г. Самара |
|
27 апреля 2024 г. |
Дело N А55-34357/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 апреля 2024 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Драгуновой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2024 года по делу N А55-34357/2023 (судья Агеенко С.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза,
к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Самара,
о признании недействительным предписания,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" - представители Гришина Е.В. (доверенность от 04.07.2022), Флягин А.А. (доверенность от 04.07.2022),
от Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору - представитель Федорова Ю.А. (доверенность от 09.01.2024),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горводоканал" (далее - заявитель, ООО "Горводоканал") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N Р-303-62-рш от 18.07.2023 как не соответствующего подпункту 1 пункта 1 статьи 17, части 1 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2024 года в удовлетворении ходатайства заявителя о привлечении к участию в деле в качестве специалиста Горшкалева П.А. отказано, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Горводоканал" подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по данному делу новый судебный акт, поскольку решение суда вынесено с нарушением норм материального права и процессуального права.
Жалоба мотивирована тем, что судом при отказе в удовлетворении ходатайства о привлечении специалиста по делу судом нарушены законные права заявителя на представление доказательств, а также нарушен принцип равноправия сторон.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что вывод суда о том, что фактически насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле левобережной части земляной плотины, входящей в состав гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), эксплуатируемая ООО "Горводоканал" является гидротехническим сооружением, не основан на нормах действующего законодательства.
Податель жалобы отмечает, что суд неполно и недостаточно исследовал вопрос о составе Насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, о предназначении сооружения.
В апелляционной жалобе также указывает на то, что считает неправомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку нарушения, указанные в протоколе осмотра, не оспорены при составлении протокола, следовательно, выявленные факты являются обоснованными.
Кроме того, в апелляционной жалобе указывает, что путем проведения визуального осмотра, установление нарушения порядка технического обслуживания, эксплуатационного контроля и текущего ремонта насосной станции является неправомерным.
Также в апелляционной жалобе ссылается на то, что вывод суда первой инстанции о том, что мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту для ООО "Горводоканал" в отношении Насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища как гидротехнического сооружения предусмотрены условиями договора аренды N 51 от 08.08.2007, является неправомерным.
Податель жалобы считает, что ссылка на пункт 6.13. СП 58.13330.2019 в решении суда является необоснованной.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя, поддержав доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
От общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал" поступили ходатайства о вызове специалиста Горшкалёва Павла Александровича и о приобщении к материалам дела заключения Горшкалёва П.А. по вопросу принадлежности насосной станции первого подъёма г.Пензы к централизованной системе водоснабжения от 15.04.2024 г. и технического заключения по результатам обследования строительных конструкций и оценки технического состояния "Насосная станция 1-го подъёма, в теле Сурского водохранилища (нежилое), 2-х этажное (подземных этажей-1)" от 26.02.2024.
Изучив представленные дополнительные документы, суд апелляционной инстанции отказывает в их приобщении к материалам дела в качестве дополнительных доказательств, поскольку подателем апелляционной жалобы не указано обоснований невозможности их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него.
Согласно ч. 2 ст. 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 268 АПК РФ.
Таким образом, представленные ООО "Горводоканал" в суд апелляционной инстанции дополнительные документы в порядке ст. 268 АПК РФ не могут быть приняты во внимание, поскольку являются новыми доказательствами, которые не были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Уважительные причины их непредставления в суд первой инстанции отсутствуют.
В удовлетворении ходатайства о вызове и допросе в качестве специалиста Горшкалёва Павла Александровича судом первой инстанции было отказано, поскольку суд не нашел правовых оснований для его удовлетворения. Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда первой инстанции и также отклоняет аналогичное ходатайство заявителя.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав явившихся представителей, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Горводоканал", посчитав нарушающими его права вынесенное Средне-Поволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предписание от 18.07.2023 N Р-ЗОЗ-62-рш, обратилось в арбитражный с заявлением о признании недействительным указанного предписания, в связи с несоответствием его положений подпункту 1 пункта 1 статьи 17, части 1 статьи 20 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по экологическом, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе функции по контролю (надзору) в сфере безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
Согласно пункту 4 Положения Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080 (далее - Положение о надзоре), пунктами 1, 4.1 Положения о Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07.2022 N 208, Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Средне-Поволжское управление Ростехнадзора) организует и осуществляет федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением портовых и судоходных гидротехнических сооружений) на территории Пензенской области.
