г. Казань |
|
20 августа 2024 г. |
Дело N А55-34357/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 августа 2024 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Закировой И.Ш.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пантиной Л.Т.
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Пензенской области представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" - Семеновой К.О., доверенность от 08.08.2024,
Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара - Бичурина И.Н., доверенность от 09.01.2024,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024
по делу N А55-34357/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза, к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара, о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - заявитель, ООО "Горводоканал", общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление) N Р-303-62-рш от 18.07.2023 как не соответствующего подпункту 1 пункта 1 статьи 17, части 1 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2024 в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве специалиста Горшкалева П.А. отказано, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 решение Арбитражного суда Самарской области оставлено без изменения.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование своей позиции общество указало, что насосная станция 1-го подъеме в теле Сурского водохранилища является объектом централизованной системы холодного водоснабжения и на данный объект распространяется императивные исключения, установленные пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения.
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании отклонил кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Общество ходатайствовало о вызове специалиста Горшкалёва Павла Александровича и о приобщении к материалам дела заключения Горшкалёва П.А. по вопросу принадлежности насосной станции первого подъёма г.Пензы к централизованной системе водоснабжения от 15.04.2024 и технического заключения по результатам обследования строительных конструкций и оценки технического состояния "Насосная станция 1-го подъёма, в теле Сурского водохранилища (нежилое), 2-х этажное (подземных этажей-1)" от 26.02.2024.
Отказывая в приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств представленных документов, суд апелляционной инстанции указал, что они являются новыми доказательствами, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Уважительные причины их непредставления в суд первой инстанции отсутствуют.
Довод кассационной жалобы о том, что суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе в качестве специалиста Горшкалёва Павла Александровича, отклоняется судом округа, так как согласно статьям 55.1 и 88 АПК РФ привлечение специалиста и вызов лица в качестве свидетеля является правом, а не обязанностью суда и обусловливается предметом доказывания и необходимостью в получении определенного доказательственного материала (относимого и допустимого) в подтверждение наличия какого-либо юридического факта. В данном случае судами таких обстоятельств не установлено.
ООО "Горводоканал", посчитав нарушающими его права вынесенное Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предписание от 18.07.2023 N РЗОЗ-62-рш, в связи с несоответствием его положений подпункту 1 пункта 1 статьи 17, части 1 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", обратилось в арбитражный с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, оснований для удовлетворения жалобы не находит.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическом, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе функции по контролю (надзору) в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080 (далее - Положение о надзоре), пунктами 1, 4.1 Положения о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2022 N 208, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора) организует и осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений) на территории Пензенской области.
Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц) применяются до 31.12.2024 включительно при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных статьей 85 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", частью 1 статьи 26.3 Закона о защите прав юридических лиц.
Положение о Федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о государственном контроле) регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Согласно части 1 статьи 98 Закона о государственном контроле казанный закон вступил в силу с 01.07.2021, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Таким образом, в силу части 1 статьи 26.3 Закона защите прав юридических лиц, статьи 85 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ, положения Закона о защите прав юридических лиц при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений не применяются, государственный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Закона о государственном контроле.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Закон о безопасности гидротехнических сооружений), настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести возникновению чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 3.2 Свода правил "СП 58.13330.2012. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", утвержденных приказом Минрегиона России от29.12.2011 N 623 (далее - СП 58.13330.2012) гидротехнические сооружения: сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.
При этом необходимо учитывать, что Закон о безопасности гидротехнических сооружений распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Перечень гидротехнических сооружений, указанный в статье 3 указанного закона, не является исчерпывающим. По смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 Закона о водоснабжении и водоотведении).
Приказом Минстроя России от 06.06.2022 N 453/пр утвержден и введен в действие свод правил "Эксплуатация централизованных систем. Сооружений водоснабжения и водоотведения" (далее - СП 517.1325800.2022), который устанавливает общие требования к эксплуатации централизованных систем, сооружений водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 СП 517.1325800.2022).
