Резолютивная часть постановления объявлена 10.09.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.09.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
без участия представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2011, принятое судьей Сурововой М.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012, принятое судьями Ившиной Г.Г., Буториной Г.Г., Кононовым П.И., по делу N А82-9518/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" о признании незаконными действий (бездействия) Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области (далее - Департамент), выразившихся в незаконном подтверждении топливного режима для общества с ограниченной ответственностью "Тепловая энергетическая компания-1" (далее - ООО "ТЭК-1") и в неотзыве ранее выданного разрешения для котельной комбината "Стройдеталь", а также о признании недействительным письма Департамента от 06.07.2011 N 11-03/172 о подтверждении топливного режима.
Решением суда от 23.11.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре данных судебных актов в порядке надзора.
Определением от 25.06.2012 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации отказал в передаче настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда и направил дело в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора рассматривается по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как кассационная жалоба.
Общество считает, что суды неправильно применили статью 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила), постановление Совета министров СССР от 05.05.1988 N 573 и Совета министров РСФСР от 02.08.1988 N 294 "О порядке установления вида топлива для предприятий (объединений) и топливопотребляющих установок", Административный регламент предоставления департаментом государственной услуги по установлению видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок, утвержденный приказом Департамента от 31.07.2009 N 101 (далее - Регламент), сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, оспариваемые действия (бездействие) Департамента не соответствуют Регламенту, Правилам. Разрешение об установлении топливного режима выдается в форме решения, которое возможно получить путем оформления нового разрешения или путем переоформления разрешения на новое в связи со сменой собственника. Обязанность получения такого разрешения обусловлена статусом юридического лица как самостоятельного покупателя газа и не связана с правами на газопотребляющее оборудование. В рассматриваемом случае утрата ОАО "Стройдеталь" права собственности на оборудование влечет отзыв ранее выданного разрешения и получение разрешения новым собственником (ООО "ТЭК-1").
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Департамент не согласился с доводами жалобы.
В судебном заседании объявлялся перерыв (статья 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 10.09.2012 (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество является газоснабжающей организацией, осуществляющей поставки газа потребителям по договорам.
ООО "ТЭК-1" обратилось 27.06.2011 в Общество для заключения договора поставки газа в связи с приобретением им объекта недвижимости (котельной), являвшегося объектом газоснабжения по договору поставки газа с ОАО "Стройдеталь".
Общество сообщило ООО "ТЭК-1" о необходимости получения в Департаменте соответствующего разрешения на использование газа в качестве топлива; не приняло ранее выданное ОАО "Стройдеталь" разрешение, указав, что обязанность его получения обусловлена статусом юридического лица как покупателя газа и не связана с переходом права пользования на газопотребляющее оборудование (письмо от 21.07.2011 N 12-1300).
Департамент со ссылкой на пункт 2.5.7 Регламента подтвердил для ООО "ТЭК-1" топливный режим, ранее установленный в разрешении для котельной "Стройдеталь" (письмо от 06.07.2011 N 11-03-172).
Общество сочло, что действия (бездействие) Департамента, выразившиеся в подтверждении топливного режима для ООО "ТЭК-1" и в неотзыве ранее выданного разрешения для котельной комбината "Стройдеталь", не соответствуют действующему законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 426, 539, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилами, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832 "О порядке установления вида топлива для предприятий и топливопотребляющих установок" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832), Регламентом, суд первой инстанции и апелляционный суд отказали в удовлетворении заявленного требования. Суды исходили из того, что оспариваемые действия (бездействие) Департамента осуществлены в рамках реализации возложенных на него полномочий, не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы Общества.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) газоснабжение является одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 426 Кодекса договор энергоснабжения относится к публичным договорам.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (пункт 4 статьи 426 Кодекса).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 69-ФЗ поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего закона.
Правительство Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предусмотренными Федеральным законом N 69-ФЗ, постановлением от 05.02.1998 N 162 утвердило Правила поставки газа в Российской Федерации.
В силу пункта 4 Правил использование газа в качестве топлива покупателем невозможно без разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.1992 N 832 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать для расположенных на их территории действующих, строящихся, расширяемых и реконструируемых предприятий (объединений), других хозяйствующих субъектов и топливопотребляющих установок, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности некоторые виды топлива.
В частности, предоставлено право устанавливать в качестве вида топлива из расчета на одно предприятие (объединение), установку природный газ для котельных и на другие топливные нужды с годовым расходом до 10 тысяч тонн (в условном исчислении) по согласованию с ОАО "Газпром" и местными газоснабжающими и газотранспортными организациями.
Во исполнение указанного постановления совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации и ОАО "Газпром" от 15.10.2002 N 333/358/101 утвержден Порядок оформления решений об установлении видов топлива для предприятий и топливопотребляющих установок.
На территории Ярославской области органом, уполномоченным устанавливать природный газ для котельных и на другие топливные нужды с годовым расходом до 10 тысяч тонн, является Департамент.
Установление топливного режима (разрешения на использование потребителем какого-либо топлива в качестве основного или резервного) в силу Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) является государственной услугой, предоставляемой Департаментом.
Органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами - нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления и стандарт предоставления государственной услуги (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ).
Приказом Департамента от 31.07.2009 N 101 утвержден Регламент, устанавливающий процедуру предоставления государственной услуги по установлению топлива для предприятий и топливопотребляющих установок.
