав учащейся молодежи в соответствии с действующим трудовым законодательством.
Алгоритм методики определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях, можно разделить на несколько этапов в соответствии с последовательностью реализации мероприятий методики:
1) Обоснование положений методики;
2) Структура документов и нормативно-методическое обеспечение ее использования;
3) Информационное взаимодействие и его структура;
4) Структура процедуры мониторинга и ее документальное обеспечение.
Этап 1 - обоснование положений методики - формируется следующим образом, отраженным на рисунке 2.
1. Анализ нормативной-правовой базы по ВРМУМ и формулирование определения ВРМУМ |
2. Разработка структурных моделей показателей, характеризующих ВРМУМ (выбор модели показателей, по которой рабочие места будут проверяться по существу на соответствие определению ВРМУМ) |
3. Перечень показателей и нормативов ВРМУМ для формирования документального обеспечения методики |
Рисунок 2. Схема этапа 1 - обоснование положений методики.
Этап 1 обоснования положений методики необходим для определения ключевых позиций, на которых будет строиться методика в части терминологии, нормативных правовых норм и показателей ими определенных.
В пункт 1 (согласно рисунку 2) входит анализ нормативной правовой базы федерального и регионального уровней, позволяющий:
- определить правовое поле, в котором существует данный сегмент рынка труда,
- сформулировать понятие ВРМУМ,
- подготовить базу данных для формирования структурной модели показателей, характеризующих ВРМУМ.
В пункт 2 (согласно рисунку 2) входят процедуры по разработке структурных моделей показателей, по которым будет определяться возможность отнесения временных рабочих мест к ВРМУМ. Так как моделей показателей может быть несколько, ввиду возможности формирования подходов к определению критериев отбора ВРМУМ на разных основаниях (охрана труда, возрастные показатели, виды экономической деятельности и др.), то в пункт 2 включена необходимость определения конкретной модели, которая будет использоваться для дальнейшей реализации в рамках методики.
В пункт 3 (согласно рисунку 2) включена подготовка перечня показателей и нормативов ВРМУМ, которые должны быть получены на основе анализа нормативной правовой базы и отбора модели показателей, наиболее точно характеризующих ВРМУМ в целях методики. Наличие указанного перечня позволяет сформировать корректное содержание документов, обеспечивающих реализацию целей и задач методики.
При реализации методики, определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях, необходимо предусмотреть определенную периодичность в выполнении ее первого этапа, соответствующий накоплению значимого количества изменений и поправок в действующее законодательство о труде. Данный срок представляется величиной соответствующим одному календарному году.
Этап 2 - структура документов и нормативно-методическое обеспечение ее использования - формируется следующим образом, отраженным на рисунке 3.
4. Структура системы документации методики и формирование информационного наполнения документации (с учетом требований по автоматизации процессов обработки данных из указанных документов) |
5. Нормативно-методическое обеспечение использования документации (в т.ч. с учетом требований по автоматизации процессов обработки) |
Рисунок 3. Схема этапа 2 - структура документов и нормативно-методическое обоснование ее использования.
В пункт 4 (согласно рисунку 3) включена система документации методики, по своему содержанию, основанная на результатах первого этапа алгоритма, и включающая в себя информационную карту временного рабочего места. Документ должен быть приспособлен к ведению информационного взаимодействия посредством современных электронных средств коммуникации и по своей форме и по информационному содержанию (форма и тип информации в полях документа) должен соответствовать требованиям представляемым программно-аппаратным комплексом Московского информационного банка ДТиЗН города Москвы (требования определены региональным законодательством)*.
В пункт 5 (согласно рисунку 3) включена система нормативно-методических документов - управленческих карт, необходимых для использования системы документации методики ее пользователями. Управленческие карты определяют последовательность, характер и нормативно-правовые обоснования процедур по формированию, передаче и проверке данных документального обеспечения методики.
Этап 3 - информационное взаимодействие и его структура - формируется следующим образом, отраженным на рисунке 4.
6. Нормативно-методическое обеспечения функционирования информационной системы учета ВРМУМ. Цели, участники, виды данных |
7. Правовые и административные документы, управленческие процедуры, обеспечивающие информационное взаимодействие в рамках существующей информационной системы г. Москвы. Формирование специализированного регистра Московского информационного банка по ВРМУМ |
8. Формирование данных для системы мониторинга рынка ВРМУМ, виды, объем, формат. |
Рисунок 4. Схема этапа 3 - информационное взаимодействие и его структура.
