Резолютивная часть постановления объявлена 05.09.2012.
Полный текст постановления изготовлен 12.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Апряткиной Г.С.,
судей Павлова В.Ю., Чернышова Д.В.
при участии представителей от истца: Котовой Т.П. (доверенность от 31.03.2011), Пережогина Д.Е. (доверенность от 03.05.2012), от ответчика: Самороковского А.В. (доверенность от 04.05.2012 N 29.1.7-17/59), Ким К.И. (доверенность от 27.02.2012 N 1231/ЮД),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Ростелеком" на решение Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2012, принятое судьей Денисенко Л.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012, принятое судьями Поляковой С.Г., Великоредчаниным О.Б., Пуртовой Т.Е., по делу N А31-5200/2011 по иску открытого акционерного общества "Ростелеком" в лице Костромского филиала к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы Костромской области о признании права собственности,
третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, и установил:
открытое акционерное общество "Ростелеком" в лице Костромского филиала (далее - ОАО "Ростелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) и к федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" в лице Управления Федеральной почтовой службы Костромской области (далее - ФГУП "Почта России") о признании права собственности на нежилые помещения общей площадью 100,4 квадратного метра (помещения 1, 4) в здании по адресу: Костромская область, Антроповский район, поселок Антропово, улица Белоусова, дом 38, литеры А, А1, а именно: помещение N 1 - общая площадь 52,4 квадратного метра, основная - 46,2 квадратного метра, вспомогательная - 6,2 квадратного метра (коридор - 6,2 квадратного метра, кабинет - 19,6 квадратного метра, аппаратная - 16,7 квадратного метра, помещение для посетителей - 9,9 квадратного метра); помещение N 4 - общая площадь 48 квадратных метров, основная - 40,9 квадратного метра, вспомогательная - 7,1 квадратного метра (коридор - 7,1 квадратного метра, кабинет бухгалтера - 17,1 квадратного метра, касса - 2,9 квадратного метра, кабинет N 4 - 10,2 квадратного метра; кабинет N 5 - 10,7 квадратного метра). Истец просил отразить в решении то обстоятельство, что принятый по делу судебный акт будет являться достаточным основанием для аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права хозяйственного ведения ФГУП "Почта России" на помещения общей площадью 100,4 квадратного метра в здании, расположенном по адресу: Костромская область, Антроповский район, поселок Антропово, улица Белоусова, дом 38.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области (далее - Теруправление) и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве.
Заявленное требование основано на статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), постановлении Правительства РФ от 22.12.1992 N 1003 "О приватизации предприятий связи" и Законе Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) и мотивировано тем, что в результате приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Костромской области помещения перешли в собственность правопредшественника истца, используются для производственных целей ОАО "Ростелеком", однако в связи с государственной регистрацией права на здание за Почтой Общество не может зарегистрировать за собой право собственности на спорные помещения.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012, в удовлетворении исковых требований отказано. Обе судебные инстанции исходили из того, что ОАО "Ростелеком" в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств, объективно свидетельствующих о наличии оснований для признания за ним права собственности на спорные помещения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты.
Основные доводы заявителя сводятся к следующему. Установленный действовавшим в тот момент законодательством порядок приватизации государственных предприятий связи и информатики свидетельствует о том, что в федеральной собственности подлежали сохранению только подразделения почтовой связи, которые были сформированы в результате деятельности рабочих комиссий по приватизации государственных предприятий связи. После выделения из государственных предприятий подразделений почтовой связи остальное имущество как комплекс передавалось в уставный капитал вновь создаваемых акционерных обществ. Суды первой и апелляционной инстанций неправильно оценили представленные в материалы дела доказательства и пришли к необоснованному выводу о том, что в пакет документов, подтверждающих возникновение права собственности на спорные помещения, не может быть включен акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, утвержденный распоряжением Департамента имущественных отношений администрации Костромской области (далее - Департамент) от 02.12.2002 N 959.
Теруправление и ФГУП "Почта России" в отзывах на кассационную жалобу указали на правильность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители ОАО "Ростелеком" поддержали доводы кассационной жалобы, представители ФГУП "Почта России" отклонили аргументы заявителя и просили оставить жалобу без удовлетворения.
Агентство и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителей сторон, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из документов кассационного производства следует и суды первой и апелляционной инстанций установили, что в процессе приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Костромской области в 1993 году создано АООТ "Электросвязь" Костромской области, которое в 2002 году было реорганизовано в форме присоединения к ОАО "ЦентрТелеком", реорганизованное в форме присоединения к ОАО "Ростелеком" в 2011 году.
План приватизации ГП "Россвязьинформ" Костромской области согласован распоряжением от 06.08.1993 N 238-р Костромского областного совета народных депутатов.
В плане приватизации в качестве подразделения ГП "Россвязьинформ" указан, в числе прочих, районный узел электросвязи по адресу: 157230, поселок Антропово, улица Белоусова, дом 38.
В акте оценки стоимости зданий и сооружений электросвязи Костромской области (приложение N 1 к распоряжению), составленном по состоянию на 01.07.1992, первоначальная (балансовая) стоимость производственных зданий в Антроповском районе определена в размере 130 993 000 рублей, непроизводственных зданий - в размере 116 161 000 рублей.