Согласно пункту 4 Положения о надзоре государственный надзор осуществляется посредством профилактики нарушений обязательных требований, организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий, осуществления постоянного государственного контроля (надзора) и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований.
Положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) применяются до 31 декабря 2024 года включительно при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), предусмотренных статьей 85 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", частью 1 статьи 26.3 Федерального закона N 294-ФЗ.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты применяется до утверждения положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года (часть 4 Федерального закона N 248-ФЗ).
Положение о Федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080.
Согласно пункту 6 Положения о надзоре должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного надзора, пользуются правами и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 19.10.2023) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее -Федеральный закон N 248-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона N 248-ФЗ) регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
Согласно части 1 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ указанный закон вступил в силу с 01 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
На основании изложенного, в силу части 1 статьи 26.3 Федерального закона N 294 -ФЗ, статьи 85 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ, положения Федерального закона N 294-ФЗ при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений не применяются, государственный надзор осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее -Федеральный закон N 117-ФЗ), настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести возникновению чрезвычайной ситуации.
Согласно статьи 3 Федерального закона N 117-ФЗ:
гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";
чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с пунктом 3.2 Свода правил "СП 58.13330.2012. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003", утвержденных приказом Минрегиона России от29.12.2011 N 623 (далее - СП 58.13330.2012) гидротехнические сооружения: сооружения, подвергающиеся воздействию водной среды, предназначенные для использования и охраны водных ресурсов, предотвращения вредного воздействия вод, в том числе загрязненных жидкими отходами, включая плотины, здания гидроэлектростанций (ГЭС), водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, доки; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов морей, озер и водохранилищ, берегов и дна русел рек; струенаправляющие и оградительные сооружения; сооружения (дамбы), ограждающие золошлакоотвалы и хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; набережные, пирсы, причальные сооружения портов; сооружения систем технического водоснабжения, системы гидротранспорта отходов и стоков, подачи осветленной воды, устройства защиты от размывов на каналах, сооружения морских нефтегазопромыслов.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон N 117-ФЗ распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации. Перечень гидротехнических сооружений, указанный в статье 3 Федерального закона N 117-ФЗ, не является исчерпывающим. По смыслу закона к гидротехническим сооружениям относятся любые сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ:
водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды (пункт 3);
транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26).
Объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 14 статьи 2 Федерального закона N 41 6-ФЗ).
Приказом Минстроя России от 06.06.2022 N 453/пр утвержден и введен в действие свод правил "Эксплуатация централизованных систем. Сооружений водоснабжения и водоотведения" (далее - СП 517.1325800.2022), который устанавливает общие требования к эксплуатации централизованных систем, сооружений водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 СП 517.1325800.2022).
Согласно пунктам 2, 3.1 СП 517.1325800.2022 в настоящем своде правил применены термины, в том числе по ГОСТ 21151 -82 "Водоснабжение. Термины и определения".
В соответствии с пунктом 4.1 СП 517.1325800.2022 в состав централизованных систем водоснабжения и водоотведения входят сети и сооружения, в том числе водопроводные насосные станции, водозаборные сооружения.
На основании пункта 5.5.1 СП 517.1325800.2022 водопроводные насосные станции подразделяются, в том числе, на насосные станции 1 -го подъема, в т.ч. в составе водозаборных сооружений.
Требования к эксплуатации водозаборных сооружений поверхностных источников водоснабжения установлены пунктом 5.6.1.1 СП 517.1325800.2022 и включают в себя, в том числе, систематический контроль за работой сооружений и оборудования -водоприемников, самотечных и сифонных линий, берегового колодца и его элементов, насосных агрегатов, гидротехнических сооружений.
ГОСТ 21151-82 "Водоснабжение. Термины и определения" установлены следующие термины и определения в области водоснабжения:
водозабор - по ГОСТ 19185-73 (пункт 10);
водозаборное сооружение - по ГОСТ 19185-73 (пункт 11);
водовод - по ГОСТ 19185-73 (пункт 44);
водопроводная сеть - система трубопровода с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления (пункт 45);
водопроводная насосная станция - сооружение водопровода, оборудованное насосно-силовой установкой для подъема и подачи воды в водоводы и водопроводную сеть.
