Резолютивная часть постановления объявлена 11.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2011, принятое судьями Буториной Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В. по делу N А82-166/2011 по заявлениям администрации Угличского муниципального района Ярославской области, открытого акционерного общества "Парк Победы" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области о признании недействительными решения и предписания,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Городской парк", индивидуальные предприниматели Платонова Н.А., Куликова В.В., Правдина Е.В., Мульганова О.В., Панова С.Б., Большакова В.В., Терещенко С.Н., Косолапова И.И., Кузнецова С.С., Правдина А.Ю., Царькова И.Т., Шумилова Е.В., Новгородова Н.С., Жиделягина Ю.А., Кишмишян Е.В., Мурашова Ю.В., Семенова О.Б., Машкова Е.В., Шеломкова Л.Г., Никольская Т.Ю., Жукова О.В., Введенская С.А., Панова С.В., Лукашевич И.В., Митяева С., Шатрова С.В., Бурухин В.С., Лобачова Ю.И., Румянцева Г.В., Батошкина А.Г., Анисимова Н.С., Гордеева М.Ф., Соломина Е.М., Климентьева И.Н., Кравченко О.С., Куликов С.И., Румянцева Т.К., Мельникова Е.Н., Лобанова Т., Яговдик О.В., Хворыгина Т.В., Мурашов Н.А., Алексеева А.А., Рыбаков М.Н., Катаев А.В., Черняков А.И., Красавин Е.Ю., Селина Н.В., Куликова А.М., Куликов А.Б., Еремин А.В., с участием прокурора Ярославской области, и установил:
Администрация Угличского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), открытое акционерное общество "Парк Победы" (далее - ОАО "Парк Победы") обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее -Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 22.11.10 (в полном объеме изготовлены 06.12.10) по делу N 06-03/30-10.
Решением от 21.06.2011 заявленные требования удовлетворены частично.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.12.2011 решение Арбитражного суда Ярославской области отменил и, рассмотрев настоящее дело по правилам суда первой инстанции, удовлетворил заявленные требования.
В соответствии частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Городской парк", индивидуальные предприниматели Платонова Н.А., Куликова В.В., Правдина Е.В., Мульганова О.В., Панова С.Б., Большакова В.В., Терещенко С.Н., Косолапова И.И., Кузнецова С.С., Правдин А.Ю., Царькова И.Г., Шумилова Е.В., Новгородова Н.С., Жиделягина Ю.А., Кишмишян Е.В., Мурашова Ю.В., Семенова О.Б., Машкова Е.В., Шеломкова Л.Г., Никольская Т.Ю., Жукова О.В., Введенская С.А., Панов С., Лукашевич И.В., Митяева С.А., Шаброва С.В., Алексин А.А., Рыбаков Ш.Н., Катаев А.В., Бурухин В.С., Мельникова Е.Н., Черняков А.И., Красавин Е.Ю., Лобачов Ю.И., Румянцева Г.В., Батошкина А., Анисимова Н.С., Гордеева М.Р., Соломина Е., Селина Н.В., Куликова А.М., Куликов А.Б., Еремин А.В., Климентьева И.Н., Кравченко О., Куликов С.И., Румянцева Т.К., Лобанова Т., Яговдик О.В., Хворыгина Т.В., Мурашов Н.А. (далее - Предприниматели).
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителей.
По мнению заявителя, необоснованно завышенная стоимость торгового места является препятствием для осуществления предпринимательской деятельности на ярмарке и ограничивает конкуренцию; суд неправильно истолковали статью 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Вывод суда о том, что Земельный кодекс не возлагает на органы местного самоуправления обязанности предоставлять юридическим лицам земельные участки для целей, не связанных со строительством, только на основании результатов проведения торгов является верным, однако суд должен был учесть конкретные обстоятельства данного дела, потому что в данном случае действия Администрации привели к ограничению конкуренции.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Администрация и ОАО "Парк Победы" в отзывах отклонили доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, представителей не направили.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.04.05 ООО "Городской парк" (арендатор) и Управление муниципального имущества Администрации (арендодатель) заключили договор аренды N 2053 находящегося в государственной собственности земельного участка. По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 76:22:010105:0010, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ярославская область, г. Углич, парк Победы, для использования в целях благоустройства парка и организации отдыха граждан в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 33 614 квадратных метров (пункт 1.1); срок аренды установлен с 29.04.2005 по 28.04.2008 (пункт 2.1); арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора (пункт 4.3.3).