Распоряжением Департамента имущественных отношений от 02.12.2002 года N 959 "О перечнях основных средств открытого акционерного общества "Электросвязь" утверждены акты оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств, учтенных при расчете уставного капитала ОАО "Электросвязь" при приватизации (по состоянию на 01.07.1992).
В соответствии с актом оценки, согласованным главой администрации Антроповского района, в уставной капитал ОАО "Электросвязь" вошло помещение (телеграф) в здании по адресу: Костромская область, Антроповский район, поселок Антропово, улица Белоусова, дом 38, 1956 года ввода в эксплуатацию, с первоначальной балансовой стоимостью 10 466 рублей.
Спорные помещения общей площадью 100,4 квадратного метра с момента ввода в эксплуатацию и по настоящее время используются для производственных целей ОАО "Ростелеком" - для оказания услуг связи.
Право хозяйственного ведения на здание в целом, в котором находятся упомянутые помещения, в установленном законом порядке зарегистрировано за ФГУП "Почта России" (свидетельство о государственной регистрации права 44 АБ N 152109 от 26.07.2007).
Посчитав, что наличие зарегистрированного права хозяйственного ведения за иным хозяйствующим субъектом препятствует Обществу как правообладателю указанного объекта недвижимого имущества зарегистрировать право собственности, ОАО "Ростелеком" обратилось в Арбитражный суд Костромской области с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
По иску о признании права собственности истец должен доказать наличие оснований приобретения права.
В статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
По смыслу статьи 14 Закона о приватизации план приватизации предприятия, составленный в соответствии с действующим в период приватизации порядком, является документом, определяющим объем прав преобразованного юридического лица.
Сведения, указанные в плане приватизации, имеют правоподтверждающее значение, свидетельствуют о действительной воле предыдущего собственника - государства, на отчуждение имущества в собственность юридического лица.
В соответствии с пунктами 4 и 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1991 N 721 (далее - Положение о коммерциализации), пунктом 5.1 (приложение N 1) Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, являющихся приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в плане приватизации и акте оценки имущества, являющемся приложением к плану приватизации. При этом указывается инвентарный номер объекта, наименование объекта, его местонахождение, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, фактический физический износ и остаточная стоимость. Указанные акты утверждаются соответствующим комитетом по управлению имуществом.
В пунктах 1 и 12 Положения о коммерциализации установлено, что акт оценки имущества по состоянию на 01.07.1992 составляет и подписывает рабочая комиссия по приватизации. В срок до 01.10.1992 комиссия представляет в комитет план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества.
План приватизации ГП "Россвязьинформ" согласован распоряжением Костромского областного Совета народных депутатов от 06.08.1993 N 238-р и утвержден председателем Комитета по управлению имуществом 06.08.1993.
Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, являющийся приложением N 1 к плану приватизации ГП "Россвязьинформ", не содержит признаков, однозначно индивидуализирующих объект приватизации, а именно - в данном документе, в графе "Наименование объекта, его местонахождение", указано только "Антроповский район", что прямо противоречит правилам, предусмотренным действовавшим в момент приватизации приватизационного законодательства.
Какие-либо документы, уточняющие, изменяющие, расшифровывающие информацию, содержащуюся в плане приватизации, после его утверждения органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, не имеют юридической силы.
Департамент в 2002 году, то есть по прошествии более 10 лет с момента оценки стоимости имущества предприятия, распоряжением от 02.12.2002 N 959 утвердил акт оценки стоимости зданий и сооружений также по состоянию на 01.07.1992, подписанный неуполномоченными лицами (начальником РУЭС и бухгалтером РУЭС) и согласованный с главой администрации Антроповского района.
Глава администрации муниципального образования в соответствии с действующим законодательством не наделен какими-либо полномочиями в области приватизации государственного имущества.
На основании изложенного акт, который ОАО "Ростелеком" отнесло к документам, являющимся на основании возникновения права собственности Общества на спорные помещения, составлен с нарушением требований действовавшего в момент приватизации ГП "Россвязьинформ" законодательства. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно не приняли его в качестве надлежащего доказательства.
При отсутствии обязательного пакета документов, необходимого для определения состава имущества акционерного общества на момент его учреждения, у судов обеих инстанций не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом иска.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа рассмотрены и отклонены в полном объеме в силу изложенных обстоятельств, а также в связи с тем, что, по существу, они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основании выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции Вторым арбитражным апелляционным судом не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 24.02.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012 по делу N А31-5200/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.С. Апряткина |
Судьи |
В.Ю. Павлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
По смыслу статьи 14 Закона о приватизации план приватизации предприятия, составленный в соответствии с действующим в период приватизации порядком, является документом, определяющим объем прав преобразованного юридического лица.
...
В соответствии с пунктами 4 и 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1991 N 721 (далее - Положение о коммерциализации), пунктом 5.1 (приложение N 1) Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, являющихся приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в плане приватизации и акте оценки имущества, являющемся приложением к плану приватизации. При этом указывается инвентарный номер объекта, наименование объекта, его местонахождение, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость, фактический физический износ и остаточная стоимость. Указанные акты утверждаются соответствующим комитетом по управлению имуществом."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 сентября 2012 г. N Ф01-3999/12 по делу N А31-5200/2011