г. Киров |
|
29 декабря 2011 г. |
Дело N А82-166/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Караваевой А.В., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
при участии в судебном заседании:
представителей ответчика Богомазовой О.С. по доверенности от 28.06.2011. Гаева М.В. по доверенности от 22.06.2011
рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции
заявления администрации Угличского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601305830, Ярославская область, г. Углич, пл. Успенская, д. 2), открытого акционерного общества "Парк Победы" (ОГРН 1087612000959, Ярославская область, г. Углич, пл. Успенская, д. 3, оф. 226)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (ОГРН 1027600695154, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 46),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Городской парк" (Ярославская область, г. Углич, ул. Ярославская, д. 4), Платонова Н.А. (г.Углич, ул. Советская, д. 2, кв. 2), Куликова В.В. (г.Углич, ул. Северная, д. 8а, кв. 19), Правдина Е.В. (г.Углич, м-н Солнечный, д. 21, кв. 13), Мульганова О.В. (г.Углич, ул. Октябрьская, д. 1а, кв. 5), Панова С.Б. (г.Углич, ул. Победы, д. 9-8, комн. 6), Большакова В.В. (г.Углич, ул. Старостина, д. 7, кв. 48), Терещенко С.Н. (г.Углич, ул. 12 Декабря, д. 38а), Косолапова И.И. (г.Углич, ул. А. Опарина, д. 8, кв. 6), Кузнецова С.С. (г.Углич, ул. Ярославское шоссе, д. 1, кв. 31), Правдина А.Ю. (г.Углич, мкр. Солнечный, д. 3, кв. 9), Царькова И.Т. (г.Углич, ул. Кольцовая, д. 9, кв. 1), Шумилова Е.В. (г.Углич, ул.Никонова, д.2, к.56, кв. 3), Новгородова Н.С. (г.Углич, ул. Трудовая, д. 9, кв. 36), Жиделягина Ю.А. (г.Углич, ул. Никонова, д. 11, кв. 8), Кишмишян Е.В. (г.Углич, ул. Чкалова, д. 20), Мурашова Ю.В. (г.Углич, м-н Мирный, д. 25, кв. 9), Семенова О.Б. (г.Углич, ул. Пролетарская, д. 122), Машкова Е.В. (г.Углич, Рыбинское шоссе, д. 36а, кв.12), Шеломкова Л.Г. (Ярославская область, Угличский р-н, д. Савино, Покровской волости ??), Никольская Т.Ю. (г.Углич, м-н Солнечный, д. 5, кв. 42), Жукова О.В. (г.Углич, ул. Луначарского, д. 6 а, кв. 19), Введенская С.А. (г.Углич, ул. Нариманова, д. 24а), Панова С.В. (г.Углич, ул. Романенко, д. 11), Лукашевич И.В. (г.Углич, м-н Солнечный, д. 12, кв. 4), Митяева С. (г.Углич, ул. Трудовая, д. 9, кв. 33), Шатрова С.В. (г.Углич, 1-ый Пролетарский переулок, д. 8), Бурухин В.С. (г.Углич, ул. Свободы, д. 4, кв. 4), Лобачова Ю.И. (г.Углич, ул. Волжская, д. 19, кв. 8), Румянцева Г.В. (г.Углич, ул. Волжская, д. 20, кв. 10), Батошкина А.Г. (г.Углич, Ярославский переулок, д. 3), Анисимова Н.С. (г.Углич, ул. Ленина, д. 2, кв. 25), Гордеева М.Ф. (г.Углич, м-н Мирный, д. 19, кв. 76), Соломина Е.М. (г.Углич, ул. Шаркова, д. 39а, кв. 13), Климентьева И.Н. (г.Углич, Камышевское шоссе, д. 16, кв. 5), Кравченко О.С. (г.Углич, ул. Старостина, д. 6, кв. 1), Куликов С.И. (г.Углич, ул. О.Берггольц, д. 4а, кв. 54), Румянцева Т.К. (г.Углич, ул. 9 января, д. 34а, кв. 22), Мельникова Е.Н. (г.Углич, ул. Северная, д. 16 б, кв. 2), Лобанова Т. (г.Углич, мкр. Солнечный, д.24, кв.56), Яговдик О.В. (г.Углич, ул. Сосновая, д.28, кв.2), Хворыгина Т.В. (г.Углич, ул. Нариманова, д.1, кв.2), Мурашов Н.А. (г.Углич, мкр.Мирный, д.25, кв.77), Алексеева А.А. (г. Углич, ул. Старостина, д.8, кв. 44), Рыбаков М.Н. (г. Углич, мкр. Цветочный, д. 1, кв. 5), Катаев А.В. (г. Углич, ул. Старостина, д. 8, кв. 61), Черняков А.И. (г. Углич, Рыбинское шоссе, д. 6, кв. 60), Красавин Е.Ю. (г. Углич, ул. Часовая, д. 4а, кв. 34), Селина Н.В. (г. Углич, ул. Кольцевая, д. 31), Куликова А.М. (г. Углич, ул. Голубева, д. 5в, кв. 2), Куликов А.Б. (г. Углич, ул. Голубева, д. 5в, кв. 2), Еремин А.В. (г. Углич, ул. Голубева, д. 5в, кв. 2),