Применение ГОСТ 19185-73 на территории Российской Федерации прекращено с 01.08.2022 в связи с утверждением и введением в действие ГОСТ Р 70214-2022 (приказ Ростандарта от 13.07.2022 N 619-ст, МУС 10-2022).
ГОСТ Р 70214-2022 "Гидротехника. Основные понятия. Термины определения" устанавливает основные термины и определения в области гидротехники и содержит следующие определения водозабора, водозаборного сооружения и насосной станции, а именно:
- водозабор - отбор воды из водоема, водотока или подземного источника для хозяйственных целей (пункт 118);
- водозаборное сооружение - гидротехническое сооружение, предназначенное для водозабора (пункт 119);
- плотинный водозабор - гидротехническое сооружение, предназначенное для водозабора, осуществляемого из водохранилища, созданного плотиной (пункт 121);
- насосная станция - комплекс сооружений и оборудования для осуществления забора воды и/или подъема воды насосами (пункт 196).
В соответствии с декларацией безопасности гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), утвержденной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 25.11.2021 N 21 -21(03)0206-00-КОМ. (регистрационный код ГТС в Российском регистре гидротехнических сооружений 208560000416400) водозаборное сооружение совмещенного типа с насосной станцией 1-го подъема, предназначенное для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и Заречного, расположено в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, на площадке со стороны верхового откоса.
Забор воды осуществляется из мокрых камер. Насосная станция оборудована 4-мя вертикальными центробежными насосами (1 рабочий, 3 резервных) марки 32В- 12.М, производительностью 8600 м 3 /ч каждый и напором 90 м.
Напорные водоводы диаметром 1400 мм (2 нитки) и 630 мм (2 нитки) проложены в галерее, которая проходит в теле плотины. Длина галереи 61,7 м.
Вода из водохранилища подается насосной станцией в хлораторную и микрофильтры, 24 расположенные в 1,5 км от плотины и далее на водоочистные сооружения. Техническое состояние насосной станции удовлетворительное.
Водозаборное сооружение и насосная станция являются муниципальной собственностью и находится в аренде ООО "Горводоканал" г. Пензы.
На основании письма администрации города Пензы от 02.06.2023 N 6-14-3905 (вх. N 303/5510 от 06.06.2023) источником централизованного водоснабжения населения города Пензы питьевой водой является Сурское водохранилище и р. Сура, где расположены водозаборные сооружения. Основным местом водозабора является насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле плотины Сурского водохранилища, введенная в эксплуатацию в 1982 году. Насосной станцией первого подъема вода по двум водоводам 0 1200 мм протяженностью 16 км подается на площадки очистных сооружений ОСВ "Кирпичная" и подгорная, а также на ОСВ г. Заречного.
На р. Суре в мкр. Терновка имеется второй водозабор, введенный в эксплуатацию в 1953 г. Вода подается на площадку очистных сооружений ОСВ "Подгорная" по двум водоводам.
Из данных источников водоснабжения вода подается в цех очистных сооружений водопровода. Территориально цех разделен на две площадки: пл. "Кирпичная" и пл. "Подгорная".
Поступившая на ОСВ вода распределяется по 7 параллельно работающим блокам, где проходит стадию первичного хлорирования, стадию реагентной обработки (коагуляцию, флокуляцию), стадию отстаивания и осветления, стадию фильтрации, стадию вторичного хлорирования, после чего поступает в резервуары чистой воды, расположенные также на площадках ОСВ. Вода, прошедшая очистку на пл. "Кирпичная" дополнительно фторируется.
Далее очищенная вода с помощью насосных станций II-го (3 станции) и насосных станций III-го подъемов (8 станций) подается в распределительную сеть города и доставляется потребителям.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте ООО "Горводоканал" (https://penzavodokanal.ru/about/8947) основным местом водозабора является насосная станция первого подъема, расположенная в теле плотины Сурского водохранилища, введенная в эксплуатацию в 1982 году. Проектная производительность водозабора 400 тыс. м3/сутки. Насосной станцией I подъема по двум водоводам 0 1200 мм протяженностью 16 км подается на площадки очистных сооружений ОСВ "Кирпичная" и "Подгорная", а также на ОСВ г. Заречного.
