Нижний Новгород |
|
04 июня 2013 г. |
Дело N А29-309/2010 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ногтевой В.А.,
судей Самуйлова С.В., Синякиной Т.В.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
администрации муниципального образования городского округа "Ухта"
на определение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2012,
принятое судьей Шершуновым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013,
принятое судьями Дьяконовой Т.М., Пуртовой Т.Е., Сандаловым В.Г.,
по делу N А29-309/2010
по заявлению конкурсного управляющего открытого акционерного общества
"Завод строительных металлоконструкций" Амона Эдуарда Леонидовича
о понуждении администрации муниципального образования городского округа "Ухта" принять имущество должника
и у с т а н о в и л :
конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Завод строительных металлоконструкций" (далее - ОАО "Завод строительных металлоконструкций) Амон Эдуард Леонидович обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о понуждении администрации муниципального образования городского округа "Ухта" (далее - Администрация) принять имущество должника.
Определением от 13.12.2012, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013, суд удовлетворил заявление.
Суд руководствовался статьей 148 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и исходил из того, что на орган местного самоуправления возложена обязанность принять не реализованное в ходе конкурсного производства имущество должника.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить определение от 13.12.2012 и постановление от 08.02.2013.
По мнению заявителя жалобы, оспариваемые судебные акты приняты с нарушением абзаца 2 пункта 1 статьи 148 Закона о банкротстве, статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Очистные сооружения, находящиеся в собственности ОАО "Завод строительных металлоконструкций" и предложенные для передачи муниципалитету, не предназначены для обслуживания населения муниципального образования "Городской округ "Ухта". Оборудование используется лишь промышленными предприятиями и не участвует в оказании услуг населению, социально значимым объектам (школам, детским садам, объектам здравоохранения). Это имущество не может находиться в муниципальной собственности и подлежит передаче в собственность Российской Федерации.
Законность определения Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2012 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А29-309/2010 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Республики Коми решением от 11.10.2010 признал ОАО "Завод строительных металлоконструкций" несостоятельным и открыл в отношении его имущества конкурсное производство; утвердил конкурсным управляющим Амона Э.Л. В ходе конкурсного производства не были реализованы принадлежащие должнику канализационно-очистительные сооружения (далее - КОС). Собрание кредиторов 04.07.2012 обязало конкурсного управляющего предложить кредиторам принять КОС по цене последней реализации в счет погашения требований. В случае отказа кредиторов от принятия имущества, а также при отсутствии заявок от кредиторов в течение десяти дней с даты получения уведомления, при отсутствии заявлений учредителей должника о правах на указанное имущество, конкурсный управляющий должен в течение пяти дней направить подписанный акт о передаче имущества в орган местного самоуправления по месту нахождения имущества.
Кредиторы и учредители ОАО "Завод строительный металлоконструкций" не изъявили желания принять оставшееся имущество, а потому конкурсный управляющий направил Администрации письмо от 15.10.20012 N 116 с требованием о передаче в муниципальную собственность КОС, хлораторной и сопутствующего им оборудования, приложив к письму акт приема-передачи.
Администрация в письме от 29.10.2012 отказалась принять указанное имущество, сославшись на статью 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". КОС используется для нужд промышленного предприятия и не участвует в оказании услуг населению, социальным объектам (школам, детским садикам, объектам здравоохранения и т.д.). Объект хлораторной по классификации относится к химически опасным производственным объектам, его эксплуатация возможна только при наличии соответствующей лицензии.
Предметом заявления конкурсного управляющего явилось требование об обязании Администрации принять КОС. При этом конкурсный управляющий просил принять здание хлораторной без емкостей с хлором, в отношении которых собранием кредиторов принято решение об утилизации. Конкурсный управляющий пояснил, что технология очистки давно изменилась и хлор в производственном процессе не используется.
В соответствии со статьей 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
Имущество, которое в силу закона не может принадлежать кредиторам или органам местного самоуправления, подлежит передаче в федеральную собственность (пункт 1).
Не позднее чем через тридцать дней с даты получения соответствующего акта о передаче имущества должника органы местного самоуправления или в предусмотренных пунктом 1 данной статьи случаях федеральный орган исполнительной власти принимают указанное имущество и несут все расходы на его содержание (пункт 2).
При отказе или уклонении органа местного самоуправления либо в предусмотренных пунктом 1 данной статьи случаях федерального органа исполнительной власти от принятия имущества конкурсный управляющий обязан обратиться в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, с заявлением о понуждении соответствующего органа местного самоуправления или федерального органа исполнительной власти к принятию указанного имущества (пункт 3).
Администрация не представила доказательств того, что КОС относятся к имуществу, которое в силу закона не может принадлежать органам местного самоуправления.
КОС обеспечивают приемку и очистку сточных вод от юридических лиц (ООО "Калина-97", ООО "Техносервис", ООО ГСИ "Ухтанефтехиммонтаж"). Согласно письмам Минприроды Республики Коми от 26.11.2011, Ухтинского городского комитета по охране окружающей среды от 17.10.2011 прекращение деятельности КОС нанесет вред окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
При этих обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявление конкурсного управляющего и обязали Администрацию принять нереализованное в ходе конкурсного производства имущество должника.
Довод заявителя жалобы о том, что спорное имущество подлежит передаче в собственность Российской Федерации, не основан на нормах права.
Обжалованные судебные акты приняты при правильном применении норм права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2012 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.02.2013 по делу N А29-309/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Ухта" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.А. Ногтева |
Судьи |
С.В. Самуйлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Администрация в письме от 29.10.2012 отказалась принять указанное имущество, сославшись на статью 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". КОС используется для нужд промышленного предприятия и не участвует в оказании услуг населению, социальным объектам (школам, детским садикам, объектам здравоохранения и т.д.). Объект хлораторной по классификации относится к химически опасным производственным объектам, его эксплуатация возможна только при наличии соответствующей лицензии.
...
В соответствии со статьей 148 Закона о банкротстве при отказе кредиторов от принятия имущества для погашения своих требований, которое предлагалось к продаже, но не было продано в ходе конкурсного производства, и при отсутствии заявлений собственника имущества должника - унитарного предприятия, учредителей (участников) должника о правах на указанное имущество конкурсный управляющий направляет подписанный им акт о передаче указанного имущества должника в органы местного самоуправления по месту нахождения имущества должника или в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
...
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июня 2013 г. N Ф01-9065/13 по делу N А29-309/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-309/10
11.12.2014 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-309/10
19.11.2014 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1844/12
17.09.2014 Определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4434/14
26.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2379/14
07.03.2014 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-11641/13
04.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9065/13
31.05.2013 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-3233/13
31.05.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-309/10
08.02.2013 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-675/13
07.02.2013 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-309/10
18.04.2012 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1844/12
13.02.2012 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7542/11
28.09.2011 Определение Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-5625/11