Согласно пункту 1.4 Регламента конечным результатом предоставления государственной услуги является выдача разрешения об установлении вида топлива.
В соответствии с пунктом 1.6.4 Регламента при изменении состава оборудования без увеличения общей мощности, годового расхода природного газа заявителем предоставляются документы: расчет потребности в тепле и топливе; согласование газоснабжающей организации; копия договора на поставку природного газа; копия выданного разрешения на установление топливного режима и заявление о переоформлении разрешения на установление топливного режима.
Для получения разрешения на установление топливного режима на использование природного газа для котельных и на другие топливные нужды заявителю необходимо заказать и получить расчет потребности в тепле и топливе, получить заключения газораспределительной организации, в газотранспортной организации, в газоснабжающей организации и направить в ОАО "Газпром" (пункт 2.5.1 Регламента).
В силу пункта 2.5.3 Регламента выданное разрешение на установление топливного режима теряет силу, в частности, в случае, если разрешение на установление топливного режима отозвано.
Согласно пункту 2.5.4 Регламента отзыв разрешения на установление топливного режима производится в случае, если предприятие утратило право собственности на газоиспользующее оборудование, указанное в разрешении на использование газа в качестве топлива или если предприятие в течение года не исполнило предписание о необходимости переоформления разрешения на установление топливного режима.
При изменении наименования организации, а также при смене собственника топливопотребляющего оборудования новый собственник представляет документы, подтверждающие право собственности на газоиспользующее оборудование (пункт 2.5.7 Регламента).
Из указанного следует, что разрешением устанавливается топливный режим (использование потребителем какого-либо топлива, в частности, природного газа). При смене собственника оборудования основанием для переоформления разрешений на использование газа может служить изменение состава такого оборудования, влекущее увеличение его установленной мощности и увеличение потребления газа. При отсутствии таких оснований новый собственник оборудования представляет в Департамент документ, подтверждающий переход права собственности на такое оборудование.
В соответствии со статьей 460 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
Из представленных в дело документов следует и суды установили, что в качестве топлива для котельной комбината "Стройдеталь" уполномоченным органом разрешено использовать природный газ с объемом до 5 млн кубометров в год (письмо Госплана РСФСР от 09.06.1965 N 16-92-1126), то есть топливный режим для топливопотребляющего оборудования был установлен.
ООО "ТЭК-1" приобрело у ОАО "Стройдеталь" котельную с потреблением до 10 тыс. тонн природного газа в год. Оснований для признания переданного ООО "ТЭК-1" оборудования обремененным правами третьих лиц не установлено.
ООО "ТЭК-1", являясь собственником оборудования, в целях его использования обратилось в Департамент, представив соответствующие документы, подтверждающие правомочия собственника.
В деле нет доказательств, свидетельствующих о том, что переданное ООО "ТЭК-1" оборудование не соответствует требованиям нормативной документации, исключающей техническую возможность подачи природного газа и заключения договора поставки. Не представлено доказательств, что состав данного оборудования, на которое был установлен топливный режим, изменился, и это влечет изменение установленной мощности оборудования, увеличение потребления газа и переоформление топливного режима.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что Департамент, подтвердив в оспариваемом письме со ссылкой на пункт 2.5.7 Регламента ранее установленный для котельной топливный режим, действовал в рамках реализации возложенных на него полномочий и фактически признал право ООО "ТЭК-1" на использование природного газа в качестве топлива в установленном объеме. Наличие такого подтверждения, выданного уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот период порядком, в данном случае было достаточно для сторон при заключении договора поставки газа.
Довод заявителя о нарушении оспариваемым письмом и бездействием Департамента его прав и обязанностей был предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционного суда и отклонен, поскольку вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ничем не подтвержден. Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действия, решения незаконными, влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы, приведенные в жалобе, рассмотрены судами и им дана соответствующая оценка, эти доводы не опровергают выводы судов.
Арбитражный суд Ярославской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены судебных актов. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 23.11.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.02.2012 по делу N А82-9518/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ярославль" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Ярославской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 460 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар свободным от любых прав третьих лиц, за исключением случая, когда покупатель согласился принять товар, обремененный правами третьих лиц. Неисполнение продавцом этой обязанности дает покупателю право требовать уменьшения цены товара либо расторжения договора купли-продажи, если не будет доказано, что покупатель знал или должен был знать о правах третьих лиц на этот товар.
...
В деле нет доказательств, свидетельствующих о том, что переданное ООО "ТЭК-1" оборудование не соответствует требованиям нормативной документации, исключающей техническую возможность подачи природного газа и заключения договора поставки. Не представлено доказательств, что состав данного оборудования, на которое был установлен топливный режим, изменился, и это влечет изменение установленной мощности оборудования, увеличение потребления газа и переоформление топливного режима.
При таких обстоятельствах суды пришли к выводу, что Департамент, подтвердив в оспариваемом письме со ссылкой на пункт 2.5.7 Регламента ранее установленный для котельной топливный режим, действовал в рамках реализации возложенных на него полномочий и фактически признал право ООО "ТЭК-1" на использование природного газа в качестве топлива в установленном объеме. Наличие такого подтверждения, выданного уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот период порядком, в данном случае было достаточно для сторон при заключении договора поставки газа."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 сентября 2012 г. N Ф01-3539/12 по делу N А82-9518/2011
Хронология рассмотрения дела:
25.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7577/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7577/12
17.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3539/12
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7577/12
30.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7577/12
17.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-109/12
23.11.2011 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-9518/11