См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от сентября 2011 г. по делу N А29-710/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 05.10.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
при участии представителя от заявителя: Попова И.И. (доверенность от 07.02.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2011, принятое судьей Махмутовым Н.Ш., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011, принятое судьями Караваевой А.В., Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., по делу N А29-710/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Роялти" о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Республики Коми от оплаты стоимости путевок и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Роялти" (далее - ООО "Роялти", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным отказа Министерства здравоохранения Республики Коми (далее - Минздрав РК, Министерство) от оплаты стоимости приобретенных Обществом санаторно-курортных путевок, выраженного в письме от 22.12.2010 N 01-24/23422.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2011 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 8, пункт 1 статьи 420, статью 431, пункт 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядок медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 N 256, Распоряжение Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 506-Р "Об обеспечении оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, в 2010 году", заявитель жалобы считает, что Министерство правомерно отказало Обществу в возмещении стоимости путевок на санаторно-курортное лечение детей работников ООО "Роялти", поскольку эти дети в 2010 году в очереди на санаторно-курортное лечение в ГУ РК "Санаторий Лозым" не стояли, бюджетные путевки им не распределялись, направления на лечение с оформлением справки для получения путевки на ребенка не выдавались. Заявитель жалобы указывает, что нормативными актами не предусмотрена обязанность Министерства по возмещению части расходов на оплату стоимости санаторно-курортных путевок.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Министерства, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Роялти" обратилось в Минздрав РК с письмом от 30.11.2010 о возмещении части расходов Общества, понесенных в 2010 году на оплату стоимости трех санаторно-курортных путевок в ГУ РК "Санаторий Лозым" для детей сотрудников.
Письмом от 22.12.2010 Министерство возвратило Обществу документы, подтверждающие понесенные расходы на оплату детского отдыха сотрудников ООО "Роялти" в ГУ РК "Санаторий Лозым" в июне 2010 года, указав, что Министерство не уполномочено осуществлять действия по возмещению затрат на организацию детского отдыха в 2010 году.
Общество не согласилось с изложенным в письме отказом и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статьей 27 Закона Республики Коми от 05.07.2005 N 76-РЗ "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми", Распоряжением Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 506-Р "Об обеспечении оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, в 2010 году", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о том, что спорный отказ Министерства от оплаты стоимости приобретенных Обществом для детей сотрудников путевок на санаторно-курортное лечение противоречит действующему законодательству и нарушает права Общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ). Согласно данным изменениям пункт 14 статьи 8 Закона N 165-ФЗ, в соответствии с которым одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию являлась оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утратил силу с 1 января 2010 года.
В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642 с 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей в 2010 году планироваться не будут, полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей закрепляются за субъектами Российской Федерации, за исключением обеспечения отдыха детей в каникулярное время (подпункт 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В целях сохранения гарантий обеспечения оздоровления и отдыха детей в 2010 году, осуществляемых за счет средств субъекта Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в указанном письме рекомендовало разработать необходимую нормативную правовую базу, включающую, в том числе, механизм финансирования оплаты путевок, с учетом возможного софинансирования работодателями, благотворительными организациями, иными спонсорами.
В статье 27 Закона Республики Коми от 05.07.2005 N 76-РЗ "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" предусмотрено, что Правительство Республики Коми издает распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Коми.
Правительство Республики Коми в целях обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, в 2010 году издало распоряжение от 23.12.2009 N 506-р (далее - Распоряжение), в соответствии с которым финансирование мероприятий по обеспечению оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Распоряжения Министерству здравоохранения Республики Коми предписано осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2010 году на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, оплату стоимости путевки в подведомственные детские санатории в период летних школьных каникул - для детей в возрасте от 6 до 14 лет (включительно) со сроком пребывания 21 день из расчета до 880 рублей на одного ребенка в сутки.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Общество по договору от 06.05.2010 приобрело санаторно-курортные путевки (N 004219, 004220, 004221) детям в возрасте до 14 лет в подведомственном детском санатории ГУ РК "Санаторий Лозым" и обратилось в Минздрав РК с письмом о возмещении части расходов, понесенных Обществом на оплату указанных путевок.
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что отказ Министерства в возмещении стоимости санаторно-курортных путевок из расчета до 880 рублей на одного ребенка в сутки, является неправомерным, нарушает права и законные интересы Общества.
Отсутствие в настоящее время нормативного акта, регулирующего механизм (порядок) финансирования оплаты указанных путевок, не является основанием для отказа Министерства в таком финансировании.
Таким образом, суды правомерно удовлетворили заявленное требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от её уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 04.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по делу N А29-710/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.09.2009 N 18-1/10/2-7642 с 2010 года в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации денежные средства на проведение оздоровительной кампании детей в 2010 году планироваться не будут, полномочия по осуществлению и финансовому обеспечению мероприятий по оздоровлению и отдыху детей закрепляются за субъектами Российской Федерации, за исключением обеспечения отдыха детей в каникулярное время (подпункт 24.3 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
...
В статье 27 Закона Республики Коми от 05.07.2005 N 76-РЗ "О должностных лицах и органах исполнительной власти Республики Коми" предусмотрено, что Правительство Республики Коми издает распоряжения, обязательные к исполнению в Республике Коми.
Правительство Республики Коми в целях обеспечения оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, в 2010 году издало распоряжение от 23.12.2009 N 506-р (далее - Распоряжение), в соответствии с которым финансирование мероприятий по обеспечению оздоровления, отдыха и занятости детей, проживающих в Республике Коми, осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Коми на 2010 год.
Согласно подпункту "б" пункта 7 Распоряжения Министерству здравоохранения Республики Коми предписано осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2010 году на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей, оплату стоимости путевки в подведомственные детские санатории в период летних школьных каникул - для детей в возрасте от 6 до 14 лет (включительно) со сроком пребывания 21 день из расчета до 880 рублей на одного ребенка в сутки."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2011 г. N Ф01-4225/11 по делу N А29-710/2011
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4225/11
23.09.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А29-710/2011
13.07.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3566/11
04.05.2011 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-710/11