В пункт 6 (согласно рисунку 4) включено нормативно-правовое обеспечение информационной системы учета ВРМУМ в части формирования комплекта документов для данной процедуры, включающая в себя как информационное наполнение (информационная карта временного рабочего места), так и регламент информационного взаимодействия, и формальное предоставление электронных копий регистрационных документов работодателя. Данная документация формирует управляемый дуплексный поток информации о ВРМУМ в г. Москве. Помимо информации от работодателей необходимо учитывать данные о безработных, формируемые при непосредственном взаимодействии последних с ГУ ЦЗН АО города Москвы. Данный информационный поток регулируется в рамках федерального и регионального законодательств. В пункте 6 также определены цели и участники информационной системы, а также виды данных, которые в ней используются в соответствии с реализацией предыдущих этапов методики.
В пункт 7 включено обеспечение процесса информационного взаимодействия в группе "работодатель - ГУ ЦЗН АО города Москвы/ДТиЗН города Москвы - безработный" в части использования информации, полученной от получателей государственной услуги в установленные регламентом сроки для формирования специализированного регистра Московского информационного банка по ВРМУМ и его перманентного обновления в соответствии с регулярностью поступления данных. Указанный регистр может быть создан в соответствии с региональным законодательством (постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними") и является конвергенцией данных регистров получателей государственной услуги по трудоустройству (работодатели и безработные) и данных о свободных временных рабочих местах, отобранных в соответствии с критериями, установленными для ВРМУМ.
В пункт 8 (согласно рисунку 4) включены процедуры по формированию потока данных для обеспечения мониторинговой процедуры рынка ВРМУМ, которые определяют какие из данных регистров Московского информационного банка, в каком объеме и в каком формате должны поступать для дальнейшего формирования сводок по мониторингу сегмента ВРМУМ и формирования статистической отчетности.
Этап 4 - Структура процедуры мониторинга и ее документальное обеспечение - формируется следующим образом, отраженным на рисунке 5.
9. Нормативно-методическое обеспечение функционирования системы мониторинга рынка ВРМУМ и формирования статистической отчетности на основе согласованных форм |
10. Использование данных по результатам информационного взаимодействия на основе нормативно-методического обеспечения в целях формирования сводок по мониторингу (формы, содержание) и статистической отчетности рынка ВРМУМ |
11. Использование данных мониторинга и статистической отчетности для принятия управленческих решений по регулированию рынка труда |
Рисунок 5. Схема этапа 4 - структура процедуры мониторинга и ее документальное обеспечение.
В пункт 9 (согласно рисунку 5) включено выполнение процедур в соответствии с нормативно-методическим обеспечением функционирования мониторинга рынка ВРМУМ, определяющим цели, порядок отбора и агрегирования данных специализированного регистра по ВРМУМ (и других регистров при необходимости) Московского информационного банка для подготовки мониторинговой информации для органов исполнительной власти и получателей государственных услуг по трудоустройству (работодатели и безработные).
В пункт 10 (согласно рисунку 5) алгоритма включены мероприятия по использованию отобранных по результатам выполнения процедур п. 9 данных в установленных тем же пунктом целях. Определено целеполагание формирования сводок по мониторингу (краткие сроки предоставления), их формы, а также цели формирования ежеквартальной статистической отчетности и указания по заполнению ее форм (по отраслям и группам отраслей) в разрезе административного округа и города Москвы в целом.
В пункте 11 (согласно рисунку 5) определены цели и задачи, которые могут быть реализованы при использовании данных мониторинга рынка ВРМУМ, как в краткосрочном разрезе (сводки), так и в средне- и долгосрочном (статистическая отчетность за кварталы, полугодия, года), при принятии управленческих решений по регулированию рынка ВРМУМ и рынка труда г. Москвы в целом.
2. Мониторинговая процедура процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для информационной системы учета рабочих мест
2.1. Первичная форма статистического наблюдения
Осуществление мониторинговых процедур является одной из основ формирования политики Правительства города Москвы в лице ДТиЗН города Москвы на рынке труда. Наличие полной и достоверной информации о рынке труда позволяет принимать верные управленческие решения в сфере компетенций ДТиЗН города Москвы по регулированию рынка труда и оценивать уже приведенные ранее в жизнь решения. Подготовка управленческих решений городского уровня невозможна без наличия документальной основы, содержащей количественные данные за прошедшие периоды по рынку труда. Учитывая такую необходимость, разработана форма первичного статистического учета по ВРМУМ:
- сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости учащейся молодежи на временные рабочие места по виду экономической деятельности (ОКВЭД) (см. Приложение N 2 к настоящей методике).