В соответствии с пунктом 4.1 СП 517.1325800.2022 в состав централизованных систем водоснабжения и водоотведения входят сети и сооружения, в том числе водопроводные насосные станции, водозаборные сооружения.
На основании пункта 5.5.1 СП 517.1325800.2022 водопроводные насосные станции подразделяются, в том числе, на насосные станции 1 -го подъема, в т.ч. в составе водозаборных сооружений.
Требования к эксплуатации водозаборных сооружений поверхностных источников водоснабжения установлены пунктом 5.6.1.1 СП 517.1325800.2022 и включают в себя, в том числе, систематический контроль за работой сооружений и оборудования - водоприемников, самотечных и сифонных линий, берегового колодца и его элементов, насосных агрегатов, гидротехнических сооружений.
ГОСТ 21151-82 "Водоснабжение. Термины и определения" установлены следующие термины и определения в области водоснабжения: водозабор - по ГОСТ 19185-73 (пункт 10); водозаборное сооружение - по ГОСТ 19185-73 (пункт 11); водовод - по ГОСТ 19185-73 (пункт 44); водопроводная сеть - система трубопровода с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления (пункт 45); водопроводная насосная станция - сооружение водопровода, оборудованное насосносиловой установкой для подъема и подачи воды в водоводы и водопроводную сеть.
При этом применение ГОСТ 19185-73 на территории Российской Федерации прекращено с 01.08.2022 в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 70214-2022 (приказ Ростандарта от 13.07.2022 N 619-ст, МУС 10-2022).
Как следует из материалов дела и подтверждено судами, водозаборное сооружение совмещенного типа с насосной станцией 1-го подъема, предназначенное для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и Заречного, расположено в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, на площадке со стороны верхового откоса (декларация безопасности гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 25.11.2021 N 21 - 21(03)0206-00-КОМ. (регистрационный код ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений 208560000416400)).
Водозаборное сооружение и насосная станция являются муниципальной собственностью и находится в аренде ООО "Горводоканал" г. Пензы.
На основании письма администрации города Пензы от 02.06.2023 N 6-14-3905 (вх. N 303/5510 от 06.06.2023) источником централизованного водоснабжения населения города Пензы питьевой водой является Сурское водохранилище и р. Сура, где расположены водозаборные сооружения.
Основным местом водозабора является насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле плотины Сурского водохранилища, введенная в эксплуатацию в 1982 году. Насосной станцией первого подъема вода по двум водоводам 0 1200 мм протяженностью 16 км подается на площадки очистных сооружений ОСВ "Кирпичная" и подгорная, а также на ОСВ г. Заречного.
На р. Суре в мкр. Терновка имеется второй водозабор, введенный в эксплуатацию в 1953 г. Вода подается на площадку очистных сооружений ОСВ "Подгорная" по двум водоводам. Из данных источников водоснабжения вода подается в цех очистных сооружений водопровода. Территориально цех разделен на две площадки: пл. "Кирпичная" и пл. "Подгорная".
По сведениям, размещенными на официальном сайте ООО "Горводоканал" (https://penzavodokanal.ru/about/8947) основным местом водозабора является насосная станция первого подъема, расположенная в теле плотины Сурского водохранилища, введенная в эксплуатацию в 1982 году. Проектная производительность водозабора 400 тыс. м3/сутки. Насосной станцией I подъема по двум водоводам 0 1200 мм протяженностью 16 км подается на площадки очистных сооружений ОСВ "Кирпичная" и "Подгорная", а также на ОСВ г. Заречного.
Суды отметили, что насосная станция 1-го подъема в теле Сурского водохранилища является водозаборным сооружением и осуществляет забор (подъем) воды насосами из Сурского водохранилища для обеспечения питьевого и хозяйственного водоснабжения города Пензы и города Заречного.
