г. Нижний Новгород |
|
12 мая 2017 г. |
Дело N А11-2814/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.05.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Новикова Ю.В., Шутиковой Т.В.,
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Трубочист"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.09.2016, принятое судьей Киселевой М.Ф., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017, принятое судьями Наумовой Е.Н., Большаковой О.А., Устиновой Н.В., по делу N А11-2814/2016
по иску Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области, (ИНН: 3329025607, ОГРН: 1023303355943)
к обществу с ограниченной ответственностью "Трубочист" (ИНН: 3315004491, ОГРН: 1113336003516)
о взыскании 304 976 рублей
и установил:
Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Трубочист" (далее - ООО "Трубочист", Общество) о взыскании 304 976 рублей ущерба, причиненного водному объекту - реке Наромша в результате сброса сточных вод с превышением допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Решением суда от 14.09.2016 иск удовлетворен.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Трубочист" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушили статью 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По мнению заявителя, у судов отсутствовали основания для взыскания с ООО "Трубочист" ущерба в искомой сумме. Проведенная в отношении ООО "Трубочист" внеплановая проверка проведена с нарушениями требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ). Проверка проведена без приказа руководителя Департамента; информация и документы (в том числе приказ руководителя Департамента), относящиеся к предмету внеплановой проверки, должностными лицами истца Обществу не были предоставлены; Общество своевременно не было ознакомлено с результатами внеплановой проверки. Результаты внеплановой проверки (акты отбора проб воды, протоколы результатов анализа) являются ненадлежащими доказательствами по делу. Подробно доводы Общества изложены в кассационной жалобе.
Департамент в отзыве на кассационную жалобу возразил относительно доводов Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов; заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ООО "Трубочист", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, согласно уставу одним из видов деятельности Общества является оказание услуг по водоотведению.
Отдел имущественных и земельных отношений администрации Камешковского района (арендодатель) и ООО "Трубочист" (арендатор) заключили договор аренды от 12.01.2015 N 02, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду объекты муниципального имущества согласно приложению 1 к договору (здание артскважины и сооружения канализации, расположенные по адресам: Владимирская область, Камешковский район, поселок имени Кирова, улица Шоссейная, дом 56; поселок Карла Маркса, улица Шоссейная, сооружения N 1 - 9, строение N 2).
Срок действия договора установлен с 01.01.2015 по 01.01.2025 (пункт 1.3 договора).
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Обществу 15.10.2013 выдано решение N 33-0901.03.010-Р-РСБХ-С-2013-00452/00 о предоставлении водного объекта в пользование. Решение зарегистрировано в Государственном водном реестре. Целью использования водного объекта или его части является сброс сточных вод в водный объект (реку Наромша) в границах участка водопользования, указанного на прилагаемых к решению графических материалах, являющихся его неотъемлемой частью (приложение 1 к решению), расположенного на расстоянии 6 километров от устья в установленных координатах места сброса.
В подпункте 10 пункта 2.3 данного решения указано, что максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах не должно превышать следующих значений показателей: нефтепродукты - 0,05 г/куб. м; фосфаты (Р) - 0,2 г/куб. м; железо - 0,1 г/куб. м; аммоний-ион - 0,5 г/куб. м; АПАВ - 0,1 г/куб. м; нитрат-анион - 40 г/куб. м; нитрит-анион - 0,08 г/куб. м; хлорид-анион -300,0 г/куб. м; сульфат-анион - 100,0 г/куб. м; НПАВ - 0,1 г/куб. м.
Согласно подпункту 20 пункта 2.3 решения после утверждения налога на добавленную стоимость максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах (таблицы 1, 2 пункта 10 решения) не должны превышать значений показателей, утвержденных в налоге на добавленную стоимость.
В пункте 3.4 решения указано, что качество воды в месте водопользования относится к третьему классу разряда "Б" - "очень загрязненная вода".
Срок водопользования установлен Департаментом с даты государственной регистрации решения в государственном водном реестре по 30.06.2016 (пункт 4.1 решения).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Владимирской области 26.12.2013 выдало Обществу разрешение N РС-0133 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, которым ответчику разрешено осуществлять сброс загрязняющих веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в период с 26.12.2013 по 04.07.2016. Перечень и количество загрязняющих веществ указаны в приложении к разрешению: БПН-полн. - 3,0 мг/куб. дм; взвешенные вещества - 5,25 мг/куб. дм; сухой остаток - 942,2 мг/куб. дм; фосфаты (Р) - 0,2 мг/куб. дм; ион аммония - 0,50 мг/куб. дм; нитрит-анион - 0,08 мг/куб. дм; АПАВ - 0,1 мг/куб. дм; НПАВ - 0,1 мг/куб. дм; железо - 0,08 мг/куб. дм; нитрит-анион - 40,00 мг/куб. дм; сульфат-анион - 100,0 мг/куб. дм; хлорид-анион - 19,90 мг/куб. дм; нефтепродукты - 0,05 мг/куб. дм.
Владимирская природоохранная прокуратура 12.08.2015 выдала Департаменту требование о проведении внеплановой проверки.
На основании заявки Департамента Владимирский филиал федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" (далее - ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу") осуществил отбор проб сточной воды в месте выпуска ООО "Трубочист" сточных вод в реку Наромша с очистных сооружений и природной воды - выше точки сброса с очистных сооружений и ниже точки сброса.
