Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда апелляционной истанции оставлено в силе, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Нижний Новгород |
|
19 сентября 2016 г. |
Дело N А43-29363/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2016.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.,
при участии представителей
от заявителя: Глуховой Ю.А. (доверенность от 29.12.2015 N 125),
Кошелева Ю.Ю. (доверенность от 13.01.2016 N 4),
от заинтересованного лица: Кривцова М.А. (доверенность от 09.09.2016 N 43),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Волго-Вятский" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2016, принятое судьей Соколовой Л.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016, принятое судьями Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-29363/2015
по заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ИНН: 7704726225, ОГРН: 1027739609391) в лице филиала "Волго-Вятский"
о признании незаконным предписания Департамента лесного хозяйства
по Приволжскому федеральному округу
и установил:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" (в настоящее время - акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Волго-Вятский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Департамента лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу (далее - Департамент) от 30.10.2015 N 08-10-17/1/2015-юл.
Суд решением от 17.02.2016 отказал в удовлетворении заявленного требования.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 указанное решение оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Земельного кодекса Российской Федерации, неполно выяснили обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Общества, у него отсутствует обязанность по оформлению прав на земельные участки, занятые опорами линий электропередачи, так как эти участки не относятся к землям лесного фонда. Суд первой инстанции неправомерно отказал Обществу в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства, лишив заявителя возможности представить доказательства, подтверждающие обоснованность требований.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана представителями в судебном заседании.
Департамент в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 04.09.2015 уполномоченное должностное лицо Департамента осуществляло патрулирование лесов, расположенных на землях обороны и безопасности на территории Мулинского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Министерства обороны Российской Федерации - филиала федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Лесничество).
При патрулировании обнаружено, что в выделах N 16 и 26 квартала N 74 просека под линией электропередачи ВЛ-35 кВ в период пожароопасного сезона захламлена порубочными остатками и срубленными деревьями, вырубленная древесина не собрана в штабеля или поленницы, не опахана минерализованной полосой и размещена непосредственно у стен леса.
Результаты патрулирования зафиксированы в акте проведения фотосъемки от 04.09.2015 N 8-10-52-17/2015.
Департамент определением от 04.09.2015 N 08-10-52-17/2015 возбудил дело об административном правонарушении по статье 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе производства по делу установлено, что в выделах N 16 и 26 квартала N 74 Лесничества проходит линия электропередачи ВЛ 35 кВ ПС "Лагерная I" - ПС "Лагерная III" (двухцепная ЛЭП 35 кВ N 3549 и 3551) опоры N 125, 126 и 127 (далее - опоры N 125, 126 и 127 линии электропередачи ВЛ 35 кВ), которые являются собственностью Общества и занимают площадь лесных участков 46,28 квадратного метра. Документы о предоставлении лесных участков для использования под опорами N 125, 126 и 127 линии электропередачи ВЛ 35 кВ Общество не представило.
Департамент выдал Обществу предписание от 30.10.2015 N 08-10-52-17/1/2015 юл, обязывающее решить вопрос об использовании лесных участков под опорами линии электропередачи, расположенными в выделах N 16 и 26 квартала N 74 Лесничества, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Общество не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого предписания и отказал в удовлетворении заявленного требования. Разрешая спор, суд руководствовался Кодексом, Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Перечень объектов).
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Суды установили, материалами дела подтверждено и Обществом не оспаривается, что предписание выдано Департаментом в пределах предоставленных ему законодательством полномочий.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 Кодекса эксплуатация линий электропередачи является самостоятельным видом использования лесов.
На основании части 1 статьи 45 Кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов) осуществляется в соответствии со статьей 21 Кодекса.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 Кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В части 3 статьи 45 Кодекса определено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
Суды установили, материалами дела подтверждено, что Обществу на праве собственности принадлежит линия электропередачи ВЛ 35 кВ опоры N 125, 126 и 127 (приказы Министра обороны Российской Федерации от 25.11.2009 N 1335, от 23.12.2009 N 1446, акт о приеме-передаче объектов основных средств от 26.11.2009 N 1001).
Указанная линия электропередачи расположена в выделах N 16 и 26 квартала N 74 Лесничества. Земельный участок, на котором находятся опоры N 125, 126 и 127, относится к землям лесного фонда.
В нарушение требований Кодекса Общество не оформило правоустанавливающие документы на использование лесных участков под опорами линии электропередачи.
Ссылка заявителя на то, что в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 у него отсутствует обязанность оформления соответствующих документов, обоснованно отклонена судами.
Из приведенных норм следует, что линии электропередач классом напряжения до 35 кВ включены в Перечень объектов, размещение которых на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Вместе с тем эти положения применяются с учетом норм специального лесного законодательства, которое требует оформления прав на использование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Поскольку спорные объекты находятся на землях лесного фонда, Департамент правомерно возложил на Общество обязанность оформить соответствующие документы на использование лесных участков.
Довод заявителя о том, что участки, на которых находятся опоры линии электропередачи, не относятся к землям лесного фонда, направлен на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных в дело доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного суды сделали правильный вывод о законности оспариваемого предписания и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о неправомерном отказе суда первой инстанции в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного заседания подлежит отклонению, поскольку в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное процессуальное действие является правом, а не обязанностью суда. Суд рассмотрел заявленное ходатайство, однако не усмотрел оснований для его удовлетворения, поскольку невозможность участия в судебном заседании конкретного представителя не является препятствием для реализации Обществом его процессуальных прав и для предоставления необходимых полномочий другому представителю.
Иные доводы, приведенные в жалобе, были предметом исследования и оценки судов и получили надлежащую правовую оценку.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.02.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу N А43-29363/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Волго-Вятский" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В части 3 статьи 45 Кодекса определено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 71 Кодекса лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.
...
В нарушение требований Кодекса Общество не оформило правоустанавливающие документы на использование лесных участков под опорами линии электропередачи.
Ссылка заявителя на то, что в силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 у него отсутствует обязанность оформления соответствующих документов, обоснованно отклонена судами."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 сентября 2016 г. N Ф01-3798/16 по делу N А43-29363/2015
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2297/16
19.09.2016 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3798/16
13.07.2016 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29363/15
25.05.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2297/16
18.02.2016 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29363/15