На основании изложенного насосная станция 1-го подъема в теле Сурского водохранилища является водозаборным сооружением и осуществляет забор (подъем) воды насосами из Сурского водохранилища для обеспечения питьевого и хозяйственного водоснабжения города Пензы и города Заречного.
Авария (разрушение) напорной части здания насосной станции (водозаборной камеры) может привести, в том числе, к разрушению плотины Сурского гидроузла и возникновению чрезвычайной ситуации федерального характера.
Таким образом, насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, входящей в состав гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), эксплуатируемая ООО "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714), фактически является гидротехническим сооружением, на которое распространяется действие Федерального закона от 21.07.1997 N 317-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Судом первой инстанции правомерно учтена аналогичная правоприменительная позиция, получившая отражение в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.09.2007 N А56-9390/2006, в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 по делу N А47-7605/2013, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2016 по делу N А13-10329/2015, в решении Арбитражного суда Калинингадской области от 23.03.2020 по делу N А21-14878/2019).
Кроме того, в Российском регистре гидротехнических сооружений (http://waterinfo.ru/gts/search.php) содержатся сведения о следующих эксплуатируемых гидротехнических сооружениях насосных станций:
- гидротехнические сооружения насосной станции ВНС-3 муниципального унитарного предприятия "Водоканал" города Ставрополя (peг. номер 205070001032400, Ставропольский край, водный объект Сенгилеевское водохранилище, собственник: Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, эксплуатирующая организация: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" города Ставрополя, I класс);
- водозабор шахтного типа, совмещенный с насосной станцией 1 -го подъема (peг. номер 208780000034100, Ярославская область, собственник: Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района, эксплуатирующая организация: Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" ТМО, II класс);
- гидротехнические сооружения водопроводной станции "Малиновая гряда" АО "Нижегородский водоканал" (peг. номер 208220000324000, Нижегородская область, собственник: Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации города Нижнего Новгорода (КУГИ И ЗР), эксплуатирующая организация: Акционерное общество "Нижегородский водоканал");
- гидротехнические сооружения водопроводной станции "Ново-Сормовская" АО "Нижегородский водоканал" (per. номер 208220000399300, Нижегородская область, собственник: Муниципальное образование городской округ "город Нижний Новгород", эксплуатирующая организация: Акционерное общество "Нижегородский водоканал").
В соответствии с Уставом города Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4 (далее - Устав), Управление муниципального имущества города Пензы является иным органом местного самоуправления (пункт 1.5 статьи 18, пункт 1.15 статьи 19 Устава).
Полномочия Управления муниципального имущества города Пензы установлены статьей 44.1 Устава.
В соответствии с письмом Управления муниципального имущества города Пензы от 21.08.2023 N 12/5856 предметом договора аренды муниципального имущества от 08.08.2007 N 51 между Управлением муниципального имущества города Пензы и ООО "Горводоканал" являются объекты водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудование, входящие в водоснабжающие комплексы. В трактовании федерального законодательства РФ Управление муниципального имущества города Пензы считает, что объекты, переданные в арендное пользование ООО "Горводоканал" на основании договора аренды муниципального имущества от 08.08.2007 N 51, в том числе насосная станция 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, входят в комплекс сооружений, необходимых для снабжения водой потребителей в необходимом количестве, требуемого качества под требуемым напором при обеспечении надежности их работы и являются частью централизованной системы холодного водоснабжения.
Статьей 44.1 Устава, иным действующим законодательством Управление муниципального имущество города Пензы не наделено полномочиями давать разъяснения норм федерального законодательства.
В соответствии с пунктом 1.2 договора о передаче муниципального имущества в аренду ООО "Горводоканал" N 51 от 08.08.2007 предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудование, входящие в водоснабжающие комплексы (согласно приложению N 1 к договору), принадлежащие муниципальном образованию город Пенза на праве собственности.
В обжалуемом решении верно отмечено, что сведения о принадлежности переданных ООО "Горводоканал" объектов водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудования, входящих в водоснабжающие комплексы, к централизованной системе водоснабжения в договоре о передаче муниципального имущества в аренду ООО "Горводоканал" N 51 от 08.08.2007 отсутствуют.