Таким образом, насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, входящей в состав гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), эксплуатируемая ООО "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), фактически является гидротехническим сооружением, на которое распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997 N 317-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В Российском регистре гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru/gts/search.php) содержатся сведения о следующих эксплуатируемых гидротехнических сооружениях насосных станций: гидротехнические сооружения насосной станции ВНС-3 муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя (peг. номер 205070001032400, Ставропольский край, водный объект Сенгилеевское водохранилище, собственник: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, эксплуатирующая организация: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Ставрополя, I класс); водозабор шахтного типа, совмещенный с насосной станцией 1 -го подъема (peг. номер 208780000034100, Ярославская область, собственник: Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, эксплуатирующая организация: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" ТМО, II класс); гидротехнические сооружения водопроводной станции "Малиновая гряда" АО "Нижегородский водоканал" (peг. номер 208220000324000, Нижегородская область, собственник: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (КУГИ И ЗР), эксплуатирующая организация: Акционерное общество "Нижегородский водоканал"); гидротехнические сооружения водопроводной станции "Ново-Сормовская" АО "Нижегородский водоканал" (per. номер 208220000399300, Нижегородская область, собственник: Муниципальное образование городской округ "город Нижний Новгород", эксплуатирующая организация: Акционерное общество "Нижегородский водоканал").
В соответствии с письмом Управления муниципального имущества города Пензы от 21.08.2023 N 12/5856 предметом договора аренды муниципального имущества от 08.08.2007 N 51 между Управлением муниципального имущества города Пензы и ООО "Горводоканал" являются объекты водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудование, входящие в водоснабжающие комплексы. В трактовании федерального законодательства РФ Управление муниципального имущества города Пензы считает, что объекты, переданные в арендное пользование ООО "Горводоканал" на основании договора аренды муниципального имущества от 08.08.2007 N 51, в том числе насосная станция 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, входят в комплекс сооружений, необходимых для снабжения водой потребителей в необходимом количестве, требуемого качества под требуемым напором при обеспечении надежности их работы и являются частью централизованной системы холодного водоснабжения.
Пунктом 1.2 договора о передаче муниципального имущества в аренду ООО "Горводоканал" от 08.08.2007 N 51 установлено, что предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудование, входящие в водоснабжающие комплексы (согласно приложению N 1 к договору), принадлежащие муниципальном образованию город Пенза на праве собственности.
Суды отметили, что сведения о принадлежности переданных ООО "Горводоканал" объектов водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудования, входящих в водоснабжающие комплексы, к централизованной системе водоснабжения в договоре о передаче муниципального имущества в аренду ООО "Горводоканал" N 51 от 08.08.2007 отсутствуют.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, суды пришли к выводу о том, что насосная станция 1-го подъема в теле Сурского водохранилища непосредственно не предназначена для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Ее функциональное назначение - забор и подъем воды насосами из поверхностного водного объекта - Сурского водохранилища. Техническое водоснабжение г. Пензы и г. Заречного также не является основной и единственной функцией насосной станции, которая осуществляет забор воды для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и г. Заречного.
По сведениям из обращения филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз" в Средне-Поволжске управление Ростехнадзора от 12.05.2023 N 01 -04/129 (вх. N 303/4840 от 12.05.2023), сооружение водозабора ООО "Горводоканал" (насосная станция 1-го подъема) конструктивно входит в состав комплекса напорных сооружений Сурского гидроузла, относящихся к I классу гидротехнических сооружений, авария на которых может привести к возникновению чрезвычайной ситуации федерального характера.
Водозаборная камера насосной станции имеет длину по водонапорному фронту 63 м с напором более 10 м (при отметке НПУ Пензенского водохранилища 150,00 мБС).
Суды исходили из того, что авария (разрушение) напорной части здания насосной станции (водозаборной камеры) может привести, помимо остановки насосной станции и прекращения подачи воды в г. Пенза и г. Заречный, к разрушению земляной плотины Сурского гидроузла и образованию прорана в местах примыкания здания насосной станции к земляной плотине гидроузла и возникновению чрезвычайной ситуации.
