Резолютивная часть постановления объявлена 15.01.2013.
Текст постановления в полном объеме изготовлен 21.01.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Самуйлова С.В.
при участии представителей от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья": Киселева Е.Ю., доверенность от 27.12.2012, от открытого акционерного общества "АтомЭнергоСбыт": Капустина О.А., доверенность от 23.01.2012,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.04.2012, принятое судьей Ушаковой Е.П., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012, принятое судьями Логиновой О.А., Малышкиной Е.Л., Соловьевой М.В., по делу N А11-11539/2011 по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" к открытому акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" о взыскании задолженности и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" в лице филиала "Владимирэнерго" (далее - ОАО "МРСК", сетевая компания) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к открытому акционерному обществу "АтомЭнергоСбыт" (далее - ОАО "АтомЭнергоСбыт", сбытовая компания) о взыскании 3 891 294 рублей 43 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии, оказанные в августе 2011 года по договору от 30.07.2010 N 0710-58, и 62 422 рублей 85 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования основаны на статьях 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком условий договора оказания услуг по передаче электроэнергии от 30.07.2010 N 0710-58. Стоимость услуг по передаче электроэнергии истец рассчитал по двухставочному тарифу в соответствии с пунктом 6.5 договора.
Руководствуясь статьями 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 64 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), положениями заключенного сторонами договора от 30.07.2010 N 0710-58, а также частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции решением от 16.04.2012 удовлетворил заявленные требования частично, взыскав с ответчика в пользу истца 3 891 294 рубля 43 копейки долга и 60 531 рубль 25 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.09.2012 оставил решение от 16.04.2012 без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ОАО "АтомЭнергоСбыт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 16.04.2012 и постановление от 11.09.2012 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы не согласен с выводом судов о правомерности произведенного сетевой организацией расчета услуг по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу; полагает, что в данном случае подлежит применению одноставочный тариф, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 N 1242 в пункт 64 Основ ценообразования были внесены изменения, в соответствии с которыми сбытовой компании предоставлено право самостоятельно выбрать вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. Тарифы на 2011 год установлены постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4. ОАО "АтомЭнергоСбыт" воспользовалось предоставленным ему правом выбора тарифа, письменно уведомив сетевую компанию о выборе одноставочного тарифа. Изменения, внесенные в пункт 64 Основ ценообразования, вступили в силу с 24.03.2011, поэтому ранее этой даты ответчик не мог воспользоваться правом выбора варианта тарифа.
По мнению заявителя, он вправе выбрать вариант тарифа на расчетный период регулирования (календарный год) не только в первые месяцы календарного года, но и позднее, если регулирующий орган в течение календарного года установил новые величины тарифов. Возникновение этого права поставлено законодателем в зависимость исключительно от даты принятия решения об установлении тарифа, а не от времени (месяца) года.
Кроме того, заявитель оспаривает вывод суда первой инстанции о преюдициальном значении судебных актов по делу N А11-4264/2011 Арбитражного суда Владимирской области.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО "МРСК" (исполнитель) и ОАО "АтомЭнергоСбыт" (заказчик) заключили договор от 30.07.2010 N 0710-58, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии, а заказчик - оплатить стоимость оказанных исполнителем услуг в установленном в договоре порядке.
В разделе 6 договора стороны предусмотрели расчетный период для оплаты оказанных услуг, который составляет один календарный месяц. Оплата производится на основании актов об оказании услуг по выставленному счету в согласованном порядке и сроки. Стоимость услуг по передаче электроэнергии (мощности) определяется по формуле с использованием величин заявленной мощности по двухставочному тарифу, включающему в себя оплату по ставке на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения, установленной органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для потребителей (котловой тариф на содержание сети), и по ставке на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях соответствующего уровня напряжения, установленной органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для потребителей (котловой тариф на оплату технологического расхода).
Изменение департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области тарифов в период действия договора не требует внесения изменений в договор, а измененный тариф вводится в действие со дня его установления (пункт 6.9 договора).
Договор вступил в силу с 01.01.2011 (пункт 8.1 договора).
Постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области 31.12.2010 N 52/4 с 01.01.2011 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области. Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Владимирской области на 2011 год применяются в расчетах между филиалом "Владимирэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья" и гарантирующими поставщиками, а также энергосбытовыми организациями Владимирской области. Кроме одноставочного и двухставочного тарифов отдельно утвержден тариф для категорий потребителей "население" и "потребители, приравненные к населению".
Постановлением от 27.12.2010 N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" (далее - Постановление N 1172) Правительство Российской Федерации обязало органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 01.01.2011 пересмотреть установленные на 2011 год тарифы на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, исходя из увеличения среднего по субъекту Российской Федерации одноставочного тарифа на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, не более чем на 15 процентов. Правительство Российской Федерации предоставило право распространить действие решений о снижении тарифов на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (пункт 9 Постановления N 1172, опубликованного 04.04.2011).
Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области постановлением от 23.06.2011 N 31/4 "О внесении изменений в постановление департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.12.2010 N 50/35 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области" изменил установленные для истца тарифы на передачу электрической энергии в сторону уменьшения по всем позициям.
