г. Нижний Новгород |
|
22 марта 2017 г. |
Дело N А79-5341/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.03.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.,
при участии представителя
от заявителя: Ильиной Т.Н. (доверенность от 09.01.2017 N 13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Содружество-1" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.10.2016, принятое судьей Красновым А.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Урлековым В.Н., по делу N А79-5341/2016
по заявлению общества ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Содружество-1" (ИНН: 2124004026, ОГРН: 1022100970737)
о признании незаконным решения администрации города Чебоксары, изложенного в уведомлении от 20.05.2016 N 116,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Мой город", публичное акционерное общество по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Содружество-1" (далее - ООО ПСК "Содружество-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения администрации города Чебоксары (далее - Администрация), изложенного в уведомлении от 20.05.2016 N 116, об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многофункциональный комплекс в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок по ул. К. Маркса в г. Чебоксары Чувашской Республики" на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020103:531, общей площадью 16 211 квадратных метров, расположенном по адресу: город Чебоксары, улица К. Маркса, и об обязании Администрации выдать такое разрешение.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Архитектурная мастерская "Мой город" (далее - ООО "Архитектурная мастерская "Мой город"), публичное акционерное общество по строительству дорог, инженерных сетей и сооружений "Дорисс" (далее - ПАО "Дорисс").
Суд решением от 04.10.2016 отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд постановлением от 28.12.2016 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, неправильно применили нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Общества, суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайств о проведении экспертизы и о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз проектов строительства" (далее - ООО "Центр экспертиз проектов строительства"), что привело к вынесению незаконных судебных актов.
Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Администрация и третьи лица отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Пояснения к кассационной жалобе и приложенные к ним дополнительные доказательства подлежат возврату заявителю, поскольку сбор и исследование новых доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики - Чувашии и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО ПСК "Содружество-1" владеет на праве аренды земельным участком с кадастровым номером 21:01:020103:531, общей площадью 16 211 квадратных метров, расположенным по адресу: город Чебоксары, улица К. Маркса (договор аренды от 27.05.2015, заключен с ПАО "Дорисс", срок действия - с 27.05.2015 по 26.05.2020). Указанный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике 09.06.2015, номер регистрации 11-21/001-21/001/005/2015-800/1.
Градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 21:01:020103:531 от 13.10.2015 N RU21304000-719 утвержден постановлением Администрации от 21.10.2015 "О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 28.07.2015 N 2491".
Общество 12.05.2016 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Многофункциональный комплекс в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок по ул. К. Маркса г. Чебоксары Чувашской Республики" на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020103:531, общей площадью 16 211 квадратных метров, расположенном по адресу: город Чебоксары, улица К. Маркса, сроком на 29 месяцев.
Проектная документация на строительство объекта разработана ООО "Архитектурная мастерская "Мой город" и прошла экспертизу (положительное заключение негосударственной экспертизы от 26.11.2015 N 2-1-1-С258-15, проведенной обществом с ограниченной ответственностью "Центр экспертиз проектов строительства").
Администрация на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в уведомлении от 20.05.2016 N 116 отказала Обществу в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а именно: на схеме планировочной организации земельного участка размещение парковочных мест для хранения легковых автомобилей не соответствует требованиям пункта 3.5.144 Нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа", утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14.06.2012 N 625 (далее - Нормативы градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа).
Посчитав, решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 29.4, пунктом 2 части 12 статьи 48, частями 1, 2, 4, 7, 11 и 13 статьи 51 ГрК РФ, пунктом 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87), Сводом правил 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, примечанием к таблице N 2 статьи 39 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО "РосНИПИУрбанистики" в 2015 году, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии пришел к выводу о том, что решение Администрации соответствует действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений (пункт 5 части 1 статьи 8 ГрК РФ).
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно частям 2 и 4 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В частях 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (часть 11 статьи 51 ГрК РФ).
В соответствии с частью 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
На основании части 14 статьи 51 ГрК РФ отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
В силу пункта 2 части 12 статьи 48 ГрК РФ и пункта 12 Положения N 87 в состав проектной документации в качестве обязательной части включается схема планировочной организации земельного участка.
В рассматриваемом случае причиной отказа Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство явилось несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Как видно из материалов дела, из схемы планировочной организации земельного участка объекта следует, что по нормам обеспеченности парковками для жителей необходимо 602 машино-места: 241 машино-место (40 процентов) - в границах участка, 361 машино-место (60 процентов) - в шаговой доступности.
В представленной проектной документации из расчетного числа мест временного хранения в границах участка размещены 359 машино-мест, что составляет 60 процентов (вместо 40 процентов), остальные 243 места хранения отсутствуют.
По генплану 105 машино-мест - открытые гостевые парковки на территории жилого комплекса (в том числе 9 мест для велотранспорта), 254 машино-места - в подземной автостоянке. Оставшиеся 243 машино-места (40 процентов) размещаются на парковках в радиусе пешеходной доступности 250 метров: МТС (26 машино-мест), "Центральный универмаг" (140 машино-мест), бизнес-центр "Первая площадка" и Сбербанк (80 машино-мест + 54 машино-места), Камерный театр (50 машино-мест), ВТБ банк (160 машино-мест), гипермаркет "Карусель" (190 машино-мест), торгово-развлекательный комплекс "Каскад-сити" (50 машино-мест).
На основании статьи 29.4 ГрК РФ представительные органы местного самоуправления утверждают местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования.
Согласно пунктам 1.1.1 и 1.1.2 Нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа данные нормативы разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики и распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории городского округа в пределах его границ, а также прилегающие земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения территорий, находящихся за пределами границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа. Нормативы градостроительного проектирования городского округа - нормативно-технический документ, который содержит минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерно-транспортной инфраструктуры, благоустройства и озеленения территории).