По результатам проведенных лабораторных исследований ФБУ "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу" составило протокол результатов анализа сточных очищенных вод от 24.08.2015 N 244-П/1а (отбор проб 17.08.2015) и протоколы результатов анализа природной воды от 24.08.2015 N 164-П/2 (отбор проб 17.08.2015) и от 24.08.2015 N 165-П/2 (отбор проб 17.08.2015), в которых установило превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, сбрасываемых ООО "Трубочист" в реку Наромша.
Постановлением старшего государственного инспектора Департамента Васильевым А.В. от 28.08.2015 N ДПП-06-13/125 генеральный директор ООО "Трубочист" Гуреева Л.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Решением Камешковского районного суда от 18.01.2016, оставленным без изменения решением Владимирского областного суда от 10.03.2016 по делу N 11-45/2016, постановление о привлечении к административной ответственности от 28.08.2015 N ДПП-06-13/125 о наложении административного штрафа в размере 3 000 рублей оставлено без изменения.
В претензии от 24.08.2015 N ДПП-3535-06-13 Департамент предложил Обществу возместить 304 976 рублей вреда, причиненного реке Наромша в результате превышения нормативов допустимого сброса.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Департамента в арбитражный суд с иском.
Арбитражный суд Владимирской области руководствовался статьями 22, 35, 56 и 69 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьями 1, 23, 39 и 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), статьей 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, и исходил из того, что истец доказал наличие совокупности условий, необходимой для привлечения Общества к ответственности в виде возмещения вреда.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием для возникновения обязательства служит гражданское правонарушение, выразившееся в причинении вреда другому лицу. Для наступления ответственности за причинение вреда в общем случае необходимы следующие условия: наличие вреда, противоправное поведение (действия, бездействие) виновного лица, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя лица.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде (статья 3 Закона об охране окружающей среды).
В силу статьи 77 указанного закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В статье 1 Закона об охране окружающей среды определено, что негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Пленум Верховного суда Российской Федерации в пункте 40 постановления от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснил, что при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Кодекса юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Кодекса (в силу пункта 2 части 2 статьи 5 Кодекса к поверхностным водным объектам относятся водотоки, в частности, реки).
На основании пункта 1 части 2 статьи 39 Кодекса водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде.
Из части 4 статьи 35 Кодекса следует, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается (часть 6 статьи 56 Кодекса).
При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов (пункт 1 части 6 статьи 60 Кодекса).
В соответствии со статьей 69 Кодекса лица, причинившие вред водным объектам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.04.2009 N 87, данная методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оценив представленные в дело доказательства в совокупности и взаимосвязи, в том числе акты отбора проб, протоколы результатов анализа сточной очищенной воды и природной воды, расчет, решение о предоставлении водного объекта в пользование, разрешение, требование, отчеты, экспертное заключение и письма, суды установили, что в результате выпуска Обществом сточных вод с превышением установленных ему нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ ответчик причинил водному объекту вред, влекущий негативные последствия для окружающей природной среды.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит.
Проверив расчет размера вреда, осуществленный на основании Методики, суды установили, что он соответствует статье 69 Кодекса и части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды.
Довод заявителя жалобы о нарушении истцом требований Федерального закона N 294-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данные нарушения не привели к принятию неправильного судебного акта, так как факт совершения ООО "Трубочист" правонарушения подтвержден материалами настоящего дела, а также судебными актами судов общей юрисдикции (решением Камешковского районного суда от 18.01.2016 и решением Владимирского областного суда от 10.03.2016 по делу N 12-10/2016), основанными на материалах внеплановой проверки. Кроме того, факт правонарушения подтвержден отчетом Общества, составленным его директором и экономистом - Фоминой С.Н., а также актами отбора проб сточной очищенной и природной воды, в составлении которых принимала участие - Фомина С.Н. (том 1, листы дела 53, 116).
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о правомерности требования Управления и удовлетворили исковое требование.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 14.09.2016 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по делу N А11-2814/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трубочист" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общества с ограниченной ответственностью "Трубочист".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив расчет размера вреда, осуществленный на основании Методики, суды установили, что он соответствует статье 69 Кодекса и части 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды.
Довод заявителя жалобы о нарушении истцом требований Федерального закона N 294-ФЗ отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данные нарушения не привели к принятию неправильного судебного акта, так как факт совершения ООО "Трубочист" правонарушения подтвержден материалами настоящего дела, а также судебными актами судов общей юрисдикции (решением Камешковского районного суда от 18.01.2016 и решением Владимирского областного суда от 10.03.2016 по делу N 12-10/2016), основанными на материалах внеплановой проверки. Кроме того, факт правонарушения подтвержден отчетом Общества, составленным его директором и экономистом - Фоминой С.Н., а также актами отбора проб сточной очищенной и природной воды, в составлении которых принимала участие - Фомина С.Н. (том 1, листы дела 53, 116)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 мая 2017 г. N Ф01-1442/17 по делу N А11-2814/2016
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7946/16
12.05.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1442/17
23.01.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7946/16
10.11.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7946/16
20.10.2016 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-7946/16
14.09.2016 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-2814/16