Полномочия по организации водоснабжения населения не входят в компетенцию Управления муниципального имущества города Пензы в соответствии со статьей 44.1 Устава.
Согласно статье 2 Федерального закона N 416-ФЗ, транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26).
В соответствии с ГОСТ 21151 -82 "Водоснабжение. Термины и определения" установлены следующие термины и определения в области водоснабжения водопроводная сеть - система трубопровода с сооружениями на них для подачи воды к местам ее потребления (пункт 45).
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод, что водозаборы и насосные станции не входят в понятие "водопроводная сеть".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что насосная станция 1-го подъема в теле Сурского водохранилища непосредственно не предназначена для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. Ее функциональное назначение - забор и подъем воды насосами из поверхностного водного объекта - Сурского водохранилища.
Техническое водоснабжение г. Пензы и г. Заречного также не является основной и единственной функцией насосной станции, которая осуществляет забор воды для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и г. Заречного.
Основанием проведения контрольных (надзорных) мероприятий является пункт 1 части I статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ, абзац 2 подпункта а пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", а именно обращение филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз" в Средне-Поволжске управление Ростехнадзора от 12.05.2023 N 01 -04/129 (вх. N 303/4840 от 12.05.2023), с указанием сведений о нарушении требований в сфере безопасности гидротехнических сооружений, создающем непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан.
Согласно сведениям из указанного обращения филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз", сооружение водозабора ООО "Горводоканал" (насосная станция 1-го подъема) конструктивно входит в состав комплекса напорных сооружений Сурского гидроузла, относящихся к I классу гидротехнических сооружений, авария на которых может привести к возникновению ЧС федерального характера.
Водозаборная камера насосной станции имеет длину по водонапорному фронту 63 м с напором более 10 м (при отметке НПУ Пензенского водохранилища 150,00 мБС).
Судом первой инстанции верно указано на то, что авария (разрушение) напорной части здания насосной станции (водозаборной камеры) может привести, помимо остановки насосной станции и прекращения подачи воды в г. Пенза и г. Заречный, к разрушению земляной плотины Сурского гидроузла и образованию прорана в местах примыкания здания насосной станции к земляной плотине гидроузла и возникновению чрезвычайной ситуации.
По данным филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз", ООО "Горводоканал" при эксплуатации сооружения водозаборной насосной станции 1-го подъема ни одно из требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" не исполняется, и, как следствие, отсутствует информация об оценке технического состояния насосной станции ООО "Горводоканал" (в частности конструкций водозаборной камеры), находящейся в эксплуатации свыше 40 лет без проведения ремонтных работ капитального характера, затрагивающих несущие конструкции сооружения.
Как следует из материалов дела, по результатам визуального обследования, проведенного сотрудниками филиала "Сурский гидроузел" ФГБВУ "Центррегионводхоз", выявлены дефекты, оказывающие влияние на прочностные характеристики конструкции водозаборной камеры (увлажнение бетона напорной стенки водозабора вследствие фильтрации воды со следами химической суффозии бетона -выщелачивания), способные привести к аварийной ситуации как в самой насосной станции, так и в теле земляной плотины Сурского гидроузла, и требующие оценки специализированными организациями.
В случае разрушения напорной стенки и камеры водозаборного сооружения насосной станции, находящихся под напором 10 метров, с учетом того, что насосная станция и трубопроводы водозаборного сооружения находится в теле земляной плотины Сурского гидроузла, отнесенного к I классу гидротехнических сооружений, возможен размыв земляной плотины Сурского гидроузла и образование прорана. В результате чего, согласно расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел) возможно возникновение чрезвычайной ситуации федерального характера и имеется непосредственная угроза возникновения чрезвычайной ситуации техногенного характера, непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан (возможное количество людей, погибших и (или) получивших ущерб здоровью в случае размыва и образования прорана в земляной плотине вследствие разрушения напорной стенки и камеры водозаборного сооружения насосной станции составит 1 726 человек. Количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности 114 801 человек и размер возможного материального ущерба составит 75 824, 29 млн. рублей).
В целях проведения оценки достоверности поступивших сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 58 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", части 2 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации":
- в администрацию города Пензы направлен запрос о предоставлении информации исх. N 303-1363 от 18.05.2023;
- 22.05.2023 проведено выездное обследование насосной станции 1-го подъема без взаимодействия с контролируемым лицом;
- в администрацию города Пензы направлен запрос о предоставлении материалов исх. N 303-1705 от 20.06.2023.
