См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 октября 2011 г. по делу N А28-2290/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 декабря 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Базилевой Т.В., Фоминой О.П.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иглис" на решение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2011, принятое судьей Малых Е.Г., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011, принятое судьями Чернигиной Т.В., Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., по делу N А28-2290/2011 по иску Дорожного агентства Республики Коми к обществу с ограниченной ответственностью "Иглис" о взыскании 61 912 рублей 50 копеек и установил:
Дорожное агентство Республики Коми (далее - агентство, истец) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Иглис" (далее - ООО "Иглис", ответчик) о взыскании 61 912 рублей 50 копеек вреда, причиненного транспортным средством автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми.
Решением от 19.05.2011 суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.08.2011 оставил указанное решение без изменения.
ООО "Иглис" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны при неправильном применении Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах", Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 (далее - Правила возмещения вреда N 934), Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27.05.1996 (вместе с "Перечнем органов, осуществляющих выдачу разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов") (далее - Инструкция по перевозке грузов), распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации", приказа Дорожного агентства Республики Коми от 23.03.2010 N 86. По мнению Общества, результаты проверки веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля не могут быть признаны законными, поскольку такая проверка может проводиться только на стационарных постах весового контроля. Кроме того, установив в приказе от 23.03.2010 N 86 максимально допустимое значение нагрузки - 6 тс, агентство вышло за пределы своих полномочий, так как установлением таких значений вправе заниматься только органы государственной власти Российской Федерации.
Подробно доводы ООО "Иглис" изложены в кассационной жалобе от 10.10.2011.
Агентство в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами, изложенными в ней, просило оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки веса грузовых автомобилей на посту передвижного весового контроля автодороги "Обход г. Сыктывкара" (9 км) и 314-м км автодороги "Сыктывкар - Ухта" выявлены превышения предельно допустимых значений осевой нагрузки транспортного средства Scania R114 GA 4x2NA (регистрационный N М967КР 43RUS) и прицепа KRONE SDP 27 (регистрационный N АЕ6574 43RUS), управляемых водителем Домашних Ю.А. и принадлежащих ООО "Иглис". При этом использовались автомобильные весы RW-15Р, заводской номер 80733188, с датой проверки 27.11.2009, и автомобильные весы ВА-15О, заводские номера 1314 и 1315, с датой проверки 30.09.2009.
По результатам взвешивания составлены акты, согласно которым фактическая осевая нагрузка тягача составила: на первой оси 6,490 тонны, на второй оси 8,285 тонны (акт от 26.04.2010 N 9); на второй оси - 8,020 тонны (акт от 27.04.2010 N 4) при допустимой (с учетом введенного ограничения по маршруту движения) 6,000 тонны.
Указанные результаты также отражены в протоколах весового контроля от 26.04.2010 и 27.04.2010.
За провоз тяжеловесного груза начислена плата в сумме 61 912 рублей 50 копеек.
Общество не возместило ущерб в добровольном порядке, что послужило основанием для обращения агентства в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь статьями 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 31 Закона N 257-ФЗ, пунктами 4 - 6, 19 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 (далее - Порядок осуществления временных ограничений), Правилами возмещения вреда N 934, постановлением Правительства Республики Коми от 14.10.2009 N 295 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Республики Коми" (далее - Постановление об определении размера вреда N 295), постановлением Правительства Республики Коми от 07.02.2005 N 16 "Об утверждении Положения о Дорожном агентстве Республики Коми", распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу, что факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства в отсутствие разрешения на перевозку крупногабаритного груза подтверждается материалами дела, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Министерство транспорта Российской Федерации утвердило Порядок осуществления временных ограничений, согласно которому акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
В пункте 19 Порядка осуществления временных ограничений определено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
На основании частей 1, 3 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Согласно пунктам 2, 5 Правил возмещения вреда N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке грузов, в приложении N 1 к которой утверждены параметры при превышении которых (хотя бы одного из них) транспортное средство признается тяжеловесным.
Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р и включает в себя, в том числе, дорогу "Обход г. Сыктывкара".
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определяется в соответствии с Постановлением об определении размера вреда N 295.
По решению Агентства Республики Коми по управлению имуществом от 24.03.2005 N 85 и на основании акта приема-передачи от 24.03.2005 автодороги общего пользования, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, в том числе дороги "Обход г. Сыктывкара", "Сыктывкар - Ухта" и "Ухта - Усть-Ухта" переданы в оперативное управление Агентству.
Приказом Агентства от 23.03.2010 N 86 введено временное ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межрегионального значения Республики Коми транспортных средств с грузом или без груза, нагрузка на ось которых превышает допустимые значения на автомобильных дорогах с усовершенствованным типом покрытия - 6 тс на ось; на автомобильных дорогах с переходным типом покрытия и грунтовых автомобильных дорогах - 1,5 тс на ось. Данное ограничение было введено с 23.04.2010 по 22.05.2010, в том числе на указанных участках автодороги.
В рассматриваемом случае факт превышения фактической осевой нагрузки при перевозке тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Коми без специального разрешения с превышением полной и осевой нагрузки транспортных средств судами установлен, подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается.
Расчет заявленной истцом суммы ущерба судами проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно удовлетворил иск агентства о взыскании с ООО "Иглис" 61 912 рублей 50 копеек.
При этом суды отклонили довод Общества о том, что проверка веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 495), поскольку Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из упомянутого закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов судов, поэтому отклоняются судом округа на основании статьи 286 АПК РФ. Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 АПК РФ и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, следовательно, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 2000 рублей подлежит отнесению на ООО "Иглис".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 19.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу N А28-2290/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Иглис" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Иглис".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Т.В. Базилева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми утвержден распоряжением Правительства Республики Коми от 30.11.2009 N 438-р и включает в себя, в том числе, дорогу "Обход г. Сыктывкара".
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми, определяется в соответствии с Постановлением об определении размера вреда N 295.
...
Расчет заявленной истцом суммы ущерба судами проверен и признан верным.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Кировской области правомерно удовлетворил иск агентства о взыскании с ООО "Иглис" 61 912 рублей 50 копеек.
При этом суды отклонили довод Общества о том, что проверка веса грузовых автомобилей на передвижных постах весового контроля противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1079 "О мерах по упорядочению деятельности, связанной с осуществлением контроля транспортных средств на автомобильных дорогах" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2007 N 495), поскольку Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" не предусматривает, какие посты (стационарные или передвижные) могут использоваться соответствующими органами в целях выполнения возложенных на них задач. Из упомянутого закона не следует, что Правительство Российской Федерации может устанавливать правила весового контроля грузовых транспортных средств."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2011 г. N Ф01-4913/11 по делу N А28-2290/2011