с участием прокурора Ярославской области
о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа,
установил:
администрация Угличского муниципального района Ярославской области (далее - заявитель, Администрация), открытое акционерное общество "Парк Победы" (далее - заявитель, ОАО "Парк Победы") обратились в Арбитражный суд Ярославской области с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительными решения и предписания Управления от 22.11.10 (в полном объеме изготовленных - 06.12.10) по делу N 06-03/30-10.
Определением Арбитражного суда Ярославской области от 23.03.2011 возбужденные на основании указанных заявлений дела N А82-166/2011 и N А82-1852/2011 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Объединенному делу присвоен номер N А82-166/2011 (том 3 л.д. 32-33).
Этим же определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Городской парк" (далее - третье лицо, ООО "Городской парк"), предприниматели города Углич.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Ярославской области (том 3 л.д. 120-121).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным и отменено решение Управления от 22.11.10 (в полном объеме изготовленное - 06.12.10) по делу N 06-03/30-10, вынесенное в отношении Администрации и ОАО "Парк Победы", в части признания Администрации и ОАО "Парк Победы" нарушившими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон о защите конкуренции). В удовлетворении остальной части требований суд отказал.
Не согласившись с принятым решением Администрация, ОАО "Парк Победы" обратились с апелляционными жалобами во Второй Арбитражный апелляционный суд, в которых просят решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительными обжалуемых решения и предписания о признании Администрации и ОАО "Парк Победы" нарушившими часть 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции и принять по делу новый судебный акт о признании решения, предписания Управления от 22.11.2010 незаконными в полном объеме.
Управление с принятым решением суда также не согласно, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителей в полном объеме.
По мнению Администрации выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. ОАО "Парк Победы" считает, что судом неправильно применены нормы материального права, что выразилось в неверном истолковании судом закона, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, кроме того не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, которые суд посчитал установленными, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Управление считает, что решение суда первой инстанции в части отказа в признании заявителей нарушившими статью 16 Федерального закона о защите конкуренции незаконно и необоснованно.
Второй арбитражный апелляционный суд, приняв во внимание, что судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены предприниматели города Углич без их конкретизации и точного именования, спор, связанный с признанием недействительными решения и предписания антимонопольного органа от 22.11.2010 затрагивает права и законные интересы индивидуальных предпринимателей, обратившихся с заявлением в Управление, в связи с чем, каждый из них должен был быть привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, и, придя к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2011 подлежит отмене, на основании части 6.1 статьи 268, части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, о чем 06.10.2010 вынес определение.