В пункте 3.5.144 Нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа (в редакции, действующей на момент выдачи градостроительного плана и отказа в выдаче разрешения на строительство) предусмотрено, что не менее 40 процентов от расчетного числа мест временного хранения (гостевых стоянок) личного автотранспорта в жилых районах следует размещать при жилых домах, остальную часть мест временного хранения следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 250 метров.
Требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения).
Как установили суды первой и апелляционной инстанций, из проектной документации объекта следует, что общая площадь здания составляет 64 557,2 квадратного метра, жилая часть здания - 45 235,7 квадратного метра, количество квартир - 502, выполняется разноэтажным (28, 24, 23, 21, 18, 11 и 7 этажей) с цокольным этажом, с площадью застройки 9795,2 квадратного метра.
Объект находится в зоне О-3 общественно деловой активности вблизи транспортных средств, в центральной части города Чебоксары в уже существующей плотной общественно-деловой застройке. В указанной зоне не предусмотрены предельное количество этажей или предельная высота строений.
Расчетное число мест временного хранения автомобилей на одну квартиру составляет 1,2 машино-места в случае, если на территории жилого района располагается жилищный фонд, обеспеченность общей площадью в котором составляет не менее 30 квадратных метров на человека. Условия размещения жилья не имеют отличительных особенностей. Доступность и обеспеченность объектами социальной и транспортной инфраструктур, элементами благоустройства отвечает уровню, соответствующему нормативным значениям. Возведение зданий осуществляется по усовершенствованным серийным проектам, проектам повторного применения или индивидуальным проектам (абзац 3 пункта 3.5.144 Нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа).
С учетом коэффициента 1,2 машино-места на одну квартиру число мест временного хранения автомобилей составляет 602 машино-места, исходя из количества 502 квартиры.
Таким образом, как верно указали суды, 602 машино-места для временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта.
Из материалов дела следует, что 243 машино-места (40 процентов) размещены на парковках в радиусе пешеходной доступности 250 метров, то есть за пределами земельного участка основного объекта.
В пункте 3.5.161 Нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа установлено, что размещение гаражей и открытых стоянок в общественных центрах должно обеспечивать возможность их многоцелевого использования: в дневное время - для временного хранения автотранспорта посетителей и сотрудников учреждений и объектов обслуживания; в ночное время - для хранения автотранспорта населения, проживающего на прилегающей территории жилой застройки.
В соответствии со Сводом правил 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, под гостевой стоянкой понимаются открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон; хранение - пребывание автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств; автостоянки - открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей.
Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, легкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой); гаражи - здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей.
В пункте 3.5.144 Нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа установлено временное хранение автомобилей (гостевых стоянок).
Согласно примечанию к таблице N 2 статьи 39 Правил землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, разработанных АО "РосНИПИУрбанистики" в 2015 году, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 03.03.2016 N 187, не менее 40 процентов от расчетного числа мест временного хранения (гостевых стоянок) личного автотранспорта в жилых районах следует размещать при жилых домах, остальную часть мест временного хранения следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 250 метров. Требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения).
Следовательно, суды пришли к обоснованному выводу о том, что размещение 243 машино-мест на парковках в радиусе пешеходной доступности 250 метров не представляется возможным, так как в дневное время они предназначены для временного хранения автотранспорта посетителей и сотрудников учреждений и объектов обслуживания, что не обеспечивает размещение 602 машино-мест согласно проектной документации объекта; в ночное время стоянки предназначены для хранения автотранспорта населения, при этом не следует, что данные места для хранения прилегают к земельному участку, отведенному под застройку.
В силу подпункта "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в том числе схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что на схеме планировочной организации земельного участка места временного хранения (гостевые стоянки) частично располагаются за пределами земельного участка, предоставленного под строительство.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, установленным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство объекта "Многофункциональный комплекс в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок по ул. К. Маркса в г. Чебоксары Чувашской Республики" на земельном участке с кадастровым номером 21:01:020103:531, общей площадью 16 211 квадратных метров, расположенного по адресу: город Чебоксары, улица К. Маркса, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на неправомерное отклонение судами обеих инстанций ходатайств о проведении экспертизы подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертиза назначается для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний.
Назначение экспертизы по делу в соответствии со статьей 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью суда. В данном случае суды, исследовав представленные в материалы дела доказательства, посчитали, что основания для назначения экспертизы отсутствуют, и спор может быть разрешен без проведения экспертизы, в связи с чем правомерно отклонили соответствующие ходатайства Общества.
Довод ООО ПСК "Содружество-1" о том, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно отклонили его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО "Центр экспертиз проектов строительства", суд округа признал необоснованным, поскольку обжалуемые судебные акты не затрагивают права и законные интересы ООО "Центр экспертиз проектов строительства".
Выводы судов сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела, не противоречат им и не подлежат переоценке в суде кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 04.10.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2016 по делу N А79-5341/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью производственно-строительная компания "Содружество-1" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со Сводом правил 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*, утвержденным приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, под гостевой стоянкой понимаются открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон; хранение - пребывание автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств; автостоянки - открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей.
...
В силу подпункта "б" пункта 3 части 7 статьи 51 ГрК РФ к заявлению о выдаче разрешения на строительство прилагается в том числе схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 марта 2017 г. N Ф01-684/17 по делу N А79-5341/2016
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2017 Определение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5341/16
22.03.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-684/17
28.12.2016 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8672/16
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-5341/16