Резолютивная часть постановления объявлена 25.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.12.2012.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя от заявителя: Пузанова Д.В. (доверенность от 03.03.2012 N 33 АА 0356254),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Русина Игоря Николаевича на решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.06.2012, принятое судьей Андриановой Н.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Урлековым В.Н., по делу N А11-2546/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Русина Игоря Николаевича о признании незаконными действий Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира и установил:
индивидуальный предприниматель Русин Игорь Николаевич (далее - ИП Русин И.Н., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 27.02.2012 N 27-04-10/228 решения Управления архитектуры, строительства и земельных ресурсов администрации города Владимира (далее - уполномоченный орган, Управление) об отказе в выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции в районе улицы Луначарского в городе Владимире. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление в десятидневный срок с момента вступления в законную силу судебного решения выдать разрешение на строительство названной автозаправочной станции.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 01.10.2012 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, в которой просит отменить их.
Ссылаясь на статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заявитель считает, что выводы судов о правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. По его мнению, размещение АЗС на принадлежащем Предпринимателю земельном участке не представляет опасности для объекта культурного наследия, так как вся проектная документация прошла надлежащее согласование в уполномоченных органах. Представленные ИП Русиным И.Н. в Управление документы не содержат несоответствия градостроительным регламентам и режимам использования земель, установленным для данной территориальной зоны постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ охраны достопримечательного места регионального назначения "Исторический центр города Владимира".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направило, отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 24.01.2012 N 01/008/2012-330 Русину И.Н. принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 811 квадратных метров, кадастровый номер 33:22:032054:62, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка - двухэтажного жилого дома. Участок находится примерно в 72 метрах от ориентира по направлению на юго-восток. Почтовый адрес ориентира: город Владимир, улица Луначарского, дом 35.
ИП Русин И.Н. 21.02.2012 обратился в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции на земельном участке в районе улицы Луначарского в городе Владимире.
Письмом от 27.02.2012 N 27-04-10/221 уполномоченный орган отказал Предпринимателю в выдаче испрашиваемого разрешения.
Посчитав, что отказ Управления не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого решения уполномоченного органа незаконным.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.
Согласно пункту 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям.
В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Пунктом 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Одним из видов объектов являются достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 31.12.2010 N 1407 "Об утверждении границ охраны достопримечательного места регионального назначения "Исторический центр города Владимира" (далее - Постановление N 1407) утверждены границы зон охраны достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", режим использования земель и градостроительный регламент в границах зон.
Из пункта 4.2.2 раздела 4 приложения N 1 к постановлению N 1407 следует, что принадлежащий ИП Русину И.Н. на праве собственности земельный участок включен в зону охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира" (участок N 2) с режимом использования земель и градостроительным регламентом Р-10.
Подпунктом "б" пункта 4.2.2 раздела 4 приложения N 1 постановления N 1407 предусмотрено, что в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий в границах охраняемого природного ландшафта: запрещены сжигание сухих листьев и травы, разведение костров; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог.
Кроме того, режимом Р-10 установлено запрещение размещения экологически опасных источников загрязнения почвы, грунтовых и подземных вод, повреждения формы рельефа, распашки и разрушения склонов, предусмотрено сохранение и восстановление характерных параметров исторических ландшафтов - склоны оврагов, долины рек и ручьев, традиционное соотношение луговых участков и насаждений традиционных пород.
Аналогичные нормы содержатся в главе 22 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 (далее - Правила землепользования).
В решении об отказе в выдаче разрешения на строительство уполномоченный орган указывает на нахождение рассматриваемого земельного участка в зоне охраняемого природного ландшафта достопримечательного места регионального значения "Исторический центр города Владимира", в границах которого установлен режим использования земель Р-10 и запрет градостроительным регламентом движения и стоянки механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог.
Согласно Градостроительному плану рассматриваемого земельного участка N RU 33301000-0000000000001650, утвержденному постановлением главы администрации города Владимира от 24.03.2011 N 979, градостроительный регламент на обозначенный земельный участок не распространяется; использование земельного участка должно осуществляться в соответствии с режимом использования земель и градостроительным регламентом в границах охраняемого природного ландшафта (Р-10), установленного постановлением N 1407 и с учетом заключения археологической службы.
Оценив установленные обстоятельства и представленные доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что размещение на обозначенном земельном участке автозаправочной станции приведет к нарушению положений подпункта "б" пункта 4.2.2 раздела 4 приложения N 1 постановления N 1407 и Правил землепользования, поскольку функционирование автозаправочной станции связано с движением и стоянкой механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог. Строительство автозаправочной станции предусматривает проведение земляных работ, которые могут нарушить характерные параметры исторического ландшафта.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что отказ уполномоченного органа Предпринимателю в выдаче разрешения на строительство автозаправочной станции в районе улицы Луначарского в городе Владимире не нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обоснованно отказали последнему в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Кассационная жалоба Предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 29.06.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2012 по делу N А11-2546/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Русина Игоря Николаевича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на индивидуального предпринимателя Русина Игоря Николаевича.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом "б" пункта 4.2.2 раздела 4 приложения N 1 постановления N 1407 предусмотрено, что в целях обеспечения пожарной безопасности охраняемого природного ландшафта и его защиты от динамических воздействий в границах охраняемого природного ландшафта: запрещены сжигание сухих листьев и травы, разведение костров; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием природно-ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог.
Кроме того, режимом Р-10 установлено запрещение размещения экологически опасных источников загрязнения почвы, грунтовых и подземных вод, повреждения формы рельефа, распашки и разрушения склонов, предусмотрено сохранение и восстановление характерных параметров исторических ландшафтов - склоны оврагов, долины рек и ручьев, традиционное соотношение луговых участков и насаждений традиционных пород.
Аналогичные нормы содержатся в главе 22 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Владимир, утвержденных решением Совета народных депутатов города Владимира от 31.10.2011 N 183 (далее - Правила землепользования).
...
Оценив установленные обстоятельства и представленные доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что размещение на обозначенном земельном участке автозаправочной станции приведет к нарушению положений подпункта "б" пункта 4.2.2 раздела 4 приложения N 1 постановления N 1407 и Правил землепользования, поскольку функционирование автозаправочной станции связано с движением и стоянкой механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием ландшафтной территории, осуществляемых вне дорог. Строительство автозаправочной станции предусматривает проведение земляных работ, которые могут нарушить характерные параметры исторического ландшафта."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 декабря 2012 г. N Ф01-5931/12 по делу N А11-2546/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2157/13
19.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2157/13
28.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5931/12
01.10.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4159/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2546/12