К участию в деле в качестве третьих лиц суд апелляционной инстанции привлек индивидуальных предпринимателей Платонову Н.А., Куликову В.В., Правдину Е.В., Мульганову О.В., Панову С.Б., Большакову В.В., Терещенко С.Н., Косолапову И.И., Кузнецову С.С., Правдина А.Ю., Царькову И.Г., Шумилову Е.В., Новгородову Н.С., Жиделягину Ю.А., Кишмишян Е.В., Мурашову Ю.В., Семенову О.Б., Машкову Е.В., Шеломкову Л.Г., Никольскую Т.Ю., Жукову О.В., Введенскую С.А., Панова С., Лукашевич И.В., Митяеву С.А., Шаброву С.В., Алексина А.А., Рыбакова Ш.Н, Катаева А.В., Бурухина В.С., Мельникову Е.Н., Чернякова А.И., Красавина Е.Ю., Лобачова Ю.И., Румянцеву Г.В., Батошкину А., Анисимову Н.С., Гордееву М.Р., Соломину Е., Селину Н.В., Куликову А.М., Куликова А.Б., Еремина А.В., Климентьеву И.Н., Кравченко О., Куликова С.И., Румянцеву Т.К., Лобанову Т., Яговдик О.В., Хворыгину Т.В., Мурашова Н.А. (далее - Предприниматели).
Управление в отзыве на заявление Администрации просит отказать в удовлетворении требований Администрации.
ИП Платонова Н.А., в возражениях на заявление Администрации просит отказать в удовлетворении требований Администрации (том 2 л.д. 94-95).
ОАО "Парк Победы" в отзыве на заявление Администрации поддерживает доводы Администрации (том 2 л.д. 96-100).
ООО "Городской парк", прокурор Ярославской области, Платонова Н.А., Куликова В.В., Правдина Е.В., Мульганова О.В., Панова С.Б., Большакова В.В., Терещенко С.Н., Косолапова И.И., Кузнецова С.С., Правдина А.Ю., Царькова И.Т., Шумилова Е.В., Новгородова Н.С., Жиделягина Ю.А., Кишмишян Е.В., Мурашова Ю.В., Семенова О.Б., Машкова Е.В., Шеломкова Л.Г., Никольская Т.Ю., Жукова О.В., Введенская С.А., Панова С.В., Лукашевич И.В., Митяева С., Шатрова С.В., Бурухин В.С., Лобачова Ю.И., Румянцева Г.В., Батошкина А.Г., Анисимова Н.С., Гордеева М.Ф., Соломина Е.М., Климентьева И.Н., Кравченко О.С., Куликов С.И., Румянцева Т.К., Мельникова Е.Н., Лобанова Т., Яговдик О.В., Хворыгина Т.В., Мурашов Н.А., Алексеева А.А., Рыбаков М.Н., Катаев А.В., Черняков А.И., Красавин Е.Ю., Селина Н.В., Куликова А.М., Куликов А.Б., Еремин А.В. отзывы на заявление Администрации не представили.
Администрация, Управление, ООО "Городской парк", прокурор Ярославской области, Предприниматели отзывы на заявление ОАО "Парк Победы" не представили.
ОАО "Парк Победы" ходатайствовало о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Администрация, ООО "Городской парк", прокурор Ярославской области, Предприниматели о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей заявителей, третьих лиц и прокурора Ярославской области.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании суда объявлялся перерыв до 14.00 29.12.2011.
Как следует из материалов дела, 29.04.05 ООО "Городской парк" (арендатор) и Управление муниципального имущества Администрации (арендодатель, Управление) заключили договор аренды N 2053 находящегося в государственной собственности земельного участка (том 1 л.д. 94-103). По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 76:22:010105:0010, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ярославская область, г. Углич, парк Победы, для использования в целях благоустройства парка и организации отдыха граждан в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 33614 кв.м. (пункт 1.1); срок аренды установлен с 29.04.2005 по 28.04.2008 (пункт 2.1.); арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора (пункт 4.3.3).
29.04.05 ООО "Городской парк" (арендатор) и Управление муниципального имущества Администрации (арендодатель) заключили договор аренды N 2054 находящегося в государственной собственности земельного участка (том 1 л.д. 104-112). По условиям данного договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 76:22:010119:0010, расположенный по адресу (имеющий адресные ориентиры): Ярославская область, г. Углич, ул. Набережная, для использования в целях благоустройства парка и организации отдыха граждан в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 3726 кв.м. (пункт 1.1); срок аренды установлен с 29.04.2005 по 28.04.2008 (пункт 2.1.); арендатор имеет право по истечении срока действия договора в преимущественном порядке перед другими лицами заключить договор аренды на новый срок на согласованных сторонами условиях по письменному заявлению, направленному арендодателю не позднее, чем за 3 месяца до истечения срока действия договора (пункт 4.3.3).
Уведомлением от 18.03.2008 N 971, повторно от 09.04.2008 N 1284 Администрация известила ООО "Городской парк" о необходимости освобождения земельных участков в срок до 28.04.2008 и сдачи его по акту (том 2 л.д. 73, 74). Письмом от 18.04.2008 N 1423 Администрация уведомила ООО "Городской парк" о своем решении не заключать на новый срок договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 (том 2 л.д. 72).
30.04.2008 в печатном издании "Угличская газета" N 32 опубликовано сообщение о предоставлении земельных участков, расположенных на территории Парка Победы и Волжской набережной.
В связи с информацией, размещенной в указанном печатном издании, 30.04.2008 ООО "Городской парк" направило в Администрацию письмо о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 (далее - спорные земельные участки) (том 2 л.д. 75).
14.05.2008 Администрация направила ООО "Городской парк" письмо, которым сообщила об отказе ООО "Городской парк" в заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договорам аренды от 29.04.2005 N N 2053, 2054 и о принятом решении провести торги на право заключения договоров аренды земельных участков. Из указанного письма также следует, что информация о проведении и условиях торгов будет опубликована на сайте Администрации и в печатном издании "Угличская газета" (том 2 л.д. 71).
08.04.2008 главой Угличского муниципального района принято постановление о создании ОАО "Парк Победы" (том 2 л.д. 79-80).
15.04.2008 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - ОАО "Парк Победы" (том 2 л.д. 6).
Из устава ОАО "Парк Победы" следует, что предметом деятельности общества является, в том числе организация и функционирование ярмарки "Туристическая тропа", вернисажа художников и мастеров прикладного народного творчества, содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, хозяйственное содержание и организация работы лодочной станции, стоянки лодок и яхт, строительство и функционирование открытой танцевальной площадки, аттракционов, организация зрелищно-развлекательных мероприятий, организация отдых и развлечений, культуры и спорта (пункт 3.2) (том 2 л.д. 7-31).
18.04.2008 главой Угличского муниципального района издано постановление N 371 об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка -каждый день" на 2008 год, ответственным лицом было назначено ОАО "Парк Победы"
30.04.2008 главой Угличского муниципального района издано постановление N 410 о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 ОАО "Парк Победы" в аренду сроком на три года (том 1 л.д. 37).
30.04.2008 между ОАО "Парк Победы" и муниципальным учреждением "Управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района" (далее - Учреждение), заключены договоры аренды N 2503 и N 2502 земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, сроком действия на три месяца с 30.04.2008 по 30.07.2008.
Главой Угличского муниципального района вынесено постановление от 04.05.08 N 435 "О внесении изменений в постановление главы района от 30.04.08 N 410 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы", согласно которому земельные участки предоставлены сроком на три месяца (вместо ранее указанного срока - на три года) (том 1 л.д. 33).
16.05.2008 индивидуальным предпринимателям города Углич направлено письмо Администрации, из которого следует, что ООО "Городской парк" утратило преимущественное право на заключение договора аренды земельных участков; данные земельные участки предоставлены организатору ярмарки ОАО "Парк Победы" на 3 месяца (том 4 л.д. 35).
25.07.2008 главой Угличского муниципального района издано постановление, согласно которому земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 предоставлены ОАО "Парк Победы" в аренду сроком на три месяца (том 1 л.д. 34).
31.10.2008 главой Угличского муниципального района издано постановление, в соответствии с которым земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 предоставлены ОАО "Парк Победы" в аренду на срок с 31.10.2008 до 30.10.2009 (том 1 л.д. 35). В соответствии с пунктом 2 указанного постановления Учреждением и ООО "Парк Победы" заключены договоры аренды земельных участков на указанный в нем срок.
03.02.2009 главой Угличского муниципального района издано постановление N 75 об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" на 2009. Ответственным лицом за организацию ярмарки назначено ОАО "Парк Победы"
27.10.2009 Администрацией издано постановление N 1281 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы", согласно которому Администрация на основании письма ОАО "Парк Победы" от 14.08.2009 в соответствии со статьей 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставила ОАО "Парк Победы" земельные участки с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 сроком на три года (том 1 л.д. 36).
13.03.2010 между Учреждением и ОАО "Парк Победы" заключены договоры аренды N 2795 (том 1 л.д. 77-85, 86-93) и N 2794 земельных участков, с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, сроком действия с 27.10.2009 по 26.10.2012.
05.04.2010 Администрацией издано постановление N 359 "Об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день" (том 1 л.д. 39). Из указанного постановления следует, что Администрацией приняты решения об организации в период с 01.05.2010 по 31.10.2010 на территории Парка Победы и набережной реки Волги ярмарки временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка-каждый день" (пункт 1); назначении лицом, ответственным за организацию ярмарки временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка-каждый день", ОАО "Парк Победы" (пункт 2); утверждении Порядка предоставления торговых мест на ярмарке временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка каждый день" (пункт 3.5).
В соответствии с подпунктами 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, пунктом 4 приложения N 5 к указанному постановлению "Порядок предоставления торговых мест на ярмарке временного характера для торговли сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка каждый день" с учетом изменений, внесенных в него постановлением Администрации от 27.04.2010 N 488 (том 1 л.д. 38, 40), стоимость предоставления одного стандартного торгового места площадью 5 квадратных метров на 1 календарный месяц составляет для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, признанных в порядке, установленном действующим законодательством, инвалидами первой и второй групп инвалидности, при самостоятельном осуществлении торговой деятельности с использованием одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места): 2240 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 4340 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.1); для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, имеющих звание народного мастера народных художественных промыслов Ярославской области, присвоенное в порядке, установленном постановлением губернатора Ярославской области от 05.03.2005 N 121 "О художественно-экспертном совете по народным промыслам Ярославской области и о внесении изменений в постановление губернатора области от 09.04.2001 N 213", при реализации изделий собственного производства и самостоятельного осуществления торговой деятельности с использованием одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места: 1600 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 3100 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.2); для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, являющихся членами всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России", при реализации изделий собственного производства и самостоятельного осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места (в случае осуществления торговой деятельности с использованием более одного торгового места данная стоимость применяется только при предоставлении первого торгового места): 1600 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 3100 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.3); для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не относящихся к категориям, указанным в подпунктах 3.1-3.3 настоящего пункта: 3200 рублей за май, сентябрь, октябрь 2010 года; 6200 рублей за июнь, июль, август 2010 года (подпункт 3.4); при предоставлении нестандартного торгового места большей или меньшей площади стоимость предоставления торгового места увеличивается или уменьшается пропорционально изменению площади (пункт 4). Стоимость торгового места на ярмарке "Ярмарка - каждый день" установлена Администрацией в указанном постановлении на основании представленной ОАО "Парк победы" плановой калькуляции стоимости торгового места на 2010 год.
Не согласившись с действиями Администрации, выразившимися в установлении в постановлении от 05.04.2010 завышенной экономически необоснованной стоимости торгового места, предоставляемого на ярмарке "Ярмарка-каждый день", назначении ОАО "Парк Победы" ответственным лицом за проведение ярмарки "Ярмарка-каждый день" и предоставлением в этих целях земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, а также иного имущества, Предприниматели обратились в Управление с заявлениями.
06.12.2010 Управлением принято решение (изготовлено в окончательной форме 22.11.2010) о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15, статью 16 Федерального закона о защите конкуренции (далее - решение от 06.12.2010) (том 1 л.д. 40-49). Из указанного решения следует, что Управлением установлено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, что выразилось в действиях Администрации по предоставлению ею в нарушение закона земельных участков с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010 ОАО "Парк Победы" и назначению последнего ответственным лицом за организацию ярмарки "Ярмарка - каждый день", повлекшие уход с рынка оказания услуг в сфере организации культуры, отдыха граждан, туризма на территории Угличского муниципального района ООО "Городской парк" и ограничение допуска других хозяйствующих субъектов на данный рынок. Также по результатам проверки Управлением выявлено нарушение статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции, выразившееся в согласованных действиях Администрации и ОАО "Парк Победы" по установлению в нарушение законодательства в постановлении Администрации от 05.04.2010 N 359 завышенной, экономически необоснованной стоимости торгового места на ярмарке "Ярмарка - каждый день", организуемой на земельных участках с кадастровыми номерами 76:22:010105:0010 и 76:22:010119:0010, которые приводят к ограничению конкуренции на рынке реализации сувенирной продукции Угличского муниципального района, в частности, к установлению экономически необоснованных цен, их повышению, ограничению доступа на товарный ранок, выходу из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В этот же день Управление выдало предписание по делу N 06-03/30-10 (далее - предписание от 06.12.2010) (том 1 л.д. 9-10), которым Администрации предписано в срок до 14.01.2011 совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции на рынке оказания услуг в сфере организации культурных мероприятий, отдыха граждан, туризма на территории Угличского муниципального района, на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района, а именно: отменить противоречащее антимонопольному законодательству постановление от 05.04.2010 N 359 "Об организации ярмарки временного характера по торговле сувенирной продукцией и изделиями народных промыслов "Ярмарка - каждый день"; отменить противоречащее антимонопольному законодательству постановление от 27.10.2009 N 1281 "О предоставлении земельных участков ОАО "Парк Победы".
Не согласившись с решением и предписанием от 22.11.2010, Администрация и ОАО "Парк Победы" обратились с заявлениями в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции счел заявленные требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу пункта 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке (пункт 17 статьи 4 Федерального закона о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов органов местного самоуправления, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению. Таким образом, для квалификации действий (бездействия) органов местного самоуправления в качестве нарушения установленного статьей 15 Федерального закона о защите конкуренции запрета необходимо доказать, что действия (бездействия) этих органов приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и они не основаны на законе.
Из обжалуемого решения следует, что нарушение запрета, установленного частью 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, антимонопольным органом усмотрено в том, что в результате действий Администрации ОАО "Парк Победы" без проведения торгов получило в пользование земельные участки, а также было назначено ответственным за проведение ярмарки "Ярмарка - каждый день". По мнению Управления, действия Администрации вынудили ООО "Городской парк" уйти с рынка оказания услуг в сфере организации культуры, туризма и отдыха на территории Угличского муниципального района и ограничили доступ других хозяйствующих субъектов на указанный товарный рынок.
Между тем Земельный кодекс Российской Федерации не возлагает обязанность на органы местного самоуправления предоставлять юридическим лицам земельные участки для целей, не связанных со строительством, только на основании результатов проведенных торгов. Отсутствие законодательно установленной обязанности Администрации по проведению торгов на право заключения договоров аренды спорных земельных участков свидетельствует и об отсутствии в действиях Администрации по предоставлению ОАО "Парк Победы" земельных участков в аренду нарушения антимонопольного законодательства - части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции, поскольку указанные действия не привели и не могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке оказания услуг в сфере организации культуры, туризма и отдыха на территории Угличского муниципального района.
