Нижний Новгород |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А82-5482/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 08.08.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Бабаева С.В., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от Прокуратуры Ярославской области: Абакова М.А. (удостоверение),
от сельскохозяйственного производственного кооператива "Угличский":
Вершинина А.Г.(доверенность от 04.12.2017),
Захарова А.А. (доверенность от 06.02.2017),
от общества с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский":
Вершинина А.Г.(доверенность от 06.07.2018),
Захарова А.А. (доверенность от 06.02.2017),
Куц А.В. (доверенность от 04.12.2017),
от департамента лесного хозяйства Ярославской области:
Леонидовой Л.В. (доверенность N 03-20/29)
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы
сельскохозяйственного производственного кооператива "Угличский" и
общества с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017,
принятое судьей Украинцевой Е.П., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018,
принятое судьями Малых Е.Г., Горевым Л.Н., Тетерваком А.В.,
по делу N А82-5482/2016
по иску Прокуратуры Ярославской области (ОГРН: 1027600688917, ИНН: 7604008189)
в интересах Российской Федерации в лице
Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840)
к администрации Угличского муниципального района Ярославской области
(ОГРН: 1027601305830, ИНН: 7612007044),
управлению муниципального имущества и земельных отношений
администрации Угличского муниципального района
(ОГРН: 1027601303685, ИНН: 7612003466),
сельскохозяйственному производственному кооперативу "Угличский"
(ОГРН: 1027601303190, ИНН: 7612018776) и
обществу с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский"
(ОГРН: 1147612001129, ИНН: 7612046212)
о признании недействительным договора купли-продажи и
об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамент лесного хозяйства Ярославской области
(ОГРН: 1077603000254, ИНН: 7603035944),
межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (ОГРН: 1133340004401, ИНН: 3329056771),
федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
в лице филиала по Ярославской области (ОГРН: 1027700485757, ИНН: 7705401340),
управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН: 1047600432219, ИНН: 7604071920),
Атабекова Надежда Владимировна,
федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг"
в лице филиала "Заплеспроект" (ОГРН: 1157746215527, ИНН: 7722319952),
межмуниципальный отдел по Угличскому и Мышкинскому районам,
и установил:
прокурор Ярославской области (далее - Прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее - Администрация), управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее - Управление), сельскохозяйственному производственному кооперативу "Угличский" (далее - СПК "Угличский"), обществу с ограниченной ответственностью "СПК Угличский" (далее - Общество, ООО "СПК Угличский") о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 22.04.2013 N 32, заключенного между Управлением и СПК "Угличский", а также об истребовании из чужого незаконного владения ООО "СПК "Угличский" земельных участков с кадастровыми номерами 76:16:000000:18, 76:16:010401:882, 76:16:010401:844, 76:16:010401:881, 76:16:010401:843, 76:16:010401:842, 76:16:010401:849, 76:16:010401:837, 76:16:010401:846, 76:16:010401:870, 76:16:010401:839, 76:16:010401:838, 76:16:010401:871, 76:16:010401:845, 76:16:010401:869, 76:16:010401:964 и 76:16:010401:965 в пользу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области (далее - Теруправление).
Исковые требования основаны на статьях 168, 301, 304 и 305 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы несоответствием условий спорного договора действующему законодательству и выбытием лесных участков из федеральной собственности помимо воли собственника.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области (далее - Департамент), Теруправление, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Росреестр), федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", Атабекова Надежда Владимировна; в качестве эксперта - Соколов Александр Федорович.
Арбитражный суд Ярославской области решением от 30.11.2017, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018, удовлетворил иск. Суды установили, что по своим характеристикам спорные участки относятся к землям лесного фонда и являются собственностью Российской Федерации, поэтому в силу закона не могут находиться в частной собственности.