По информации администрации города Пензы от 02.06.2023 N 6-14-3905 (вх. N303/5510 от 06.06.2023) в реестре муниципального имущества в составе муниципальной казны значится насосная станция 1 -го подъема в теле плотины Сурского водохранилища (нежилое), 2-этажное (подземных этажей - 1), Пензенский район, год постройки 1982, кадастровый номер 58:24:0341001:59.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что данный объект на основании договора N 51 от 08.08.2007 передан в арендное пользование ООО "Горводоканал" (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, г. Пенза, ул. Кривозерье, 24, тел. 20-00-19).
Схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования города Пенза в настоящее время находится на стадии актуализации.
По вопросу организации водоснабжения населения в границах города Пензы администрацией города Пензы предоставлена следующая информация.
Насосная станция 1-го подъема, расположенная в теле плотины Сурского водохранилища и введенная в эксплуатацию в 1982 году, является основным местом водозабора. Проектная производительность водозабора 400 тыс. м3 / сутки. Насосной станцией 1-го подъема вода по двум водоводам Ф = 1200 мм протяженностью 16 км подается на площадки очистных сооружений ОСВ "Кирпичная" и "Подгорная", а также на ОСВ г. Заречный.
На р. Сура в мкр. Терновка имеется второй водозабор, введенный в эксплуатацию в 1953 году. Проектная производительность водозабора 172 тыс. м3 / сутки. Вода подается на площадку очистных сооружений ОСВ "Подгорная" по двум водоводам.
Из данных источников водоснабжения вода подается в цех очистных сооружений водопровода. Территориально цех разделен на две площадки: пл. "Кирпичная" и пл. "Подгорная".
Поступившая на ОСВ вода распределяется по 7 параллельно работающим блокам, где проходит стадию первичного хлорирования, стадию реагентной обработки (коагуляцию, флокуляцию), стадию отстаивания и осветления, стадию фильтрации, стадию вторичного хлорирования, после чего поступает в резервуары чистой воды, расположенные также на площадках ОСВ. Вода, прошедшая очистку на пл. "Кирпичная" дополнительно фторируется.
Далее очищенная вода с помощью насосных станций 2-го (3 станции) и насосных станций 3-го (8 станций) подъемов подается в распределительную сеть города и доставляется потребителям.
В соответствии с актом технического обследования, утвержденным главным управляющим директором - руководителем обособленного структурного подразделения в городе Пенза А.С. Наголюком и согласованным и.о. главы администрации города Пензы О.В. Денисовым в 2022 году, в ходе технического обследования водозаборных сооружений ("Сурский водозабор") поверхностного типа на Сурском водохранилище выявлено, что на момент обследования один из основных агрегатов находится в нерабочем состоянии. Требуется модернизация и капитальный ремонт технологического оборудования и замена запорной арматуры.
В обжалуемом решении верно отмечено, что состояние основного электрооборудования относится к группе "В" (42,9% износа). Требуется модернизация и капитальный ремонт электроустановок, замена парка насосного оборудования и пусковой аппаратуры.
Кроме того, анализ режима работы водозаборных сооружений показал, что из-за вывода из эксплуатации насосных агрегатов для водоснабжения города Заречный, основное технологическое оборудование Сурского водозабора работает в максимальной нагрузке.
Значительный износ имеет кабельное хозяйство водозабора. Фидеры, подводящие питание, имеют множество участков с муфтами, что снижает надежность и увеличивает вероятность потери напряжения на линии.
В ходе выездного обследования территории насосной станции 1 -го подъема в теле земляной плотины гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел) государственным инспектором Пензенского регионального отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС Средне-Поволжского управления Ростехнадзора Н.И. Гаврюшиной 22.05.2023 установлено следующее.
Водозаборное сооружение совмещенного типа с насосной станцией 1 -го подъема, предназначенное для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения г. Пензы и Заречного, расположено в теле (район ПК 7) левобережной части земляной плотины, входящей в состав гидротехнических сооружений Пензенского водохранилища на р. Сура (Сурский гидроузел), I класс, на площадке со стороны верхового откоса.
