Нижний Новгород |
|
10 августа 2015 г. |
Дело N А29-7896/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.08.2015.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2015.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Новикова Ю.В.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2015, принятое судьей Авфероновой О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015, принятое судьями Барминым Д.Ю., Барьяхтар И.Ю., Чернигиной Т.В., по делу N А29-7896/2014
по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (ИНН: 1101471047, ОГРН: 1021100512355)
к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ИНН: 7728170427, ОГРН: 1027739008440)
о взыскании штрафа
и установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми" (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к акционерному обществу "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" в лице Сыктывкарского филиала (далее - АО СК "Согаз-Мед", Общество) о взыскании штрафа по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10.01.2012 N 1 в сумме 72 000 рублей за внесение недостоверных сведений в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2015 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 10, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. Общество указывает, что факт внесения ошибочных сведений в региональный сегмент единого реестра застрахованных лиц был обнаружен Обществом самостоятельно и на момент проведения проверки нарушения были устранены; Фонд не представил доказательств того, какие именно данные о застрахованных лицах являются недостоверными. Кроме того, Фонд при проведении проверки вышел за рамки проверяемого периода (с 01.01 по 31.12.2013), установленного в пункте 1 приказа от 13.02.2014 N 69 о комплексной проверке деятельности Общества, что запрещено пунктом 6 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73.
Общество заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно приведенных в ней доводов, просил оставить жалобу без удовлетворения; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Фонд и Общество (страховая медицинская организация) заключили договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 10.01.2012 N 1 (в редакции дополнительного соглашения от 12.01.2012 N 1 и протокола разногласий от 14.02.2012 к нему), по условиям которого страховая медицинская организация обязалась оплачивать медицинскую помощь, оказываемую застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В пункте 2.4 договора установлено, что страховая медицинская организация обязана вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов в соответствии с Порядком персонифицированного учета, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 N 29н.
Страховая медицинская организация обязана представлять в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах (пункта 2.6 договора).
Согласно пункту 2.3 приложения N 3 к договору за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, страховая медицинская организация выплачивает штраф в сумме 3000 рублей за каждый случай.
Срок действия договора установлен с 01.01 по 31.12.2012; действие договора продлевается на следующий календарный год, если ни одна из сторон не заявит о его прекращении за 30 дней до его окончания, а также при условии участия страховой медицинской организации в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в следующем году (пункты 11, 12 договора).
Комиссия Фонда провела комплексную проверку деятельности филиала АО СК "Согаз-Мед", по результатам которой составила акт от 19.03.2014 и установила факты внесения ответчиком в период с 2011 по 2013 годы недостоверных сведений в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц в количестве 163 случаев.
Фонд направил Обществу письмо от 05.04.2014 N 05-13/1159 и претензию от 08.04.2014 N 02-21/1167, в которых предложил уплатить штраф в размере 72 000 рублей, рассчитанный за 24 случая внесения в региональный сегмент застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения.
В письме от 30.04.2014 N ГМф/25-1021, адресованном Фонду, Общество отклонило указанные претензии.
Неуплата штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 8, 307, 309, 330, 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 14, 38 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми удовлетворил исковое требование. Суд пришел к выводам о нарушении Обществом обязательств, предусмотренных договором, и об отсутствии оснований для снижения суммы штрафа.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частями 7, 8 статьи 14 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров.
В силу части 10 статьи 38 Закона N 326-ФЗ при нарушении установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменении этих данных страховая медицинская организация обязана уплатить территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 3000 рублей.
Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается Правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (часть 14 статьи 38 Закона N 326-ФЗ).
Согласно части 19 статьи 38 Закона N 326-ФЗ форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования").
В силу частей 1, 2, 3 статьи 44 Закона N 326-ФЗ в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. При ведении персонифицированного учета осуществляется сбор, обработка, передача сведений о застрахованных лицах, включая дату регистрации в качестве застрахованного лица; учет ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах.
В пункте 3 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации 25.01.2011 N 29н, установлено, что персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение перечисленных в названном пункте сведений о застрахованных лицах, в том числе страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), принятый в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица; данные о страховой медицинской организации, выбранной застрахованным лицом; дата регистрации в качестве застрахованного лица; статус застрахованного лица (работающий, неработающий).
Факт внесения Обществом в региональный сегмент застрахованных лиц 24 случаев записей, содержащих недостоверные сведения, судами установлен, подтвержден материалами дела и ответчиком при рассмотрении дела в суде первой и инстанции не оспорен.
Сумма штрафа рассчитана Фондом в соответствии с приложением N 3 к договору, судами проверена и является правильной.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск Фонда.
Довод заявителя жалобы о том, что при проведении проверки Фонд вышел за рамки проверяемого периода (с 01.01 по 31.12.2013), отклоняется, так как действующим законодательством не установлен запрет на возможность выявления факта нарушения договорных обязательств, а именно представления недостоверных сведений, за иные периоды при проведении комплексных проверок.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.02.2015 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.04.2015 по делу N А29-7896/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Новиков |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 19 статьи 38 Закона N 326-ФЗ форма типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 N 1030н "Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования").
В силу частей 1, 2, 3 статьи 44 Закона N 326-ФЗ в сфере обязательного медицинского страхования ведется персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. При ведении персонифицированного учета осуществляется сбор, обработка, передача сведений о застрахованных лицах, включая дату регистрации в качестве застрахованного лица; учет ведется в форме единого регистра застрахованных лиц, являющегося совокупностью его центрального и региональных сегментов, содержащих сведения о застрахованных лицах."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 августа 2015 г. N Ф01-3080/15 по делу N А29-7896/2014