В августе 2011 года истец оказал ответчику услуги по передаче электроэнергии, выставив на оплату оказанных услуг счет-фактуру от 31.08.2011 N 01/4787 на сумму 7 101 988 рублей 86 копеек. Истец рассчитал стоимость услуг по двухставочному тарифу, согласованному в договоре, поскольку ответчик в установленный срок не уведомил истца о выбранном им варианте тарифа на 2011 год.
Ответчик пересчитал стоимость оказанных услуг, исходя из одноставочного тарифа, так как письмом от 04.07.2011 N 100-18/1063 он уведомил истца о выборе такого варианта тарифа. В расчете истец применил величину тарифа, установленную постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4. Сетевая организация не согласилась с доводами ответчика, указав на недопустимость изменения в одностороннем порядке варианта тарифа в середине периода регулирования.
Неисполнение сбытовой организацией обязанности по оплате оказанных в августе 2011 года услуг по передаче электроэнергии в полном объеме послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
Спор между сторонами сводится к правомерности применения в расчетах одноставочного либо двухставочного тарифа.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Исходя из статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется на основе договора возмездного оказания услуг.
В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (статья 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Из пункта 2 статьи 23, пунктов 1 и 4 статьи 23.1, статьи 24 Закона об электроэнергетике следует, что цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети и по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике устанавливаются в Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В пункте 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), предусмотрено, что тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, с учетом пункта 42 Правил N 861.
По общему правилу тарифы вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее одного года (пункт 6 Основ ценообразования).
В пункте 64 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей с 24.03.2011) установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на один киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
Для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) самостоятельно выбирают вариант тарифа на очередной календарный год путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. Выбранный вариант тарифа применяется для расчетов за услуги по передаче электрической энергии с даты введения в действие тарифов.
При отсутствии указанного уведомления расчеты за услуги по передаче электрической энергии, если иное не установлено по соглашению сторон, производятся по варианту тарифа, применявшемуся в предшествующий расчетный период регулирования. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не установлено по соглашению сторон.
Таким образом, по общим правилам тарифное решение принимается до начала периода тарифного регулирования. Тарифы устанавливаются с начала периода регулирования (календарного года) на срок не менее одного года. Потребитель услуг по передаче электроэнергии вправе выбирать вариант тарифа на очередной календарный год, то есть на предстоящий период.
Выбор сбытовой компанией варианта тарифа относится к ее предпринимательскому риску. В начале периода тарифного регулирования экономический риск сбытовой компании максимален и связан с реализацией прогноза энергопотребления: чем больше совпадает прогноз сбытовой компании с реальным энергопотреблением, тем выше ее прибыль. По мере течения периода регулирования реальное энергопотребление становится очевидным и к концу этого периода риск сбытовой компании сводится к нулю. С другой стороны определенность с вариантом тарифа в начале периода регулирования позволяет сетевой компании планировать и осуществлять свою деятельность для достижения экономического эффекта, предполагаемого при принятии тарифно-балансового решения. Такое положение ведет к балансу экономических интересов сетевой и сбытовой компаний, и пункт 64 Основ ценообразования направлен на поддержание этого баланса.
Окружной суд учел и тот факт, что постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4 с начала 2011 года фактически понижены ставки тарифов по всем позициям, в том числе по двухставочному тарифу (причем в относительных величинах больше, чем по одноставочному). Следовательно, экономические интересы ответчика не нарушены. В данном споре сбытовая компания по существу пыталась исправить свой экономический просчет.
Вопреки доводам заявителя, сбытовая компания имела возможность в начале календарного года выбрать вариант тарифа, что и сделала при заключении договора.
Аргумент ответчика о том, что постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4 был установлен новый тариф на 2011 год, а не внесены изменения в тариф, утвержденный постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4, противоречит содержанию постановления от 23.06.2011 N 31/4, которое не оспорено заявителем в установленном законом порядке.
Иные доводы заявителя не влияют на правильность принятых судебных актов и не являются основанием для их изменения или отмены.
Таким образом, сетевая компания обоснованно применила в расчетах с ответчиком двухставочный тариф.
Судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не выявлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 16.04.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 по делу N А11-11539/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Чих |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 64 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей с 24.03.2011) установлено, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении гарантирующих поставщиков (энергосбытовых, энергоснабжающих организаций) устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный тариф в виде ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях, и ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей; одноставочный тариф в расчете на один киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях.
...
Окружной суд учел и тот факт, что постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4 с начала 2011 года фактически понижены ставки тарифов по всем позициям, в том числе по двухставочному тарифу (причем в относительных величинах больше, чем по одноставочному). Следовательно, экономические интересы ответчика не нарушены. В данном споре сбытовая компания по существу пыталась исправить свой экономический просчет.
...
Аргумент ответчика о том, что постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4 был установлен новый тариф на 2011 год, а не внесены изменения в тариф, утвержденный постановлением департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 23.06.2011 N 31/4, противоречит содержанию постановления от 23.06.2011 N 31/4, которое не оспорено заявителем в установленном законом порядке."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 января 2013 г. N Ф01-6103/12 по делу N А11-11539/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3777/13
19.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3777/13
21.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-6103/12
11.09.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2789/12
16.04.2012 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-11539/11