Суд первой инстанции принял во внимание, что на асфальтовом покрытии на территории насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища имеются трещины, наблюдается зарастание травянистой растительностью и мхом; на здании насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища имеются трещины в фундаменте и по стенам, отслоение штукатурки; имеется ржавчина и разрушение металлических ограждающих конструкций.
На видимой надводной части монолитной железобетонной напорной стенки водозаборной камеры (как на вертикальном участке стены, так и на консольном) выявлены многочисленные трещины, участки с обнаженной арматурой имеющей следы коррозии, участки с прогибом консольной части, участки с биологической коррозией бетона на указанной железобетонной конструкции в местах зарастания мхом (лишайником). Выявленные дефекты свидетельствуют о разрушении защитного слоя железобетонной конструкции, об опасности разрушения конструкций и возможности их обрушения.
Решение о проведении выездной внеплановой проверки от 11.07.2023 N Р-303-62-рш согласовано с прокуратурой Пензенской области 12.07.2023 N ЕРКНМ-7-2004-23-2003 (учетный номер 63230141000006807704).
Представитель контролируемого лица ООО "Горводоканал" по доверенности 58 АА 1953817 от 30.06.2023 Ефремов А.А. ознакомлен с решением о проведении выездной проверки 13.07.2023 в 11 часов 16 минут, решение направлено на адрес электронной почты ООО "Горводоканал" vodokanal-pnz@gvkpenza.ru 13.07.2023 в 10 часов 45 минут.
В соответствии с актом выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-РШ внеплановая выездная проверка в отношении ООО "Горводоканал" проведена в срок с 14 часов 00 минут 14.07.2023 по 15 часов 30 минут 18.07.2023.
При проведении выездной проверки 17.07.2023 проведен осмотр здания насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, по результатам которого составлен протокол осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 17.07.2023.
В соответствии с актом выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-РШ, предписанием об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 N Р-303-62-РШ 18.07.2023 в 15 часов 30 минут по результатам выездной проверки в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО "Горводоканал" по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений - насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, здания помещения, сооружения, линейных объектов, оборудования, устройств насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, которыми ООО "Горводоканал" владеет на основании договора N 51 от 08.08.2007, выявлены нарушения обязательных требований абзаца 2 статьи 9, абзаца 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (далее - Федеральный закон N 117-ФЗ), допущенные ООО "Горводоканал", а именно:
- не обеспечено соблюдение обязательных требований при эксплуатации гидротехнического сооружения, а именно не проведен комплексный анализ гидротехнического сооружения - насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, с оценкой его прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не представлена в уполномоченный орган исполнительной власти декларация безопасности гидротехнического сооружения - насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища (абзац 3 статьи 10 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно видимой надводной части железобетонной стенки со стороны водохранилища (на консольном участке стены локально выявлены трещины, участки с обнаженной арматурой, изгиб 4-й плиты слева по течению реки на консольной части, точечное прорастание травянистой растительности на консольной части) (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно вертикальной надводной части стены (выявлены разрушения облицовочной части бетонной поверхности) (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно кровли здания насосной станции (выявлены видимые частичные разрушения бетонных плит кровли здания насосной станции, видимые следы намокания потолочного перекрытия внутри здания насосной станции) (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции в машинном зале на стене, разделяющей машинный зал и водоприемную камеру, боковых стенах, стене со стороны плотины выявлены следы сосредоточенной фильтрации с подтеками белого цвета, что может свидетельствовать о выщелачивании бетона (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции отсутствует дверь, разделяющая машинный зал и галерею водоводов (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно галереи водоводов (на потолке, боковых стенах и полу частичное раскрытие швов) (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ);
- не обеспечено техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнического сооружения, а именно внутри здания насосной станции на левой стене (по течению реки) машинного зала насосной станции сосредоточенная фильтрация воды ниже уровня водохранилища, подтеки желто-бурого цвета, что может свидетельствовать о выщелачивании бетона и коррозии арматуры (абзац 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ) (л.д. 20-25).
С актом выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-рш представитель ООО "Горводоканал" по доверенности от 30.06.2023 N 58 АА 1953817 технический директор Ефремов А.А. ознакомлен 18.07.2023 в 15 часов 30 минут, акт проверки направлен на адрес электронной почты ООО "Горводоканал" 18.07.2023 в 15 часов 58 минут.
