Нижний Новгород |
|
17 февраля 2016 г. |
Дело N А11-12171/2014 |
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - закрытого акционерного общества "Камион-Плюс" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2015, принятое судьей Щавлевой А.Л., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015, принятое судьями Вечкановым А.И., Логиновой О.А., Соловьевой М.В., по делу N А11-12171/2014
по иску открытого акционерного общества "Завод им. В.А. Дегтярева" (ИНН: 3305004083, ОГРН: 1023301951397)
к закрытому акционерному обществу "Камион-Плюс" (ИНН: 3305036423, ОГРН: 1033302200579)
о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения
и установил:
открытое акционерное общество "Завод им. В.А. Дегтярева" (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к закрытому акционерному обществу "Камион-Плюс" (далее - Общество) о взыскании 21 370 рублей 64 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, 377 рублей 93 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 02.09 по 25.11.2014 с начислением по день фактической уплаты долга.
Суд решением от 22.07.2015 удовлетворил исковое требование.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 05.11.2015 оставил решение суда без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 309 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 644).
По мнению ответчика, поскольку плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения введена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, договор от 01.01.2008 N 34 не может быть основанием для ее взимания. Общество не является стороной договора от 01.07.2014 N 517, подписанного Заводом и муниципальным унитарным предприятием города Коврова "Производственное управление водопроводно-канализационного хозяйства" (далее - МУП "Водоканал"), поэтому данный договор не возлагает на него обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения. Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе.
Завод в отзыве на жалобу возразил относительно доводов ответчика, указав на законность и обоснованность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установили суды, Завод (исполнитель) и Общество (абонент) подписали договор от 01.01.2008 N 34 на очистку сточных вод и взимание платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в горколлектор, согласно которому исполнитель производит очистку сточных вод абонента до норм, установленных проектом очистных сооружений, начисляет абоненту плату за сброс загрязняющих веществ в пределах временно согласованных нормативов, сверх установленных лимитов за сброс сточных вод с превышением лимитов водоотведения.
Сумма платы за сброс загрязняющих веществ со сточными водами абонента рассчитывается совместно с МУП "Водоканал" в соответствии с Порядком взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов, утвержденным постановлением главы администрации области от 29.06.1999 N 398 с использованием нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водоемы, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 и от 01.07.2005 N 410 (пункт 2.3 договора).
Исполнитель на основании данных МУП "Водоканал" выставляет счета-фактуры абоненту за сброс загрязняющих веществ в систему канализации (пункт 2.4 договора).
Счета-фактуры на оплату услуг по очистке сточных вод и на проведение платежей за сброс загрязняющих веществ в систему канализации направляются абоненту заказным письмом (пункт 3.1 договора).
В пункте 3.2 договора стороны согласовали, что оплата услуг производится ежемесячно путем перечисления денежных средств по платежным поручениям на расчетный счет исполнителя, внесения наличных средств в кассу исполнителя в течение 10 банковских дней с даты выставления счета-фактуры, но не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным.
Срок действия договора устанавливается с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 4.1 договора).
Договор считается продленным на следующий календарный год и на тех же условиях, если за два месяца до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или о заключении нового договора (пункт 4.2 договора).
Истец представил в материалы дела договор от 01.07.2014 N 517, который подписан МУП "Водоканал" (сторона-1) и Заводом (сторона-2) и по условиям которого Завод принимает на себя обязательства совершать от своего имени следующие действия: производить начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения предприятиям и организациям города в соответствии с действующим законодательством на основании расчетов платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, предоставляемых МУП "Водоканал"; организовывать сбор платежей от предприятий и организаций за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения; предоставлять МУП "Водоканал" ежеквартально справку-информацию о начисленных и оплаченных предприятиями и организациями платежах за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за расчетный период (приложение 31) с разбивкой по абонентам.
Во исполнение принятых на себя обязательств Завод в первом и втором кварталах 2014 года оказал услуги по очистке сточных вод, начислил Обществу плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и выставил счета-фактуры от 21.07.2014 N П01 21407426 и от 29.08.2014 N П01 21409604 на общую сумму 21 370 рублей 64 копейки.
Неисполнение Обществом обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения послужило основанием для обращения Завода в суд с иском.
Руководствуясь статьями 309, 310, 395, 779 и 781 ГК РФ, пунктом 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), пунктами 25, 35, 36, 113, 114 и 118 Правил N 644, Арбитражный суд Владимирской области сделал вывод о наличии у ответчика обязанности по внесению платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в спорный период.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации, согласно пунктам 64 и 65 которых абонент обязан обеспечить соблюдение установленных требований и нормативов по составу отводимых в систему канализации сточных вод. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
Правительство Российской Федерации в постановлении от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" возложило на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязанность определять порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
В соответствии со статьей 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В целях урегулирования отношений организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 644.
Согласно пункту 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 35 Правил N 644 абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
С 01.01.2014 вступил в силу раздел VII Правил N 644, в котором установлен порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, с 01.01.2014 на Общество, как на организацию, осуществляющую сброс сточных вод, возложена обязанность возмещать организации, осуществляющей водоотведение, ущерб, наносимый системам канализации в связи с воздействием загрязняющих веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения.
При этом в силу пункта 36 названных правил правом взимать с абонентов плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения наделены организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе условия договоров от 01.01.2008 N 34 и от 01.07.2014 N 517, счета-фактуры, справку-информацию, протоколы КХА, расчет платы за воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, суды установили, что Завод в спорный период надлежащим образом исполнял принятые на себя обязательства.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворении искового требования и, проверив расчет истца, правомерно взыскали с Общества 21 370 рублей 64 копейки платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на работу централизованной системы водоотведения.
Ссылка Общества на отсутствие у истца права требования искомой задолженности обоснованно отклонена судами, так как Завод применительно к статьям 312 и 1005 ГК РФ представил договор от 01.07.2014 N 517, по условиям которого (пункты 1.1 и 2.2) истец обязан от собственного имени организовать сбор платы за негативное воздействие загрязняющих веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также производить ее взыскание в судебном порядке.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.07.2015 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2015 по делу N А11-12171/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Камион-Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на закрытое акционерное общество "Камион-Плюс".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 февраля 2016 г. N Ф01-6159/15 по делу N А11-12171/2014