Резолютивная часть постановления объявлена 09.04.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.04.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии представителей от заинтересованного лица: Полянской М.М. (доверенность от 11.03.2013 N 24), Южалина Д.Ю. (доверенность от 08.04.2013 N 25),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2012, принятое судьей Ивановым А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012, принятое судьями Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., Белышковой М.Б., по делу N А43-14878/2012 по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Талион" 41 056 рублей 28 копеек платы за негативное воздействие на окружающую природную среду и установил:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент, Росприроднадзор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "Талион" (далее - ООО ТД "Талион", Общество) 41 056 рублей 28 копеек недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и удовлетворить заявленное требование.
Ссылаясь на статьи 6, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статью 21 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статью 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", приказ Министерства природопользования Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", приказ Росприроднадзора от 22.02.2012 N 64 "О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов", Департамент считает, что он правомерно доначислил Обществу спорную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку согласно приказу Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды" для отнесения отходов к 5-му классу опасности необходимо его подтверждение экспериментальным методом, а при его отсутствии отходы подлежат отнесению к 4-му классу опасности.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Департамента, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Департамент провел проверку представленного Обществом расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4-й квартал 2011 года, согласно которому общая сумма платы составила 3186 рублей 01 копейка, в том числе: плата за размещение отходов 4-го класса опасности - 1050 рублей 81 копейка, 5-го класса опасности - 2135 рублей 20 копеек.
По результатам проверки указанного расчета Департамент доначислил Обществу плату за указанный период в сумме 41 056 рублей 28 копеек и направил в его адрес требование от 15.02.2012 N 01-15/1112 об уплате задолженности.
Ввиду неисполнения в установленный срок требования в добровольном порядке Департамент обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 41 056 рублей 28 копеек недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Руководствуясь частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктами 8, 9, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", статьями 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", приказом Министерства природопользования Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды", приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду", Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для доначисления Обществу спорной суммы платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду данный Закон относит, в том числе размещение отходов производства и потребления.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 Закона N 7-ФЗ являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности Общества является оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения, а именно: вентиляционным оборудованием и бытовыми кондиционерами со склада. В процессе деятельности Общества образуются отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный от жизнедеятельности работников (соответствует коду ФККО 912 004 00 01 00 4) и мусор от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (соответствует коду ФККО 912 011 000 100 5).
Согласно отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2011 год все образующиеся в процессе деятельности отходы Общество передает на захоронение ООО "Чистый мир" по договору от 01.09.2011 N 106-м.
Самостоятельно произведя расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду за 4-й квартал 2011 года, Общество отразило плату за размещение отходов 4-го класса в сумме 1050 рублей 81 копейки, 5-го класса опасности - 2135 рублей 20 копеек. Платежным поручением от 19.01.2012 N 19 Общество перечислило плату за негативное воздействие в общей сумме 3186 рублей 01 копейка.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Дополнительно вменяя Обществу обязанность по внесению платы в сумме 41 056 рублей 28 копеек по такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, Департамент не представил доказательств того, что Общество занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы относительно порядка применения приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды" не имеют значения для рассмотрения данного спора.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Департаменту в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.09.2012 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 по делу N А43-14878/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приволжскому федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили и материалами дела подтверждается, что основным видом деятельности Общества является оптовая торговля прочими машинами, приборами, оборудованием общепромышленного и специального назначения, а именно: вентиляционным оборудованием и бытовыми кондиционерами со склада. В процессе деятельности Общества образуются отходы: мусор от бытовых помещений организаций несортированный от жизнедеятельности работников (соответствует коду ФККО 912 004 00 01 00 4) и мусор от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (соответствует коду ФККО 912 011 000 100 5).
...
Дополнительно вменяя Обществу обязанность по внесению платы в сумме 41 056 рублей 28 копеек по такому виду негативного воздействия на окружающую среду, как размещение отходов производства и потребления, Департамент не представил доказательств того, что Общество занималось размещением отходов производства и потребления в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
При таких обстоятельствах доводы заявителя жалобы относительно порядка применения приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды" не имеют значения для рассмотрения данного спора."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф01-7967/13 по делу N А43-14878/2012