В соответствии с частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан, в том числе:
- выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248);
- при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности (пункт 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248).
На основании изложенного после оформления акта выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-рш ООО "Горводоканал" выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 18.07.2023 N Р-303-62-рш (один экземпляр предписания для исполнения получил 18.07.2023 представитель ООО "Горводоканал" по доверенности от 30.06.2023 N 58 АА 1953817 технический директор Ефремов А.А.) с указанием сроков их устранения.
В связи с выявлением по результатам выездной внеплановой проверки в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО "Горводоканал" по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений - насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, здания помещения, сооружения, линейных объектов, оборудования, устройств насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, которыми ООО "Горводоканал" владеет на основании договора N 51 от 08.08.2007, признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, Средне-Поволжским Управлением Ростехнадзора приняты меры по привлечению ООО "Горводоканал" к административной ответственности по указанной статье за нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений насосной станции 1 -го подъема в теле Сурского водохранилища, а именно составлен протокол об административном правонарушении от 19.07.2023 N 15-1126-15-Ю, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление о назначении административного наказания от 29.08.2023 N 15/1126-015-ПР-Ю.
Согласно абзацу 2 статьи 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, И, III или IV класса (абзац 3 статьи 10 Федерального закона N 117-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6.13 "СП 58.13330.2019. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 16.12.2019 N 811/пр) гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от состояния должны не реже, чем один раз в 5 лет подвергаться комплексному анализу с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности.
Учитывая изложенное выше, суд первой инстанции верно отклонил доводы заявителя о неосуществлении технического обслуживания, эксплуатационного контроля, невозможности установления причин намокания, следов фильтрации, влияния трещин, выщелачивания бетона, фильтрации воды, коррозии арматуры без инструментального обследования, как несостоятельные. Мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту арендуемого объекта в соответствии с договором аренды от 08.08.2007 N 51 напрямую относятся к обязанностям ООО Горводоканал" как арендатора.
При этом выявленные факты наличия трещин, участков с обнаженной арматурой на консольном участке стены, точечного прорастания травянистой растительности на консольной части железобетонной стенки со стороны водохранилища, разрушения облицовочной части бетонной поверхности надводной части стены, частичные разрушения бетоны плит кровли здания насосной станции, наличия следов сосредоточенной фильтрации с подтеками белого цвета внутри здания насосной станции, частичного раскрытия швов на потолке, боковых стенах и полу галереи водоводов, сосредоточенная фильтрация воды ниже уровня водохранилища на левой стене (по течению реки) машинного зала насосной станции, подтеки желто-бурого цвета ООО "Горводоканал" не оспаривались при составлении протокола осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от 17.07.2023, акте выездной внеплановой проверки от 18.07.2023 N Р-303-62-рш и не оспариваются в заявлении от 17.10.2023 N б/н о признании недействительным предписания Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N Р-303-62-рш от 18.07.2023 (ООО "Горводоканал" указано только что факты выщелачивания бетона, фильтрации воды, коррозии арматуры возможно установить только в ходе инструментального обследования).
Таким образом, выездная внеплановая проверка в отношении деятельности, действий (бездействия) ООО "Горводоканал" по соблюдению обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений - насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, здания, помещения, сооружения, линейных объектов, оборудования, устройств насосной станции 1-го подъема в теле Сурского водохранилища, которыми ООО "Горводоканал" владеет на основании договора N 51 от 08.08.2007, проведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 248 -ФЗ, нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), предусмотренных частью 2 статьи 91 Федерального закона N 248-ФЗ допущено не было, нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности суд первой инстанции не нашел.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований, заявленных ООО "Горводоканал".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются имеющимися в деле доказательствами и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, следовательно, они не могут повлиять на законность и обоснованность выводов, сделанных судом в обжалуемом решении.
Несогласие ООО "Горводоканал" с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и иное толкование положений закона не являются основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Суд первой инстанции при принятии обжалуемого решения верно установил все значимые обстоятельства по делу и правильно применил нормы законодательства, подлежащие применению в спорных правоотношениях сторон.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 января 2024 года по делу N А55-34357/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34357/2023
Истец: ООО "Горводоканал"
Ответчик: Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору