Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.04.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителя от заинтересованного лица: Даниловой И.С. (доверенность от 29.12.2011 N 32-11-4042-04),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012, принятое судьями Кирилловой М.Н., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А43-7067/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Большеарское" о признании незаконным и об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе о привлечении к административной ответственности и установил:
открытое акционерное общество "Большеарское" (далее - ОАО "Большеарское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее - Региональное отделение, административный орган) от 05.04.2011 N 32-11-146/пн о привлечении к административной ответственности на основании статьи 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 рублей.
Решением суда от 30.09.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 16.01.2012 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Региональное отделение не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что апелляционный суд неправильно применил статью 19.7.3 КоАП РФ. На основании пунктов 6 и 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" Общество обязано представить в Региональное отделение документы, указанные в предписании. Затребованная информация касается порядка оплаты ОАО "Большеарское" уставного капитала и необходима Региональному отделению для реализации своих полномочий. Во исполнение предписания Общество представило в составе пакета документов копию акта приема-передачи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок от 08.09.2008, отличную по содержанию от представленной ранее. Представление в Региональное отделение недостоверной информации является основанием для привлечения Общества к административной ответственности.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением камеральной проверки по поступившей жалобе гражданки Смагиной Г.Н. административный орган направил Обществу предписание от 13.12.2010 N 32-09-СЦ-01/9033 о представлении документов, в котором обязало в срок до 17.01.2010 представить акт приема-передачи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 52:57:00 00 00:0235 от учредителя Общества Парисеевой Прасковьи Ивановны в порядке оплаты уставного капитала во исполнение договора о создании ОАО "Большеарское" от 18.07.2006.
Во исполнение предписания 26.01.2011 Общество представило в Региональное отделение документы, в том числе копию договора о создании ОАО "Большеарское" от 18.07.2006, копию акта приема-передачи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок от 08.09.2008, копию доверенности 52 АА 745292 от 12.07.2006, копию доверенности от 07.08.2008, копию свидетельства на право собственности Парисеевой П.И.
Установив факт представления Обществом на основании предписания административного органа недостоверных документов относительно подписания Парисеевой П.И. акта приема-передачи долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 19.7.3 КоАП РФ, Региональное отделение составило протокол от 21.03.2011 и приняло постановление от 05.04.2011 N 32-11-146/пн о назначении ОАО "Большеарское" наказания в виде 500 000 рублей штрафа.
Общество обжаловало постановление административного органа в арбитражный суд.
Руководствуясь статьей 19.7.3 КоАП РФ, пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, о невозможности квалификации правонарушения в качестве малозначительного, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, отменил решение суда и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
Административная ответственность за непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, установлена в статьей 19.7.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения).
Объективной стороной состава административного правонарушения является непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).
Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона N 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Таким образом, ОАО "Большеарское", являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, обязано исполнять предписания Регионального отделения, в том числе о представлении необходимых в целях проведения проверки документов.
Как установил апелляционный суд, в рассматриваемом случае Обществу вменялось в вину представление в административный орган недостоверной информации в ответ на предписание от 13.12.2010 N 32-10-СЦ-01/9033. Требования Регионального отделения по представлению указанных в предписании документов предъявлены Обществу в связи с проведением камеральной проверки, а не в связи с тем, что представление названных в предписании документов предусмотрено законом или иным нормативным актом. В данном случае обязанность представления информации не вытекала из закона или иного нормативного акта, необходимость ее представления была обусловлена проводимой административным органом проверкой.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае действия ОАО "Большеарское" не образуют состава правонарушения по статье 19.7.3 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 по делу N А43-7067/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 7 статьи 44 Федерального закона N 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
...
Как установил апелляционный суд, в рассматриваемом случае Обществу вменялось в вину представление в административный орган недостоверной информации в ответ на предписание от 13.12.2010 N 32-10-СЦ-01/9033. Требования Регионального отделения по представлению указанных в предписании документов предъявлены Обществу в связи с проведением камеральной проверки, а не в связи с тем, что представление названных в предписании документов предусмотрено законом или иным нормативным актом. В данном случае обязанность представления информации не вытекала из закона или иного нормативного акта, необходимость ее представления была обусловлена проводимой административным органом проверкой.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что в данном случае действия ОАО "Большеарское" не образуют состава правонарушения по статье 19.7.3 КоАП РФ, и обоснованно удовлетворил заявленное требование."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 апреля 2012 г. N Ф01-1462/12 по делу N А43-7067/2011