По данной форме наблюдение ведется за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения учащейся молодежи и работодателям, обратившимся в государственные учреждения службы занятости населения. Заполнение полей форм статистического наблюдения по видам экономической деятельности осуществляется на основе данных специализированного регистра по временным рабочим местам для учащейся молодежи (ВРМУМ)**, сформированного на основе:
- данных информационных карт временных рабочих мест***, поступивших от работодателей;
- данных физических лиц - получателей государственной услуги по организации временного трудоустройства учащейся молодежи в возрасте от 14 до 27 лет в свободное от учебы время на рабочие места;
- регистра работодателей получателей государственной услуги по организации временного трудоустройства учащейся молодежи в возрасте от 14 до 27 лет в свободное от учебы время на рабочие места.
Указания по подготовке, заполнению и представлению данных форм приведены в Приложении N 2.
2.2. Мониторинговая процедура процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для информационной системы учета рабочих мест
Формирование единой городской политики по совместной работе органов исполнительной власти и работодателей в области временной занятости учащейся молодежи невозможно без организации поступления достоверной информации о состоянии дел в данной сфере. Данная задача может быть решена путем проведения мониторинга процесса создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для учащейся молодежи. Особенность системы мониторинга рынка ВРМУМ состоит в том, что она должна описывать изменчивую и чрезвычайно волатильную сущность сегмента временной занятости для учащейся молодежи, чувствительного к параметру скорости и точности обработки данных.
Принятый на сегодняшний день в г. Москве подход к мониторингу рынка труда основан на заявительной форме подаче данных работодателями в территориальные уполномоченные органы исполнительной власти в области труда и занятости населения (далее - органы исполнительной власти) о создаваемых вакансиях. Нормативно-правовым обоснованием существующей процедуры извещения органов исполнительной власти о свободных рабочих местах и потребности в работниках является постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними", в котором предусмотрено использование бумажного документооборота в части регистрации работодателя в соответствующем регистре московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения (МИБ) и последующее уведомление им органов исполнительной власти по факсимильной связи или посредством электронных средств коммуникации о создании рабочих мест и необходимости в кадрах для их заполнения.
Использование текущей процедуры мониторинга рынка труда для изучения сегмента ВРМУМ возможно, но в существующем виде она не в полной мере индицирует этот быстро-изменяющийся сегмент. Результаты мониторинга (в виде сводки по данным МИБ и статистической отчетности за определенный период), основанного на указанном действующем подходе к формированию информационной базы данных о состоянии рынка труда и его сегментов (например, ВРМУМ), являются статичными, нерегулярно обновляемыми и характеризуются относительно невысокой достоверностью по сравнению с реальным положением дел. Принятие управленческих решений на основе данных такого мониторинга могут привести к ошибкам в регулировании быстроизменяющихся сегментов рынка труда,
Схема, отражающая характер действующей процедуры мониторинга рынка труда, показана на рисунке 6.
Рисунок 6. Действующая мониторинговая процедура
Действующая система мониторинговой процедуры основана на использовании данных, полученных органом исполнительной власти по инициативе работодателя, который и недостаточно мотивирован, и не всегда располагает возможностью своевременного информирования органов исполнительной власти о потребности в работниках по существующей процедуре. Следовательно, необходимо увеличить заинтересованность работодателей в активизации информационного взаимодействия с органами исполнительной власти посредством упрощения подачи запроса на поиск работников (использование электронных ИК). В данной ситуации возникает взаимная заинтересованность и ответственность за создаваемые информационные потоки актуальных данных о рынке труда (в том числе в части ВРМУМ) у работодателей и органов исполнительной власти. При взаимной заинтересованности в участии в программе мониторинга рынка труда возможно применение иных схем помимо уведомительной.
Высокой достоверности и актуальности мониторинговой информации по рассматриваемому сегменту рынка труда можно достичь при введении регламента сообщений о наличии, занятии, процессе создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест, устанавливающего порядок регулярного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и работодателями. Суть измененной процедуры состоит в усовершенствовании порядка, установленного постановлением Правительства Москвы от 23.06.09 N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения (ГУ ЦЗН АО города Москвы) и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними", путем введения обязанности для органов исполнительной власти активизировать информационный обмен с работодателями посредством современных коммуникационных технологий и сделать его регулярным. Кроме того, регламент регулярного информационного взаимодействия между органами исполнительной власти и работодателями должен быть дополнен набором мероприятий, реализуемых по результатам информационного взаимодействия. Результатом таких мер должен стать регулярно обновляемый МИБ, содержащий актуальные данные в своих регистрах, на основе которых формируется статистическая отчетность по рынку труда и его сегментам за определенные периоды. Данные статистической отчетности в свою очередь могут быть использованы в качестве управленческой информации для принятия решений по регулированию рынка труда города Москвы. Схема предлагаемой структуры взаимодействия органов исполнительной власти и работодателей показана на рисунке 7.
Рисунок 7. Предлагаемая мониторинговая процедура
2.3. Организационный и управленческий механизм для регламента сообщений о наличии, занятии, процессе создания, сохранения и сокращения временных рабочих мест для информационной системы учета рабочих мест
1. Реализация ДТиЗН города Москвы функций, определенных Положением о Департаменте (постановление Правительства Москвы от 10 марта 2009 года N 176-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы и организации его деятельности"), в том числе функции по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обучающихся и студентов образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в свободное от учебы время в период каникул, требуют определенной схемы организации работы по выполнению данной функции, четкого распределения полномочий и зон ответственности между структурными подразделениями ДТиЗН города Москвы на разных уровнях управления.
См. Положение о Департаменте труда и занятости населения г. Москвы, утвержденное постановлением Правительства Москвы от 8 февраля 2012 г. N 33-ПП
2. Функционирование информационной системы учета временных рабочих мест для учащейся молодежи (далее - ИС ВРМУМ) в процессе их создания, сохранения и сокращения по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях как часть выполнения указанной выше функции ДТиЗН города Москвы, а также в части использования методики, определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях (далее - методики), предполагает непосредственную занятость персонала ряда структурных подразделений ДТиЗН города Москвы в:
1) организации и осуществления информационного взаимодействия с работодателями;
2) осуществлении процедур по проверке, контролю, отбору и пересылке в ДТиЗН города Москвы информационных карт временных рабочих мест, предусмотренных управленческими картами (являются приложением к информационным картам временных рабочих мест);
3) технической поддержке и обеспечении функционирования ИС ВРМУМ;
4) контроле работы за применением методики, в ГУ ЦЗН АО города Москвы;
5) контроле качества ведения документооборота по методике в ГУ ЦЗН АО города Москвы;
6) подготовке и выдаче по запросу мониторинговых данных по рынку ВРМУМ;
7) контроле осуществления мониторинговых процедур рынка ВРМУМ;
8) подготовке и направлении на утверждение форм первичных документов статистического учета по административным округам и г. Москве в целом;
9) утверждении форм первичных документов статистического учета по административным округам и г. Москве;
10) координации действий по обеспечению временной занятости учащейся молодежи с другими органами исполнительной власти, подчиненными Правительству Москвы.
3. Определение круга мероприятий, в которых заняты сотрудники структурных подразделений ДТиЗН города Москвы, не является достаточным условием для функционирования ИС ВРМУМ. Помимо перечня мероприятий требуется организационная схема функционирования ИС ВРМУМ, определенная регламентом реализации вышеуказанных мероприятий структурными подразделениями ДТиЗН города Москвы. Таким образом, в регламенте должны быть упорядочены в виде инструкций действия в рамках ИС ВРМУМ, влияющие на ее функционирование. В их число входит:
1) порядок организации информационного взаимодействия с работодателями в части выделения технических и трудовых ресурсов в ГУ ЦЗН АО города Москвы;
2) порядок проверки и отбора ИК по формальному принципу и по существу в соответствии с методикой в ГУ ЦЗН АО города Москвы;
3) порядок направления отобранных ИК в ДТиЗН города Москвы для последующего обобщения в рамках регистров Московского информационного банка (МИБ);
4) порядок контроля за документооборотом с работодателями, обработкой и отсылкой ИК в МИБ;
5) порядок осуществления мониторинговых процедур на основе данных по ВРМУМ, поступивших с ИК от работодателей, и выдачи данных по запросу структурных подразделений ДТиЗН города Москвы для выполнения установленных функции;
6) порядок формирования и утверждения на основе данных о рынке ВРМУМ, поступивших с ИК от работодателей, форм первичных документов статистической отчетности по установленной форме;
7) порядок мероприятий по поощрению или наказанию сотрудников в рамках функционирования ИС ВРМУМ;
8) порядок координации действий по обеспечению временной занятости учащейся молодежи с другими органами исполнительной власти, подчиненными Правительству Москвы.
4. Обеспечение однозначной регламентации деятельности структурных подразделений ДТиЗН города Москвы при работе с ИС ВРМУМ позволит:
- усовершенствовать систему мониторинга рынка труда в части повышения уровня информационной обеспеченности органов исполнительной власти города Москвы соответствующими данными;
- улучшить качество взаимодействия участников рынка труда (безработные, работодатели, органы исполнительной власти города Москвы) на основе внедрения современных подходов к коммуникации и организации информационного взаимодействия;
- улучшить ситуацию с ростом правовой культуры работодателей города Москвы в части процессов, связанных с созданием, сохранением, сокращением ВРМУМ.
5. Данный регламент реализации мероприятий можно подразделить по месту осуществления действий сотрудниками ДТиЗН города Москвы на три уровня:
1) Регламент действий по информационному взаимодействию с работодателями на уровне ГУ ЦЗН АО города Москвы.
6. Данный регламент носит смешанный характер, так как используется работодателями и подведомственными структурами ДТиЗН города Москвы в административных округах (ГУ ЦЗН АО города Москвы), Его назначение - определение:
- способов коммуникации ГУ ЦЗН АО города Москвы и работодателей в административных округах города Москвы;
- перечня необходимых для информационного взаимодействия документов;
- коммуникационных каналов и их параметров (в том числе каналов обратной связи);
- ответственных лиц за содержание передаваемой информации и за процесс взаимодействия.
Содержание регламента действий по информационному взаимодействию определяется из его назначения, ключевым элементом которого является осуществление коммуникации в части передачи данных о создаваемых, сохраняемых и сокращаемых ВРМУМ на предприятиях города Москвы по отраслям экономики. Информационным носителем таких данных является информационная карта временного рабочего места (далее - ИК, см. приложение N 1 к настоящему отчету).
Действия, осуществляемые сотрудниками ГУ ЦЗН АО города Москвы и работодателями при произведении информационного взаимодействия при первичном представлении ИК работодателем, рассмотрении ИК ГУ ЦЗН АО города Москвы, повторном представлении ИК работодателем с изменениями за истекший период и другие действия приведены в приложении N 1 к ИК (см. приложение N 1 к настоящей методике), которое является управляющей картой (УК) для работодателя и сотрудника ГУ ЦЗН АО города Москвы, которые, руководствуясь регламентом действий из УК осуществляют свою деятельность в рамках ИС ВРМУМ.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2) Регламент действий по использованию информации о временных рабочих местах посредством ИС ВРМУМ в рамках ДТиЗН города Москвы
Объектом данного регламента являются действия структурных подразделений ДТиЗН города Москвы при работе с ИС ВРМУМ на уровне самого ДТиЗН города Москвы.
В сферу действия данного регламента включены следующие мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями ДТиЗН города Москвы в рамках ИС ВРМУМ;
- формирование первичных форм статистической отчетности на основе специализированного регистра ВРМУМ;
- предоставление на утверждение форм статистической отчетности за отчетный период;
- утверждение форм статистической отчетности за отчетный период;
- отбор и выдача по запросу информации о ВРМУМ на основе специализированного регистра МИБ;
- осуществление мониторинговых процедур;
- контроль за осуществлением мониторинговых процедур.
Мероприятия, определенные данным регламентом и действия сотрудников ДТиЗН по своему содержанию обосновываются существующими внутренними нормативными документами ДТиЗН, включающими в себя должностные инструкции сотрудников, правила внутреннего распорядка, положения о подразделениях ДТиЗН, установленный порядок подготовки распоряжений и приказов.
3) Регламент взаимодействия ДТиЗН города Москвы с другими органами исполнительной власти города Москвы, подчиненными Правительству Москвы.
Объектом данного регламента являются совместные действия ДТиЗН города Москвы и других органов исполнительной власти города Москвы, подчиненных Правительству Москвы, при работе с ИС ВРМУМ.
В сферу действия данного регламента включены следующие мероприятия:
- предоставление данных мониторинга рынка ВРМУМ по запросу органов исполнительной власти города Москвы, подчиненных Правительству Москвы;
- координация действий по распространению и внедрению методики на предприятиях по отраслям, находящиеся под юрисдикцией соответствующих органов исполнительной власти города Москвы, подчиненных Правительству Москвы;
- координация работ по организации информационной компании (социально значимой рекламы) по извещению учащейся молодежи о новых возможностях ИС ВРМУМ, предоставляемых при трудоустройстве на временных# рабочие места, через средства массовой информации, на интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москвы, при помощи рекламных щитов на улицах и в общественном транспорте;
- координация действий по подготовке плановых цифр создания временных рабочих мест и занятости по ним учащейся молодежи на предприятиях по отраслям, находящиеся под юрисдикцией соответствующих органов исполнительной власти города Москвы, подчиненных Правительству Москвы;
- координация действий по планированию финансирования совместных работ ДТиЗН города Москвы с другими органами исполнительной власти города Москвы, подчиненными Правительству Москвы, по распространению и внедрению методики.
Мероприятия определенные данным регламентом и действия ДТиЗН города Москвы по своему содержанию и порядку выполнения обосновываются утвержденными Правительством Москвы законами и постановлениями, регулирующих вопросы временной занятости учащейся молодежи и задачи органов исполнительной власти города Москвы по ее обеспечению (в том числе в части координации действий органов исполнительной власти города Москвы).
К числу органов исполнительной власти города Москвы, подчиненных Правительству Москвы, обеспечивающих возможность ежегодного участия учащейся молодежи в проведении временных и общественных работ в рамках постановления Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи" относятся:
- Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
- Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
- Департамент городского строительства города Москвы;
- Департамент социальной защиты населения города Москвы;
- Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы;
- Департамент транспорта и связи города Москвы;
- Департамент физической культуры и спорта города Москвы;
- Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы;
- Комитет ветеринарии города Москвы;
- Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы;
- Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы;
- Департамент здравоохранения города Москвы;
- Департамент культуры города Москвы;
- Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы;
- Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;
- Департамент образования города Москвы;
- Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы;
- Государственная инспекция труда в городе Москве;
- Комитет общественных связей города Москвы;
- Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы;
- Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы;
- Комитет по туризму города Москвы;
- Управление записи актов гражданского состояния города Москвы;
- Префектуры административных округов города Москвы;
- Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей (работодателей);
- Московская Федерация профсоюзов;
- Студенческое Правительство дублеров города Москвы;
- Совет ректоров вузов Москвы и Московской области.
Координировать свои усилия с ДТиЗН города Москвы по действиям в рамках методики (в т.ч. в рамках ИС ВРМУМ) могут и другие учреждения города Москвы и некоммерческие организации.
Перечень нормативных правовых актов города Москвы, касающихся регулирования вопросов временной занятости учащейся молодежи и регламентирующих действия органов исполнительной власти города Москвы по ее обеспечению:
- Закон города Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 "О занятости населения в городе Москве";
- Постановление Правительства Москвы от 23 декабря 2008 г. N 1199-ПП "О Департаменте труда и занятости населения города Москвы";
- Постановление Правительства Москвы от 10 марта 2009 т. N 176-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и занятости населения города Москвы и организации его деятельности";
- Постановление Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи";
- Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними";
- Постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2008 г. N 1035-ПП "О Программных мероприятия по содействию занятости населения города Москвы на 2009 год".
Действия сотрудников ДТЗиН# города Москвы в рамках данного регламента определяются существующими внутренними нормативными документами ДТиЗН города Москвы, включающими в себя должностные инструкции сотрудников, правила внутреннего распорядка, положения о подразделениях ДТиЗН города Москвы, установленный порядок подготовки распоряжений и приказов.
Для введения в действие методики в ДТиЗН города Москвы, в том числе в части реализации мероприятий по ее внедрению и использованию в рамках регламентов перечисленных выше, необходима документация, формально определяющая и закрепляющая все зоны ответственности, все пункты регламента, все положения методики для каждого из исполнителей, всю систему распространения материалов методики среди работодателей, однозначно определяющая контроль выполнений действий, подходы к организации совместных действий органов исполнительной власти города Москвы и другие аспекты. Такое нормативно-методическое обеспечение осуществляется посредством выпуска приказа по ДТиЗН города Москвы о введении в действие методики определяющей критерии создания, требования при учете временных рабочих мест для учащейся молодежи по отраслям экономики, в том числе на малых предприятиях (далее - методика). Данный приказ определяет сроки введение в действие методики и сроки применения, регламенты ее выполнения и порядок осуществления мероприятий по:
- организации работ по обеспечению работодателей материалами и исходными документами методики;
- распространению методических материалов по методике среди сотрудников ДТиЗН города Москвы, как на уровне ГУ ЦЗН АО города Москвы, так и в центральном аппарате;
- утверждению разработанных форм информационных и управленческих карт к ним;
- созданию в рамках МИБ специализированного реестра по ВРМУМ на основе уже существующих регистров;
- утверждению системы статистической отчетности;
- утверждению процедуры мониторинга рынка ВРМУМ;
- утверждению порядка контроля за реализацией мероприятий в соответствии с подготовленным регламентами и перечнем ответственных исполнителей;
- утверждению системы поощрения и наказания по результатам осуществления мероприятий связанных с внедрением и использованием методики и ИС ВРМУМ;
- утверждению порядка координации работ по обеспечению применения методики с другими органами исполнительной власти, подчиненными Правительству Москвы;
- утверждению порядка финансирования затрат на введение в действие методики, ее внедрения в ДТиЗН города Москвы, на предприятиях и в организациях, использования в установленные сроки.
Разработанная методика не окажет влияние на структурные изменения в системе управления, доходы и расходы бюджета города Москвы, бюджетов внутригородских муниципальных образований и не будет нести дополнительных финансовых затрат для органов исполнительной власти города Москвы, так как все финансовые затраты будут осуществляться Департаментом труда и занятости населения города Москвы в рамках Программы содействия занятости населения города Москвы.
3. Методика обеспечения предприятий и организаций всех отраслей экономики, включая малые, исходными документами по взаимодействию с информационно-справочной системой
Обеспечение предприятий и организаций города Москвы исходными документами по взаимодействию с информационно-справочной системой по ВРМУМ, наряду с утверждением методики, ее нормативно-методического обеспечения и регламентов работы по ней структурных подразделений ДТиЗН города Москвы, является одним из ключевых элементов успешной реализации инициативы по упорядочиванию рынка ВРМУМ. Такая важность работ обоснована тем, что заинтересованность предприятий во внедрении новой технологии информационного взаимодействия - низка. Внедрение методики собственными силами предприятия требует дополнительных затрат с его стороны, в том числе на организацию работ, переучивание сотрудников и др. Выбор такого пути перевода предприятий-работодателей на электронный документооборот по ВРМУМ с ГУ ЦЗН АО города Москвы вызовет определенные затруднения, и низкий отклик предприятий, а с ним и продолжительные сроки внедрения. Следовательно, ДТиЗН города Москвы необходимо предпринять ряд мер по увеличению заинтересованности предприятий в участии в информационном взаимодействии, облегчить и сделать удобным переход от устаревшей бумажной технологии к современным средствам коммуникации органов исполнительной власти города Москвы и субъектов городской экономики, в том числе;
- обеспечить подготовку по административным округам города Москвы комплектов документов для работодателей, распорядительным документом директоров ГУ ЦЗН АО города Москвы по административным округам определить ответственных за информационное взаимодействие с работодателями сотрудников и перечень зарегистрированных по округам работодателей, создающих временные рабочие места;
- сформировать комплекты для работодателей в составе: информационная карта временного рабочего места с приложениями (в том числе управленческая карта с регламентом действий и указанием контактной информации ответственного за информационное взаимодействие с работодателями сотрудника по округу); копия письма обращения к руководителям предприятий и организаций от лица руководителя ДТиЗН города Москвы, сообщающее о введение в действие методики и разъясняющее преимущества пользования новой электронной системой; электронная копия материалов для использования в качестве первичной формы на компакт-диске;
- передать на безвозмездной основе организациям, обеспечивающим содержательное наполнение информационно-справочных систем, таких как: "Кодекс", "Гарант", "Консультант плюс" и другие, формы ИК и УК для включения в базу данных первичных форм по г. Москве;
- обеспечить свободный доступ к комплекту документов для работодателя через интернет-сайт ДТиЗН города Москвы, в том числе ввести возможность отправки формы ИК через Интернет с сайта ДТиЗН города Москвы;
- произвести тиражирование комплектов материалов и распространение посредством почтовой рассылки с сопроводительным письмом.
Первичная выборка предприятий, которым будет предлагаться участие в ИС ВРМУМ, должна включать в себя работодателей, регулярно создающих ВРМУМ. Данный анализ необходимо производить на основе сведений, представляемых структурными подразделениями, взаимодействующими с данными работодателями, как на уровне ГУ ЦЗН АО города Москвы, так и на уровне ДТиЗН города Москвы. Данная выборка предприятий будет являться модельной, не только с точки зрения оценки реакции работодателей на новую методику, но и с точки зрения окончательной обкатки всех регламентных процедур по информационному взаимодействию и использованию ИС ВРМУМ. Размер выборки утверждается заместителем руководителя ДТиЗН города Москвы по представлению справок по данному вопросу от начальников отделов, взаимодействующих с работодателями. Произведение тиражирования и рассылки утверждается приказом руководителя ДТиЗН города Москвы.