ООО "Городской парк" (арендатор) и Управление муниципального имущества Администрации (арендодатель) 29.04.2005 заключили договор аренды N 2054 находящегося в государственной собственности земельного участка. По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 76:22:010119:0010, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ярославская область, г. Углич, ул. Набережная, для использования в целях благоустройства парка и организации отдыха граждан в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 3726 квадратных метров (пункт 1.1); срок аренды установлен с 29.04.2005 по 28.04.2008 (пункт 2.1); арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее чем за 3 месяца до истечения срока действия договора (пункт 4.3.3).
Уведомлением от 18.03.2008 N 971, повторно от 09.04.2008 N 1284 Администрация известила ООО "Городской парк" о необходимости освобождения земельных участков в срок до 28.04.2008 и сдачи их по акту. Письмом от 18.04.2008 N 1423 Администрация уведомила ООО "Городской парк" о своем решении не заключать на новый срок договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010.
В печатном издании "Угличская газета", 30.04.2008, N 32, опубликовано сообщение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Парка Победы и Волжской набережной.
В связи с информацией, размещенной в указанном печатном издании, 30.04.2008 ООО "Городской парк" направило в Администрацию письмо о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 (далее - спорные земельные участки).
Администрация 14.05.2008 направила ООО "Городской парк" письмо, которым сообщила об отказе ООО "Городской парк" в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам аренды от 29.04.2005 N 2053 и 2054 и о принятом решении провести торги на право заключения договоров аренды земельных участков. Из указанного письма также следует, что информация о проведении и условиях торгов будет опубликована на сайте Администрации и в печатном издании "Угличская газета".
Главой Угличского муниципального района 08.04.2008 принято постановление о создании ОАО "Парк Победы".
В Единый государственный реестр юридических лиц 15.04.2008 внесена запись о создании юридического лица - ОАО "Парк Победы".
Из устава ОАО "Парк Победы" следует, что предметом деятельности общества является, в том числе, организация и функционирование ярмарки "Туристическая тропа", вернисажа художников и мастеров прикладного народного творчества, содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, хозяйственное содержание и организация работы лодочной станции, стоянки лодок и яхт, строительство и функционирование открытой танцевальной площадки, аттракционов, организация зрелищно-развлекательных мероприятий, организация отдыха и развлечений, культуры и спорта (пункт 3.2).
Главой Угличского муниципального района 18.04.2008 издано постановление N 371 об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" на 2008 год, ответственным лицом назначено ОАО "Парк Победы".
Главой Угличского муниципального района 30.04.2008 издано постановление N 410 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 ОАО "Парк Победы" в аренду сроком на три года.
ОАО "Парк Победы" и муниципальное учреждение "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района" (далее - Учреждение) 30.04.2008 заключили договоры аренды N 2503 и 2502 земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 сроком действия на три месяца, с 30.04.2008 по 30.07.2008.
Главой Угличского муниципального района вынесено постановление от 04.05.08 N 435 "О внесении изменений в постановление главы района от 30.04.08 N 410 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы", согласно которому земельные участки предоставлены сроком на три месяца (вместо ранее указанного срока - на три года).
Администрация 16.05.2008 направила письмо индивидуальным предпринимателям города Углича, из которого следует, что ООО "Городской парк" утратило преимущественное право на заключение договора аренды земельных участков; данные земельные участки предоставлены организатору ярмарки - ОАО "Парк Победы", на 3 месяца.
Глава Угличского муниципального района 25.07.2008 вынес постановление, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 предоставлены ОАО "Парк Победы" в аренду сроком на три месяца.
Глава Угличского муниципального района 31.10.2008 издал постановление, в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 предоставлены ОАО "Парк Победы" в аренду на срок с 31.10.2008 до 30.10.2009. В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Учреждение и ООО "Парк Победы" заключили договоры аренды земельных участков на указанный срок.
Главой Угличского муниципального района 03.02.2009 издано постановление N 75 об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" на 2009 год. Ответственным лицом за организацию ярмарки, назначено ОАО "Парк Победы".
Администрация 27.10.2009 издала постановление N 1281 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы", согласно которому Администрация на основании письма ОАО "Парк Победы" от 14.08.2009 в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставила ОАО "Парк Победы" земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 сроком на три года.