По данным филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз", ООО "Горводоканал" при эксплуатации сооружения водозаборной насосной станции 1-го подъема ни одно из требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" не исполняется, и, как следствие, отсутствует информация об оценке технического состояния насосной станции ООО "Горводоканал" (в частности конструкций водозаборной камеры), находящейся в эксплуатации свыше 40 лет без проведения ремонтных работ капитального характера, затрагивающих несущие конструкции сооружения.
По результатам визуального обследования, проведенного сотрудниками филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз", выявлены дефекты, оказывающие влияние на прочностные характеристики конструкции водозаборной камеры (увлажнение бетона напорной стенки водозабора вследствие фильтрации воды со следами химической суффозии бетона - выщелачивания), способные привести к аварийной ситуации как в самой насосной станции, так и в теле земляной плотины Сурского гидроузла, и требующие оценки специализированными организациями.
В случае разрушения напорной стенки и камеры водозаборного сооружения насосной станции, находящихся под напором 10 метров, с учетом того, что насосная станция и трубопроводы водозаборного сооружения находится в теле земляной плотины Сурского гидроузла, отнесенного к I классу гидротехнических сооружений, возможен размыв земляной плотины Сурского гидроузла и образование прорана.
В результате аварии гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел) возможно возникновение чрезвычайной ситуации федерального характера и имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (возможное количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в случае размыва и образования прорана в земляной плотине вследствие разрушения напорной стенки и камеры водозаборного сооружения насосной станции составит 1 726 человек. Количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности 114 801 человек и размер возможного материального ущерба составит 75 824, 29 млн. рублей).
По информации администрации города Пензы от 02.06.2023 N 6-14-3905 (вх. N303/5510 от 06.06.2023) в реестре муниципального имущества в составе муниципальной казны значится насосная станция 1 -го подъема в теле плотины Сурского водохранилища (нежилое), 2-этажное (подземных этажей - 1), Пензенский район, год постройки 1982, кадастровый номер 58:24:0341001:59.
Суды отметили, что данный объект на основании договора от 08.08.2007 N 51 передан в арендное пользование ООО "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, тел. 20-00-19). Состояние основного электрооборудования относится к группе "В" (42,9% износа). Требуется модернизация и капитальный ремонт электроустановок, замена парка насосного оборудования и пусковой аппаратуры. Кроме того, анализ режима работы водозаборных сооружений показал, что из-за вывода из эксплуатации насосных агрегатов для водоснабжения города Заречный, основное технологическое оборудование Сурского водозабора работает в максимальной нагрузке. Значительный износ имеет кабельное хозяйство водозабора. Фидеры, подводящие питание, имеют множество участков с муфтами, что снижает надежность и увеличивает вероятность потери напряжения на линии.
В ходе выездного обследования территории насосной станции 1 -го подъема в теле земляной плотины гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел) государственным инспектором Пензенского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Н.И. Гаврюшиной 22.05.2023 установлено следующее. Водозаборное сооружение совмещенного типа с насосной станцией 1 -го подъема, предназначенное для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и Заречного, расположено в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, входящей в состав гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), I класс, на площадке со стороны верхового откоса.
На асфальтовом покрытии на территории насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища имеются трещины, наблюдается зарастание травянистой растительностью и мхом; на здании насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища имеются трещины в фундаменте и по стенам, отслоение штукатурки; имеется ржавчина и разрушение металлических ограждающих конструкций. На видимой надводной части монолитной железобетонной напорной стенки водозаборной камеры (как на вертикальном участке стены, так и на консольном) выявлены многочисленные трещины, участки с обнаженной арматурой имеющей следы коррозии, участки с прогибом консольной части, участки с биологической коррозией бетона на указанной железобетонной конструкции в местах зарастания мхом (лишайником). Выявленные дефекты свидетельствуют о разрушении защитного слоя железобетонной конструкции, об опасности разрушения конструкций и возможности их обрушения.
