Первичные документы при списании основных средств
Мы продолжаем разговор о новых формах первичных документов по учету основных средств, утвержденных постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. В N 6 и 7 журнала мы уже рассказывали о формах ОС-1 и ОС-6. На этот раз речь пойдет о заполнении акта о списании объекта основных средств (форма ОС-4).
Предположим, организация решила списать с баланса объект основных средств, который либо пришел в негодность, либо морально устарел. В этом случае члены комиссии, назначенной руководителем организации, должны составить акт о списании объекта. Госкомстат утвердил три формы акта: для автотранспортного средства - форму ОС-4а, для группы объектов - форму ОС-4б, для всех остальных (то есть наиболее распространенных) случаев - форму ОС-4. О последней и пойдет речь.
Напомним, что общие правила заполнения первичных документов по учету основных средств не изменились. Их можно заполнить вручную или на компьютере. Если необходимо, формы можно дополнить новыми реквизитами (но обязательно зафиксировать это в учетной политике для целей бухучета). Удалять существующие реквизиты нельзя. Форматы бланков, равно как и размер граф и строк, можно изменять.
Акт по форме ОС-4 состоит из трех разделов. В первом приводятся сведения о состоянии объекта на дату списания: стоимость, начисленная амортизация и пр. Если списывается объект, который переоценивался, в графе 7 указывается восстановительная стоимость после последней переоценки. Если переоценка не производилась - первоначальная стоимость объекта на дату принятия к бухучету.
Затраты по списанию объектов основных средств, например на демонтаж или утилизацию, отражаются в разделе 3. Здесь же указывают и стоимость материальных ценностей, поступивших на склад от разборки объектов основных средств, если таковые есть.
Акт составления в двух экземплярах. Первый экземпляр акта комиссия передает в бухгалтерию. Второй остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и служит основанием для сдачи на склад или реализации материальных ценностей, оставшихся в результате списания.
Акт должен храниться в бухгалтерии в течение пяти лет. Об этом говорится в статье 17 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и в пункте 150 Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Росархивом 06.10.2000. Течение срока хранения начинается с 1 января года, следующего за годом, когда он был составлен (п.2.9 Указаний по применению названного выше Перечня).
Рассмотрим на примере, как заполняется акт.
Пример
ООО "Альянс" 7 апреля 2003 года списало с баланса морально устаревший станок, который не использовался в производственной деятельности. Расходы организации по оплате работ фирмы по демонтажу и утилизации списанного станка составляют 6000 руб. (в том числе НДС - 1000 руб.). Восстановительная стоимость в результате уценки этого станка - 150 000 руб., сумма амортизации, начисленная за время его эксплуатации, - 120 000 руб. В результате списания станка запчасти, пригодные для эксплуатации, были оприходованы на склад. Рыночная стоимость запчастей - 1200 руб.
Члены комиссии, назначенные приказом руководителя ООО "Альянс", должны составить акт по форме ОС-4 в двух экземплярах. Акт утверждается руководителем или уполномоченным им лицом. Образец акта приведен.
Как мы уже сказали, форма ОС-4а применяется при списании автотранспортных средств, а ОС-4б - при одновременном списании нескольких объектов основных средств. Заполняются они в целом так же, как и форма ОС-4. Только при списании автотранспортного средства вместе с первым экземпляром акта комиссия должна передать в бухгалтерию справку из Госавтоинспекции о снятии автомобиля с учета.
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (форма ОС-6 либо ОС-6а) или в инвентарную книгу (форма ОС-6б).
И.П. Коробецкая,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер", N 9, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99