Нижний Новгород |
|
07 октября 2013 г. |
Дело N А79-9644/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2013.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
(Росприроднадзора) по Чувашской Республике и
закрытого акционерного общества "Чувашское"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013,
принятое судьей Бойко О.И., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013,
принятое судьями Гущиной А.М., Кирилловой М.Н., Москвичевой Т.В.,
по делу N А79-9644/2012
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике
к закрытому акционерному обществу "Чувашское"
(ИНН: 2116476071, ОГРН: 1062135016712)
о взыскании 288 058 рублей 92 копеек
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с закрытого акционерного общества "Чувашское" (далее -ЗАО "Чувашское", Общество) 288 058 рублей 92 копеек задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 3-4 кварталы 2010 года, 1-4 кварталы 2011 года и 1 квартал 2012 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение N 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" (далее - ФКУ "ЛИУ N 7"), федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике" (далее - ФКУ "СИЗО N 2"), федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Министерства внутренних дел по Чувашской Республике" (ранее - Отдел вневедомственной охраны ОМВД по Чебоксарскому району Чувашской Республики) (далее - ФГКУ "УВО МВД по ЧР") и общество с ограниченной ответственностью "Забота" (далее - ООО "Забота").
Решением суда от 24.01.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 06.05.2013 указанное решение отменено в части взыскания с ЗАО "Чувашское" задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период с третьего квартала 2010 года по первый квартал 2012 года в сумме 230 461 рубля 33 копеек. Управлению отказано в удовлетворении требования в указанной части. В остальной части решение суда первой инстанции отставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление и ЗАО "Чувашское" обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.
Управление считает, что суд апелляционной инстанции неправомерно отказал во взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сумма которой определена с учетом применения пятикратного повышающего коэффициента, поскольку со стороны последнего допущено злоупотребление правом, а именно: ЗАО "Чувашское" не обратилось в уполномоченный орган с заявлением об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Общество полагает, что взыскание с него задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 57 597 рублей 59 копеек неправомерно, поскольку некоторыми договорами обязанность по внесению такой платы возложена на собственников отходов, то есть тех организаций, в результате хозяйственной деятельности которых образуются такие отходы.
Подробно доводы Управления и Общества изложены в кассационных жалобах.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы Управления было отложено до 23.09.2013.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 30.09.2013.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является удаление и обработка твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
ЗАО "Чувашское" имеет лицензию от 08.12.2008 N ОТ-44-000528 на осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов по адресам: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Ильбеши, свалка ТБО; п. Кугеси, ул. Механизаторов, д. 13, сроком действия до 08.12.2013.
Управление 13.07.2012 направило ЗАО "Чувашское" требование об уплате задолженности в размере 288 058 рублей 92 копеек со сроком исполнения до 26.07.2012. Данная задолженность образовалась из-за неперечисления в бюджет платы в связи с деятельностью по размещению отходов, полученных Обществом от ФКУ "ЛИУ-7", ФКУ "СИЗО N 2" и ФГКУ "УВО МВД по ЧР".
Указанное требование Общество не исполнило, что послужило основанием для обращения Управления в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 3, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьями 1, 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу об обоснованности произведенного Управлением начисления Обществу платы за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Апелляционный суд дополнительно руководствовался постановлением Конституционный суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П (далее - постановление N 5-П) и пришел к выводу о неправомерном применении Управлением пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду в связи с отсутствием доказательств злоупотреблений со стороны Общества, связанных с определением лимитов на размещение отходов.
Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для их удовлетворения.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
Субъектами внесения соответствующей платы в силу статьи 3 названного закона являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Срок внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлен приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, согласно которому данные платежи подлежат уплате по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон N 89-ФЗ определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона N 89-ФЗ устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Суды установили, что Общество в 3, 4 кварталах 2010 года, 1-4 кварталах 2011 года, 1 квартале 2012 года осуществляло специализированную предпринимательскую деятельность по сбору и размещению ТБО, полученных от ФКУ "ЛИУ-7", ФКУ "СИЗО N 2" и ФГКУ "УВО МВД по ЧР", в результате которой оказывалось негативное воздействие на окружающую среду.
ФКУ "ЛИУ-7", ФКУ "СИЗО N 2" и ФГКУ "УВО МВД по ЧР" не осуществляли самостоятельную деятельность по размещению отходов.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Довод Общества о том, что частью договоров обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на собственников отходов, то есть тех организаций, в результате хозяйственной деятельности которых образовались отходы, отклоняется судом округа, поскольку доказательств фактического внесения такой платы контрагентами Общества материалы дела не содержат.
Конституционный суд Российской Федерации в постановлении N 5-П пришел к выводу о том, что в условиях имеющей место неопределенности правового регулирования применение пятикратного повышающего коэффициента за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления при установлении облагаемой базы платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, в нарушение статей 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58 Конституции Российской Федерации превращает данный публично-правовой платеж из компенсационного экологического платежа в инструмент чрезмерного ограничения права на свободное использование своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и права собственности.
В связи с чем Конституционный суд Российской Федерации постановил, что до внесения в правовое регулирование необходимых изменений пятикратный повышающий коэффициент при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду не должен применяться к специализированной организации, осуществляющей деятельность по размещению отходов, которые образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, если с ее стороны не было допущено злоупотреблений, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
Суд апелляционной инстанции установил, что в материалах дела отсутствуют доказательства злоупотреблений со стороны Общества, связанных с определением соответствующих лимитов на размещение отходов.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно взыскали с Общества задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в общей сумме 57 597 рублей 59 копеек, признав в рассмотренном случае необоснованным применение Управлением пятикратного повышающего коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы Общества, подлежат отнесению на ее заявителя.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе Управления не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.01.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2013 по делу N А79-9644/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике и закрытого акционерного общества "Чувашское" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы закрытого акционерного общества "Чувашское", отнести на закрытое акционерное общество "Чувашское".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 октября 2013 г. N Ф01-10750/13 по делу N А79-9644/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-10750/13
06.05.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1334/13
22.04.2013 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9644/12
24.01.2013 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-9644/12