Учреждение и ОАО "Парк Победы" 13.03.2010 заключили договоры аренды N 2795 и 2794 земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 сроком действия с 27.10.2009 по 26.10.2012.
Администрация 05.04.2010 издала постановление N 359 "Об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день". Из указанного постановления следует, что Администрация приняла решения об организации с 01.05.2010 по 31.10.2010 на территории Парка Победы и набережной реки Волги ярмарки временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" (пункт 1); назначении лицом, ответственным за организацию ярмарки временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день", ОАО "Парк Победы" (пункт 2); утверждении Порядка предоставления торговых мест на ярмарке временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка каждый день" (пункт 3.5).
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, пунктом 4 приложения N 5 к указанному постановлению "Порядок предоставления торговых мест на ярмарке временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день", с учетом изменений, внесенных в него постановлением Администрации от 27.04.2010 N 488, стоимость предоставления одного стандартного торгового места площадью 5 квадратных метров на 1 календарный месяц составляет для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, признанных в порядке, установленном действующим законодательством, инвалидами первой и второй групп инвалидности, при самостоятельном осуществлении торговой деятельности с использованием одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места): 2240 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 4340 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.1); для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих звание народного мастера народных художественных промыслов Ярославской области, присвоенное в порядке, установленном постановлением губернатора Ярославской области от 05.03.2005 N 121 "О художественно-экспертном совете по народным промыслам Ярославской области и о внесении изменений в постановление губернатора области от 09.04.2001 N 213", при реализации изделий собственного производства и самостоятельного осуществления торговой деятельности с использованием одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места: 1600 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 3100 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.2); для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся членами Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", при реализации изделий собственного производства и самостоятельного осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места): 1600 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 3100 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.3); для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не относящихся к категориям, указанным в подпунктах 3.1 - 3.3 настоящего пункта: 3200 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 6200 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.4); при предоставлении нестандартного торгового места большей или меньшей площади стоимость предоставления торгового места увеличивается или уменьшается пропорционально изменению площади (пункт 4). Стоимость торгового места на ярмарке "Ярмарка - каждый день" установлена Администрацией в указанном постановлении на основании представленной ОАО "Парк Победы" плановой калькуляции стоимости торгового места на 2010 год.
Не согласившись с действиями Администрации, выразившимися в установлении в постановлении от 05.04.2010 завышенной, экономически необоснованной стоимости торгового места, предоставляемого на ярмарке "Ярмарка - каждый день", назначении ОАО "Парк Победы" ответственным лицом, за проведение ярмарки "Ярмарка - каждый день" и предоставлением в этих целях земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, а также иного имущества, Предприниматели обратились в Управление с заявлениями.
Управление 06.12.2010 приняло решение (изготовлено в окончательной форме 22.11.2010) о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15, статьи 16 Закона о защите конкуренции (далее - решение от 06.12.2010). Из указанного решения следует, что Управление установило нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в действиях Администрации по предоставлению ею в нарушение закона земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 ОАО "Парк Победы" и назначению последнего ответственным лицом, за организацию ярмарки "Ярмарка - каждый день", повлекшие уход с рынка оказания услуг в сфере организации культуры, отдыха граждан, туризма на территории Угличского муниципального района ООО "Городской парк" и ограничение допуска других хозяйствующих субъектов на данный рынок. Также по результатам проверки Управление выявило нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившееся в согласованных действиях Администрации и ОАО "Парк Победы" по установлению в нарушение законодательства в постановлении Администрации от 05.04.2010 N 359 завышенной, экономически необоснованной стоимости торгового места на ярмарке "Ярмарка - каждый день", организуемой на земельных участках с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, которые приводят к ограничению конкуренции на рынке реализации сувенирной продукции Угличского муниципального района, в частности к установлению экономически необоснованных цен, их повышению, ограничению доступа на товарный рынок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В этот же день Управление выдало предписание по делу N 06-03/30-10 (далее -предписание от 06.12.2010), согласно которому Администрации предписано в срок до 14.01.2011 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг в сфере организации культурных мероприятий, отдыха граждан, туризма на территории Угличского муниципального района, на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района, а именно: отменить противоречащее антимонопольному законодательству постановление от 05.04.2010 N 359 "Об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день"; отменить противоречащее антимонопольному законодательству постановление от 27.10.2009 N 1281 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы".
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа от 22.11.2010, Администрация и ОАО "Парк Победы" обратились с соответствующими заявлениями в арбитражный суд.
