Нижний Новгород |
|
08 мая 2014 г. |
Дело N А79-6012/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма СТАРКО" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2013, принятое судьей Бойко О.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А79-6012/2013
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма СТАРКО" (ИНН: 2129014659, ОГРН: 1022101270146)
о взыскании 1 361 021 рубля 87 копеек
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с иском, уточненным в порядке, установленном в статье Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма СТАРКО" (далее - ООО "Фирма СТАРКО", Общество) о взыскании 1 361 021 рубля 87 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2011 года по четвертый квартал 2012 года.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2013 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, в рассматриваемом случае при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду применение повышающего пятикратного коэффициента недопустимо, поскольку Общество обращалось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве отклонило доводы заявителя, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление провело проверку представленных Обществом расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с
первого квартала 2011 года по четвертый квартал 2012 года, согласно которым плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты составила 0 рублей.
По результатам проверки представленных расчетов Управлением доначислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в виде сброса вредных веществ в водные объекты в размере 1 419 785 рублей 78 копеек. Указанная сумма рассчитана с учетом применения повышающего пятикратного коэффициента за неорганизованный сброс загрязняющих веществ при отсутствии соответствующего разрешения.
Управление направило Обществу требование от 21.06.2013 N 51-2013 об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.
ООО "Фирма СТАРКО" в установленный в требовании срок в добровольном порядке задолженность не оплатило, в связи с чем Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим иском.
Руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557, Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Госкомэкологии Российской Федерации от 29.12.1998, пунктом 3.8 раздела 3 Приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды Российской Федерации 26.01.1993, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии удовлетворил исковое требование. Суд исходил из того, что при отсутствии соответствующего разрешения плата за сброс загрязняющих веществ в водные объекты должна быть исчислена с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
Действие Порядка распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (пункт 1 Порядка).
На основании пункта 5 Порядка плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
В силу пункта 6 Порядка в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Порядок выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент).
Пунктом 8.2 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему регламенту, и документов, перечисленных в этом пункте, в том числе нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод.
В соответствии с пунктом 10 Административного регламента, основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы является представление заявления и документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента, не в полном объеме (некомплектность материалов заявителя) либо наличие в составе материалов заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Суды установили, что Общество в период с первого квартала 2011 года по четвертый квартал 2012 года осуществляло строительную деятельность на территории завода "ЖБИ". При осуществлении строительных работ с использованием строительных материалов и строительной техники происходило загрязнение территории водостока, следовательно, ООО "Фирма СТАРКО" являлось плательщиком платы за загрязнение окружающей среды в связи с осуществлением неорганизованного поверхностного стока в ливневую канализацию и на рельеф местности с территории (водосбора) предприятия. При этом специальное разрешение у Общества отсутствовало.
Таким образом, ООО "Фирма СТАРКО" обязано вносить плату за загрязнение окружающей среды с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Суды, проверив правильность расчета заявленной ко взысканию суммы (с учетом пятикратного повышающего коэффициента), признали его верным и удовлетворили требование Управления о взыскании с Общества платы за негативное воздействие на окружающую среду за период с первого квартала 2011 года по четвертый квартал 2012 года в размере 1 361 021 рубля 87 копеек.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.10.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2014 по делу N А79-6012/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма СТАРКО" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Фирма СТАРКО".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (пункт 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды).
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок).
...
Порядок выдачи разрешений на сбросы вредных веществ в окружающую среду установлен Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.10.2008 N 288 (далее - Административный регламент)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 мая 2014 г. N Ф01-1255/14 по делу N А79-6012/2013