Нижний Новгород |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А39-5272/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.04.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.04.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителя
ООО "Теплотехник": Волковой М.Г. (доверенность от 08.04.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис-С" Ерошкина Ю.В.
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2013,
принятое судьей Цыгановой Г.А., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013,
принятое судьями Кирилловой М.Н., Гущиной А.М., Москвичевой Т.В.,
по делу N А39-5272/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис-С"
(ИНН: 1327005866; ОГРН: 108132700215)
о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска
и у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис" (далее - ООО "Газтеплосервис-С", Банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саранска (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании недействительной записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), о прекращении деятельности ООО "Теплотехник" в связи с ликвидацией и об обязании внести в ЕГРЮЛ изменения, направленные на восстановление сведений об ООО "Теплотехник" как о действующем юридическом лице.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Конкурсный управляющий ООО "Газтеплосервис-С" Ерошкин Ю.В. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и сделали выводы, не соответствующие имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, ликвидатор ООО "Теплотехник" подал в налоговый орган заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности данного общества в связи с ликвидацией, при этом ему было известно о предъявленных к ООО "Теплотехник" требованиях и судебных процессах, возбужденных до утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения; направила заявление о рассмотрении дела без участия ее представителя.
Ликвидатор ООО "Теплотехник" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами, изложенными в жалобе, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Конкурсный управляющий ООО "Газтеплосервис-С" Ерошкин Ю.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.08.2012 единственный участник общества Болтунов Виталий Юрьевич принял решение о ликвидации ООО "Теплотехник"; в регистрирующий орган им представлены уведомление по форме N Р15001 о принятии указанного решения, уведомление по форме Р15002 о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, решение единственного участника.
31.08.2012 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятом решении о ликвидации юридического лица ООО "Теплотехник", о формировании ликвидационной комиссии и о назначении ликвидатора.
05.09.2012 в журнале "Вестник государственной регистрации" N 35 (393) опубликовано уведомление о ликвидации ООО "Теплотехник" и о том, что требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования уведомления о ликвидации.
06.11.2012 составлен промежуточный бухгалтерский баланс ООО "Теплотехник", который 07.11.2012 представлен в налоговый орган.
16.11.2012 в инспекцию представлено заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, к которому были приложены ликвидационный баланс общества, согласно которому кредиторская задолженность у него отсутствует.
23.11.2012 на основании заявления ликвидатора о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией Инспекция приняла решение N 742 о внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией (запись N 2121328016270).
Конкурсный управляющий ООО "Газтеплосервис - С" Ерошкин Юрий Владимирович, полагая, что ООО "Теплотехник" является его должником, посчитал действия Инспекции незаконными и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 61, 63 и 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Республики Мордовия отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу о том, что порядок ликвидации ООО "Теплотехник" регистрирующим органом не нарушен.
Первый арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 1, 10 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 2, 4, 5 и 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Суды установили и материалы дела подтверждают, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Теплотехник" представило в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ.
На основании изложенного, приняв во внимание, что доказательств предъявления исполнительных документов председателю ликвидационной комиссии должника перед кредитором либо судебным приставом в материалы дела не представлено, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации ООО "Теплотехник", как юридического лица, прекратившего деятельность.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1000 рублей подлежит взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис-С".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.07.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А39-5272/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис-С" Ерошкина Ю.В. - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Газтеплосервис-С" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.
Арбитражному суду Республики Мордовия выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Суды установили и материалы дела подтверждают, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией ООО "Теплотехник" представило в налоговый орган все необходимые документы, предусмотренные Законом N 129-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 апреля 2014 г. N Ф01-13548/13 по делу N А39-5272/2012
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13548/13
08.10.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1669/13
10.07.2013 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-5272/12
08.07.2013 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1669/13
02.04.2013 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1669/13