В соответствии с актом выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62- РШ, предписанием об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 N Р-303-62-РШ 18.07.2023 в 15 часов 30 минут по результатам выездной проверки в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО "Горводоканал" по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений - насосной станции 1 - го подъема в теле Сурского водохранилища, здания помещения, сооружения, линейных объектов, оборудования, устройств насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, которыми ООО "Горводоканал" владеет на основании договора N 51 от 08.08.2007, выявлены нарушения обязательных требований абзаца 2 статьи 9, абзаца 3 статьи 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, а именно: не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнического сооружения, а именно не проведен комплексный анализ гидротехнического сооружения - насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, с оценкой его прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не представлена в уполномоченный орган исполнительной власти декларация безопасности гидротехнического сооружения - насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища (абзац 3 статьи 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно видимой надводной части железобетонной стенки со стороны водохранилища (на консольном участке стены локально выявлены трещины, участки с обнаженной арматурой, изгиб 4-й плиты слева по течению реки на консольной части, точечное прорастание травянистой растительности на консольной части) (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно вертикальной надводной части стены (выявлены разрушения облицовочной части бетонной поверхности) (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно кровли здания насосной станции (выявлены видимые частичные разрушения бетонных плит кровли здания насосной станции, видимые следы намокания потолочного перекрытия внутри здания насосной станции) (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции в машинном зале на стене, разделяющей машинный зал и водоприемную камеру, боковых стенах, стене со стороны плотины выявлены следы сосредоточенной фильтрации с подтеками белого цвета, что может свидетельствовать о выщелачивании бетона (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции отсутствует дверь, разделяющая машинный зал и галерею водоводов (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно галереи водоводов (на потолке, боковых стенах и полу частичное раскрытие швов) (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений); не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции на левой стене (по течению реки) машинного зала насосной станции сосредоточенная фильтрация воды ниже уровня водохранилища, подтеки желто-бурого цвета, что может свидетельствовать о выщелачивании бетона и коррозии арматуры (абзац 2 статьи 9 Закона о безопасности гидротехнических сооружений).
При этом мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту арендуемого объекта в соответствии с договором аренды от 08.08.2007 N 51 напрямую относятся к обязанностям ООО "Горводоканал" как арендатора.
На основании изложенного после оформления акта выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-рш ООО "Горводоканал" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 N Р-303-62-рш (один экземпляр предписания для исполнения получил 18.07.2023 представитель ООО "Горводоканал" по доверенности от 30.06.2023 N 58 АА 1953817 технический директор Ефремов А.А.) с указанием сроков их устранения.
Управлением Ростехнадзора приняты меры по привлечению общества к административной ответственности по статье 9.2 КоАП РФ за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, а именно составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2023 N 15-1126-15-Ю и вынесено постановление о назначении административного наказания от 29.08.2023 N 15/1126-015-ПР-Ю.
Суды, руководствуясь положениями статей 198, 200, 201 АПК РФ, положениями статей 9, 10 Закона о безопасности гидротехнических сооружений, учитывая, что выездная внеплановая проверка в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО "Горводоканал" по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений - насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, здания, помещения, сооружения, линейных объектов, оборудования, устройств насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, которыми ООО "Горводоканал" владеет на основании договора от 08.08.2007 N 51, проведена в соответствии с требованиями Закон о государственном контроле, нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренных частью 2 статьи 91 указанного закона допущено не было, нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности не установлено, пришли к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований ООО "Горводоканал".
Судебная коллегия считает, что материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов нижестоящих инстанций, в силу чего не могут являться основанием для отмены обжалованных судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 22.01.2024 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2024 по делу N А55-34357/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
И.Ш. Закирова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил кассационную жалобу оспаривающего предписание о нарушениях в эксплуатации насосной станции, отметив, что она является гидротехническим сооружением, подлежащим обязательным требованиям безопасности. Судебные инстанции установили, что заявитель не выполнил требования по техническому обслуживанию и оценке состояния сооружения, что может привести к чрезвычайной ситуации.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2024 г. N Ф06-6453/24 по делу N А55-34357/2023