В приказе помимо объема тиражирования, перечня наименований документов указывается лицо ответственное за рассылку, которое распределяет соответствующие работы по исполнителям и в установленный приказом срок представляет результаты рассылки, качественные (в том числе сведения об ошибках допущенных при применении методики) и количественные показатели по предприятиям, включившимся в процесс информационного взаимодействия. По результатам рассмотрения представленных данных ДТиЗН города Москвы производятся мероприятия по уточнению методики и нормативно-правового обеспечения, закрепляемые подготовкой и выпуском приказа соответствующего содержания.
Отбор предприятий для второго этапа рассылки, производится в соответствии с перечнем отраслей, в которых возможно создание ВРМУМ (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 875 "Об утверждении Положения об организации общественных работ" на основании данных по предприятиям города Москвы, которые по запросу ДТиЗН города Москвы предоставляются Мосгорстатом. Произведение тиражирования материалов и их рассылка производится на основании такой же процедуры, что и первый этап рассылки.
Кроме того, при внесении новых предприятий и организаций в регистр МИБ необходимо инициировать предоставление им комплекта материалов по взаимодействию с ИС ВРМУМ. Плановый объем тиража комплектов для вновь регистрируемых в МИБ предприятий должен быть рассчитан ДТиЗН города Москвы на основе средней величины введения новых организаций в регистр работодателей МИБ за последние 6 месяцев. Данные расчетов должны быть включены отдельной строкой в приказ о произведении тиража и рассылке материалов, который упоминался выше.
Помимо собственных действий по обеспечению предприятий и организаций всех отраслей экономики, включая малые, исходными документами по взаимодействию с ИС ВРМУМ, ДТиЗН города Москвы может координировать свои действия по распространению материалов и скорейшему их применению в рамках информационного взаимодействия предприятиями организующими ВРМУМ, с другими органами исполнительной власти по отраслям экономики, находящимися в подчинении Правительства Москвы. Данные органы исполнительной власти по городу Москве могут оказывать содействие в организации передачи материалов предприятиям в рамках своей отраслевой юрисдикции, в том числе путем подготовки соответствующих сопроводительных писем к материалам, организации разъяснительных бесед с руководителями предприятий и другими мерами.
Отраслевой состав и перечень органов исполнительной власти приведен в разделе 2.3, плановые параметры результативности (число временных рабочих мест для учащейся молодежи) их содействия во внедрении методики в организациях и на предприятиях заданы приложением N 1 к постановлению Правительства Москвы от 22 января 2008 г. N 58-ПП "Об основных мерах развития системы временных рабочих мест для учащейся молодежи". Этим же постановлением в п. 20 предусмотрен порядок финансирования означенных мероприятий.
Введение Методики позволит формировать для органов исполнительной власти города Москвы ежегодный план создания временных рабочих мест для учащейся молодежи по видам экономической деятельности в соответствии с потребностями рынка труда и статистическими наблюдениями.
Таким образом, в результате применения вышеизложенных подходов ДТиЗН города Москвы сможет сообщить о введении в действие методики по ВРМУМ и способов ее активного применения максимально возможному числу работодателей. Обеспечения простоты получения и применения конечных документов методики по ВРМУМ (ИК и УК), что наиболее важно для малых предприятий не обладающих нужными ресурсами для внедрения новых технологий документооборота, обеспечит переход на новый качественный уровень взаимодействия в группе "Работодатель-ДТиЗН города Москвы. Такой переход позволит достичь целей методики по упорядочиванию рынка ВРМУМ в г. Москве, повышению правовой культуры работодателей, усовершенствованию коммуникаций между субъектами экономики и органами исполнительной власти города Москвы.
______________________________
* Постановление Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними".
** Специализированный регистр Московского информационного банка занятости формируется в соответствии с порядком определенным п. 2.6 Постановления Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП "Об утверждении Порядка предоставления работодателями информации о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей) в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области труда и занятости населения и Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ними".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 2.6 Порядка формирования московского информационного банка данных получателей государственных услуг в сфере занятости населения и специализированных банков получателей государственных услуг, обмена сведениями между ним, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 23 июня 2009 г. N 579-ПП
*** Регламент обработки информационных карт временных рабочих мест определен методическими указаниями по формированию специализированного банка по временным рабочим местам для учащейся молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.