Арбитражный суд Ярославской области заявленные требования удовлетворил частично.
Второй арбитражный апелляционный суд, установив, что суд первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлек предпринимателей города Углича без их конкретизации и точного наименования, и сделав вывод о том, что каждый из них должен быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, данное решение отменил.
При рассмотрении настоящего дела по правилам первой инстанции апелляционный суд руководствовался частью 1 статьи 198, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 7, 17 статьи 4, частью 1 статьи 15, статьей 16 Закона о защите конкуренции, пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", и удовлетворил заявленные требования, придя к выводу о том, что оспариваемые ненормативные акты не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителей.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии со статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции).
Как следует из материалов дела и установил суд, нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом усмотрено в том, что в результате действий Администрации ОАО "Парк Победы" без проведения торгов получило в пользование земельные участки, а также было назначено ответственным за проведение ярмарки "Ярмарка - каждый день". По мнению Управления, действия Администрации вынудили ООО "Городской парк" уйти с рынка оказания услуг в сфере организации культуры, туризма и отдыха на территории Угличского муниципального района и ограничили доступ других хозяйствующих субъектов на указанный товарный рынок.
Как правильно указали суды, Земельный кодекс Российской Федерации не возлагает обязанность на органы местного самоуправления предоставлять юридическим лицам земельные участки для целей, не связанных со строительством, только на основании результатов проведенных торгов.
Таким образом, действия Администрации по предоставлению земельных участков в аренду ОАО "Парк Победы" без проведения торгов, поскольку законодательно это не предусмотрено, и учитывая то, что прежний арендатор ненадлежащим образом исполнял обязанности по своевременному внесению арендной платы, нельзя считать направленными на ограничение конкуренции.
Кроме того, Управление не обосновало свой вывод о том, что осуществление коммерческой деятельности ОАО "Парк Победы" на территории Парка Победы и Волжской набережной устранило ООО "Городской парк" с рынка услуг в сфере организации культуры, туризма и отдыха на территории Угличского муниципального района.
Нарушение Администрацией запрета, установленного в статье 16 Закона о защите конкуренции, по мнению Управления, выразилось в том, что в результате согласованных действий Администрации и ОАО "Парк Победы" на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района установлена завышенная, экономически необоснованная стоимость торгового места.
Однако, как следует из материалов дела и установил суд, перечисляя в обжалуемом решении все возможные нарушения, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, Управление в резолютивной части решения не установило и заявителям не вменило нарушения конкретных пунктов указанной статьи Закона о защите конкуренции. Таким образом, Управлением не установлено ни одного из возможных последствий, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации обоснованность или необоснованность стоимости торгового места не имела какого-либо правового значения для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, поскольку ответчиком не устанавливалось влияние стоимости торгового места на конкуренцию на рынке реализации сувенирной продукции. Само по себе то обстоятельство, что стоимость торгового места установлена для всех предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке реализации сувенирной продукции, свидетельствует, что ни один из субъектов предпринимательской деятельности не получил каких-либо преимуществ перед другими.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требование заявителей, поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют Закону о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителей.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом кассационной инстанции в полном объеме, однако не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.12.2011 по делу N А82-166/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушение Администрацией запрета, установленного в статье 16 Закона о защите конкуренции, по мнению Управления, выразилось в том, что в результате согласованных действий Администрации и ОАО "Парк Победы" на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района установлена завышенная, экономически необоснованная стоимость торгового места.
Однако, как следует из материалов дела и установил суд, перечисляя в обжалуемом решении все возможные нарушения, предусмотренные статьей 16 Закона о защите конкуренции, Управление в резолютивной части решения не установило и заявителям не вменило нарушения конкретных пунктов указанной статьи Закона о защите конкуренции. Таким образом, Управлением не установлено ни одного из возможных последствий, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в рассматриваемой ситуации обоснованность или необоснованность стоимости торгового места не имела какого-либо правового значения для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, поскольку ответчиком не устанавливалось влияние стоимости торгового места на конкуренцию на рынке реализации сувенирной продукции. Само по себе то обстоятельство, что стоимость торгового места установлена для всех предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке реализации сувенирной продукции, свидетельствует, что ни один из субъектов предпринимательской деятельности не получил каких-либо преимуществ перед другими.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требование заявителей, поскольку оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют Закону о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителей."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 апреля 2012 г. N Ф01-1226/12 по делу N А82-166/2011