Резолютивная часть постановления объявлена 04.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.05.2012, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Протасовым Ю.В., по делу N А38-1804/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Племзавод "Семеновский" о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл и установил:
закрытое акционерное общество "Племзавод "Семеновский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл (далее - Территориальное управление), изложенного в письме от 13.03.2012 N 03-1015, об отказе в приватизации земельных участков: площадью 4 160 487 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140102:61, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в западной части кадастрового квартала; площадью 4 276 427 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140102:63, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в восточной части кадастрового квартала; площадью 6116 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140102:65, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-восточной части кадастрового квартала; площадью 3 455 620 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140103:7, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в северо-восточной части кадастрового квартала; площадью 868 260 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140103:11, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в западной части кадастрового квартала; площадью 51 115 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140104:55, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадью 84 071 квадратный метр с кадастровым номером 12:04:0140104:56, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадью 1 295 753 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140104:59, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадью 3 350 008 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140104:60, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в западной части кадастрового квартала; площадью 2858 квадратных метров, с кадастровым номером 12:04:0140106:23, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в юго-западной части кадастрового квартала; площадью 97 222 квадратных метра, с кадастровым номером 12:04:0950104:1, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в центральной части кадастрового квартала; площадью 27 508 квадратных метров с кадастровым номером 12:04:1360101:131, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, Медведевский район, в северной части кадастрового квартала, об обязании Территориального управления принять решение о предоставлении в собственность Обществу указанных земельных участков, подготовить проекты договоров купли-продажи земельных участков и направить их в адрес заявителя с предложением о заключении.
Решением суда от 22.05.2012 заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 решение суда оставлено без изменения.
Территориальное управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Территориальное управление не наделено полномочиями по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадь которых превышает один гектар; испрашиваемые земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0140103:7 и 12:04:0140103:11 относятся к заливным лугам и используются в целях выпаса скота и сенокошения, в связи с чем могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам только на праве аренды.
Кроме того, Территориальное управление считает, что суд апелляционной инстанции нарушил статью 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не приобщив к материалам дела дополнительные документы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество относится к сельскохозяйственной организации, основным видом экономической деятельности которой является производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции. Общество является правопреемником Госплемзавода "Семеновский", которому ранее было предоставлено право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком для сельскохозяйственного использования общей площадью 6079 гектаров, в том числе сельскохозяйственные угодья - 5672 гектара, прочие угодья - 407 гектаров. Указанный земельный участок имел кадастровый номер 12:04:0000000:123.
Впоследствии из указанного земельного участка по инициативе собственника - Территориального управления - сформирован земельный участок с кадастровым номером 12:04:0000000:252 площадью 60 788 753 квадратных метра, а затем - земельный участок с кадастровым номером 12:04:0000000:255 площадью 59 643 032 квадратных метра.
В соответствии с распоряжением Территориального управления от 09.11.2009 N 1087 "О разделении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 12:04:0000000:255 разделен на шестьдесят два земельных участка, в том числе на земельные участки с кадастровыми номерами 12:04:0140102:61, 12:04:0140102:63, 12:04:0140102:65, 12:04:0140103:7, 12:04:0140103:11, 12:04:0140104:55, 12:04:0140104:56, 12:04:0140104:59, 12:04:0140104:60, 12:04:0140106:23, 12:04:0950104:1 и 12:04:1360101:131, которые находятся в собственности Российской Федерации.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением от 07.10.2011 о приватизации данных земельных участков на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях получения поручения для заключения договоров купли-продажи земельных участков Территориальное управление направило в Росимущество комплекты документов Общества.
Письмом от 29.02.2012 N ПП-10/6067 Росимущество возвратило документы на доработку для представления дополнительных документов, а именно сведений о нахождении у заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования испрашиваемых земельных участков и порядке их образования из земельного участка площадью 6079 гектаров.
Письмом от 13.03.2012 N 03-1015 Территориальное управление отказало Обществу в приватизации земельных участков и возвратило документы для устранения замечаний, указанных в письме Росимущества от 29.02.2012 N ПП-10/6067.
Общество посчитало, что решение Территориального управления об отказе в приватизации земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частей 4 статьи 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29, пунктами 5 и 6 статьи 36, пунктом 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Территориального управления правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу земельных участков и удовлетворил заявленные требования.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приобретение сельскохозяйственными организациями, а также гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право их аренды или приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с правилами статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации независимо от того, для какой цели были предоставлены земельные участки.
В силу части 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (часть 6 статьи 36 Кодекса).
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правом на распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, наделено от имени государства Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
В пункте 4 названного положения указано, что на территории субъектов Российской Федерации Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом осуществляет свою деятельность через соответствующие территориальные управления и заключает в установленном законом порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пунктов 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Марий Эл, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Следовательно, суды обоснованно посчитали, что Территориальное управление наделено полномочиями и несет обязанности по рассмотрению заявления Общества о приобретении в собственность находящихся в собственности Российской Федерации земельных участков и принятию соответствующего решения, а также совершению иных действий, направленных на реализацию права Общества о приватизации земельных участков.
Как следует из материалов дела и установили суды, раздел земельного участка с кадастровым номером 12:04:0000000:255 на шестьдесят два земельных участка, в том числе на испрашиваемые земельные участки, произведен на основании распоряжения Территориального управления от 09.11.2009 N 1087 "О разделении земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации"; Общество вместе с заявками направило все документы, предусмотренные Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370, подтверждающие порядок образования испрашиваемых земельных участков, в том числе указанное распоряжение; согласно актам проверки использования земельных участков от 14.09.2011, составленным с участием специалистов Территориального управления и утвержденным его руководителем, спорные земельные участки используются Обществом по назначению.
Таким образом, Территориальное управление пришло к неправомерному выводу об отсутствии документов, удостоверяющих права Общества на испрашиваемые земельные участки и об обязанности их представления.
Ссылка заявителя жалобы на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, признается судом округа несостоятельной. Как обоснованно указал апелляционный суд, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки подлежали переоформлению по правилам, предусмотренным в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о приватизации земельных участков и ненаправления Обществу проектов договоров купли-продажи.
Довод Территориального управления о необоснованном отказе апелляционного суда в приобщении к материалам дела дополнительных документов отклоняется судом кассационной инстанции в связи с тем, что в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными. В рассматриваемом случае Общество не заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов и не указало уважительные причины невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 22.05.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2012 по делу N А38-1804/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на подпункт "ж" пункта 4.8 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Марий Эл, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, признается судом округа несостоятельной. Как обоснованно указал апелляционный суд, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны препятствовать реализации права лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок и проекта договора купли-продажи земельного участка с предложением о его заключении.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что испрашиваемые земельные участки подлежали переоформлению по правилам, предусмотренным в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно, у Территориального управления не имелось оснований для непринятия в установленный законом срок положительного решения о приватизации земельных участков и ненаправления Обществу проектов договоров купли-продажи."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2012 г. N Ф01-5487/12 по делу N А38-1804/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4100/13
25.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4100/13
04.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5487/12
19.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-1804/12
22.08.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3643/12
22.05.2012 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-1804/12