Таким образом, обжалуемые решение и предписание Управления не соответствуют положениям части 1 статьи 15 Федерального закона о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы Администрации.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к: 1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; 3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из обжалуемого решения следует, что, по мнению Управления, нарушение Администрацией запрета, установленного в статье 16 Федерального закона о защите конкуренции, выразилось в том, что в результате согласованных действий Администрации и ОАО "Парк Победы" на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района установлена завышенная, экономически необоснованная стоимость торгового места. Перечисляя в обжалуемом решении все возможные нарушения, предусмотренные статьей 16 Федерального закона о защите конкуренции ответчик в резолютивной части решении не установил и заявителям не вменил нарушения конкретных пунктов указанной статьи Федерального закона о защите конкуренции. Таким образом, Управлением не установлено ни одного из возможных последствий, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации обоснованность или необоснованность стоимости торгового места не имела какого-либо правового значения для недопущения, ограничения или устранения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, поскольку ответчиком не устанавливалось влияние стоимости торгового места на конкуренцию на рынке реализации сувенирной продукции. Само по себе то обстоятельство, что стоимость торгового места установлена для всех предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынке реализации сувенирной продукции, свидетельствует, что ни один из субъектов предпринимательской деятельности не получил каких-либо преимуществ перед другими. Следовательно, вывод Управления об ограничении согласованными действиями Администрации и ОАО "Парк Победы" конкуренции на рынке реализации сувенирной продукции на территории Угличского муниципального района является необоснованным.
В силу изложенного обжалуемое решение и предписание Управления от 06.12.2010 не соответствуют положениям статьи 16 Федерального закона о защите конкуренции и нарушают права и законные интересы заявителей.
Несоответствие обжалуемых ненормативных правовых актов закону, нарушение ими прав и законных интересов заявителей в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями для признания их недействительными, в связи с чем требования Администрации и ОАО "Парк Победы" подлежат удовлетворению.
Решение суда первой инстанции от 27.04.2010 следует отменить в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Расходы ОАО "Парк Победы" по уплате государственной пошлины по делу в сумме 2000 рублей и по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся ответчика. Излишне уплаченная ОАО "Парк Победы" государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей подлежит возврату заявителю.
Вопрос по уплате государственной пошлины по делу и по апелляционной жалобе Администрации, а также по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе Управления судом апелляционной инстанции в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 258, 266, 268, пунктом 3 части 1, пунктом 4 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.06.2011 по делу N А82-166/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Признать недействительными решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 22.11.10 (в полном объеме изготовленных - 06.12.10) по делу N 06-03/30-10.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области в пользу открытого акционерного общества "Парк Победы" 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по делу и 1000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Парк Победы".
Выдать исполнительный лист.
Гурину Андрею Николаевичу, действующему от имени открытого акционерного общества "Парк Победы", возвратить из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по сертификату чека N 52417197.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий |
Г.Г. Буторина |
Судьи |
А.В. Караваева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-166/2011
Истец: Администрация Угличского муниципального района Ярославской области, ОАО "Парк Победы"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области
Третье лицо: Большакова В. В., Введенская С. А., Жиделягина Ю. А., ИП Жукова О. В., Косолапова И. И., Кузнецова С. С., Куликова В. В., Машкова Е. В., Мульганова О. В., Мурашова Ю. В., Никольская Т. Ю., Новгородова Н. С., ООО "Городской парк", Панова С. Б., Платоновой Н. А. (для Предпринимателей города Углич), Правдин А. Ю., Правдина Е. В., Предприниматели города Углича, Семенова О. Б., Сычева С. А., Терещенко С. Н., Царькова И. Т., Шеломков Л. Г., Шумилова Е. В., Федеральная, антимонопольная служба управление по Ярославской области
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1226/12
29.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-4709/11
21.10.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6188/11
21.06.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-166/11