Нижний Новгород |
|
19 марта 2014 г. |
Дело N А39-2432/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.03.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Башевой Н.Ю., Чигракова А.И.
при участии представителя
от заявителя: Тураевой Е.И. (доверенность от 01.08.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Связьстрой-4" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.08.2013, принятое судьей Артамоновой Л.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В., по делу N А39-2432/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Связьстрой-4"
о признании незаконным и отмене постановления заместителя главного государственного инспектора городского округа Саранск Республики Мордовия по пожарному надзору от 07.05.2013 N 150
о привлечении к административной ответственности
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Связьстрой-4" (далее - ОАО "Связьстрой-4", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Отделу надзорной деятельности городского округа Саранск управления надзорной деятельности Главного управления Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации по Республике Мордовия (далее - Отдел, ОНД городского округа Саранск) о признании незаконным и отмене постановления от 07.05.2013 N 150 о привлечении к административной ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.08.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 05.11.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
По мнению заявителя, суды неправильно истолковали Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятые и введенные в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"). ОАО "Связьстрой-4" указывает, что действующий ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" (утвержден Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст, далее - ГОСТ Р 12.2.143-2009) носит рекомендательный характер и его применение не является обязательным. Общество полагает, что вмененное ему правонарушение следует квалифицировать в качестве малозначительного.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Отдел в отзыве не согласился с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направил. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Мордовия и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора города Саранска по пожарному надзору от 29.03.2013 N 202 с 17.04.2013 по 24.04.2013 проведена плановая выездная проверка в помещениях гостиницы и учебного центра Общества, расположенных по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица 1-я Промышленная, дом 47, в присутствии представителя общества - директора учебного центра Беднова А.Н. по вопросу исполнения Обществом законодательства о пожарной безопасности.
По результатам проверки составлен акт проверки от 24.04.2013 N 202, в котором зафиксировано, что ОАО "Связьстрой-4" при эксплуатации указанного объекта нарушило требования Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", а также СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", ГОСТ Р 12.2.143-2009, в том числе:
- помещения гостиницы (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.2) на втором этаже здания не разделены от административных помещений общества с ограниченной ответственностью "ПМК-408" (класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3.) противопожарными преградами (не установлена противопожарная дверь) (пунктов 7.4, 5.14* таблица 1, таблица 2* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
- на двери в лестничной клетке первого этажа отсутствует приспособление для самозакрывания и уплотнения в притворах (пункт 6.18* СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений");
- планы эвакуации и знаки пожарной безопасности выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 (пункт 4.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009).
Государственный инспектор городского округа Саранск по пожарному надзору составил протоколы об административных правонарушениях от 24.04.2013 N 150, 151, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
По материалам проверки заместитель главного государственного инспектора города Саранска по пожарному надзору вынес постановление от 07.05.2013 N 150 о привлечении ОАО "Связьстрой-4" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП, в виде взыскания штрафа в сумме 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Руководствуясь частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП, статьями 1, 37, частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), пунктом 3 статьи 4, статьей 134 Закона N 123-ФЗ, ГОСТом Р 12.2.143-2009, СНиПом 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП не установил.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Законом N 69-ФЗ и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона N 69-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В части 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Как следует из материалов дела и установили суды, ОАО "Связьстрой-4", принадлежат помещения, расположенные по адресу: Республика Мордовия, город Саранск, улица 1-ая Промышленная, дом 47, на основании договора субаренды недвижимого имущества от 01.12.2012N 159, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "Связьстройком".
В силу пункта 3.3.9 договора субаренды недвижимого имущества ОАО "Связьстрой-4" обязано соблюдать противопожарные, технические, санитарные и иные нормативные требования, предъявляемые к пользованию имуществом.
В силу пункта 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
Противопожарные преграды в зависимости от огнестойкости их ограждающей части подразделяются на типы согласно таблице 1, заполнения проемов в противопожарных преградах, противопожарные двери, ворота, люки, клапаны, окна, занавесы - таблице 2, тамбур-шлюзы, предусматриваемые в проемах противопожарных преград, - таблице 3 (пункт 5.14 СНиП 21-01-97"Пожарная безопасность зданий и сооружений").
Согласно пункту 5.21 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" здания и части зданий - помещения или группы помещений, функционально связанных между собой, по функциональной пожарной опасности подразделяются на классы в зависимости от способа их использования и от того, в какой мере безопасность людей в них в случае возникновения пожара находится под угрозой, с учетом их возраста, физического состояния, возможности пребывания в состоянии сна, вида основного функционального контингента и его количества. Гостиницы отнесены к классу Ф1.2.
Суды установили, что в нарушение пунктов 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" помещения гостиницы Общества (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2) на втором этаже здания не разделены от административных помещений общества с ограниченной ответственностью "ПМК-408" (класс функциональной пожарной опасности Ф4.3.).
Довод Общества о том, что ОНД городского округа Саранск не исследовались помещения ОАО "Связьстрой-4" и общества с ограниченной ответственностью "ПМК-408", разделенные дверью, не принят судом во внимание, поскольку не подтвержден материалами дела.
В силу пункта 4.2.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 фотолюминесцентные эвакуационные системы проектируют как автономную, самостоятельную систему эвакуации, обеспечивающую уменьшение времени эвакуации и информирование о структуре путей эвакуации в целях организации управления движением людей по эвакуационным путям для зданий, сооружений, а также их отдельных частей.
Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и является основанием для воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах, в соответствии с местом нахождения на указанном плане.
Судами установлено, что планы эвакуации и знаки пожарной безопасности выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Факт нарушений указанных требований в области пожарной безопасности судами установлен и подтвержден материалами дела.
С учетом изложенного суды обоснованно признали оспариваемое постановление законным и не нарушающим права и законные интересы Общества.
Довод ОАО "Связьстрой-4" о малозначительности совершенного административного правонарушения отклоняется судом кассационной инстанции в силу следующего.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценка вывода арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, суды пришли к выводу о том, что совершенное Обществом правонарушение создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оснований для признания его малозначительным не имелось.
Вывод судов о невозможности применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ сделан с учетом названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и абзаца 4 пункта 18.1 указанного постановления переоценке судом кассационной инстанции не подлежит.
Ссылка Общества на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2012 по делу N А29-7603/2011 отклоняется судом, так как выводы судом сделаны с учетом обстоятельств конкретного дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Мордовия и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 14.08.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 по делу N А39-2432/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Связьстрой-4" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Связьстрой-4" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 26.12.2013 N 9329.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009 планы эвакуации разрабатываются организацией, имеющей специальное разрешение на осуществление данной деятельности, утверждаются руководителем организации и является основанием для воспроизведения в фотолюминесцентном исполнении. Планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении вывешиваются на видных местах, в соответствии с местом нахождения на указанном плане.
Судами установлено, что планы эвакуации и знаки пожарной безопасности выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009.
...
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
...
Ссылка Общества на постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.08.2012 по делу N А29-7603/2011 отклоняется судом, так как выводы судом сделаны с учетом обстоятельств конкретного дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 марта 2014 г. N Ф01-274/14 по делу N А39-2432/2013