Не согласившись с принятыми судебными актами, СПК "Угличский" и ООО СПК "Угличский" обратились в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просили отменить решение и постановление в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, собранным доказательствам и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявители настаивают на отнесении спорных земельных участков к землям сельскохозяйственного назначения, что подтверждено записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в Государственном кадастре недвижимости и не оспорено в самостоятельном порядке; на переводе этих участков в земли сельскохозяйственного назначения на основании распоряжения и постановления Совета Министров РСФСР от 05.06.1984 N 713-р и от 13.06.1988 N 231; на отсутствии в государственном лесном реестре сведений об участке с кадастровым номером 76:16:000000:18; на несоответствии лесоустроительной документации пунктам 1.2.2, 1.4.2 и 1.6.5 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 N 265; на фальсификации подписанных неуполномоченным лицом материалов лесоустройства, выполненного в 1999 году; на неверном толковании судами статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации; на неприменении статей 8, 10, 25 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 11 и 134 Лесного кодекса Российской Федерации от 1997 года, статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Основ лесного законодательств Российской Федерации, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 и статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации; на недоказанности выбытия спорных земель из собственности Российской Федерации помимо воли собственника. По мнению кассаторов, системное толкование статей 5, 13 и 44 Земельного кодекса РСФСР от 1970 года и статьи 37 Лесного кодекса Российской Федерации от 1978 года подразумевает, что земельные участки, ранее входившие в лесной фонд (занятые лесными насаждениями) приобретают категорию земель сельскохозяйственного назначения при предоставлении их в пользование распоряжениями Совета Министров РСФСР для целей ведения сельского хозяйства или сельского подсобного хозяйства. Нарушение процессуальных норм ответчики усматривают в том, что вопреки требованиям статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не отразил в протоколе судебного заседания результаты рассмотрения заявления о фальсификации материалов лесоустройства; выводы суда не соответствуют обстоятельствам, установленным в судебном заседании.
Ответчики полагают, что договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организации от 13.12.2000, заключенный между ГУ "Угличский сельский лесхоз" и СПК "Угличский" и принятый судом первой инстанции как доказательство, подтверждающее отнесение спорных участков к лесному фонду, является недопустимым доказательством, так как не прошел государственную регистрацию, не определяет категорию спорных земельных участков, в нем отсутствует картографический материал, свидетельствующий о местоположении участков, указанных в нем.
Кассаторы указывают, что выводы судебных инстанций противоречат сложившейся судебной практике и нарушают её единообразие.
В отзывах на кассационную жалобу Прокурор, Теруправление и Департамент просили оставить обжалованные судебные акты без изменения.
В судебном заседании представители заявителей поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах; Прокурор, представитель Департамента указали на несостоятельность аргументов заявителя.
Общество заявило ходатайство о ведении в ходе судебных заседаний протоколирования с использованием средств аудиозаписи и составлении протокола в письменной форме.
Суд округа, совещаясь на месте, отклонил ходатайство ответчика со ссылкой на пункт 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Окружной суд удовлетворил ходатайство Теруправления о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Рассмотрение настоящего дела откладывалось судом на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 00 минут 01.08.2018.
Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
На основании определения от 01.08.2018 при рассмотрении кассационной жалобы произведена замена судьи Чернышова Д.В. на судью Кислицына Е.Г. В силу части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы после изменения состава суда начато сначала.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив обоснованность кассационной жалобы и отзывов на нее и заслушав полномочных представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из документов и установили суды, Исполнительный комитет Угличского районного Совета народных депутатов принял решение от 05.12.1987 N 380 о перераспределении земель совхоза "Угличский", в соответствии с которым из земель ликвидированного совхоза Угличскому производственному объединению "Чайка" подлежали передаче для расширения сельского подсобного хозяйства 4259 гектара, в том числе 2013 гектаров сельхозугодий, из них 1304 гектара пашни.
Постановлением Администрации от 30.12.1993 N 1138 утвержден проект землеустройства (перераспределения земель) реорганизуемых сельскохозяйственных организаций ПСХ "Угличское" АО "Чайка", ПСХ "Алтыново".
На базе ПСХ "Угличское" АО "Чайка" образовано товарищество с ограниченной ответственностью "Угличское" (далее - ТОО "Угличское"), которому выделено в собственность бесплатно 1551 гектар земель, в том числе сельскохозяйственных угодий 1247 гектар (из них 959 гектаров пашни, 3 гектара садов, 93 гектара сенокосов, 192 гектара пастбищ) и прочих земель 304 гектара; в аренду 689 гектар, в том числе 463 гектара пашни, 37 гектаров сенокосов, 86 гектаров пастбищ (итого сельскохозяйственных угодий - 591 гектар и прочих земель - 98 гектар); в пользование 2 159 гектар прочих земель (из них 1 709 гектаров лесов).
Из экспликации земель ПСХ "Угличское" от 24.12.1993 следует, что по состоянию на 01.11.1991 по графическому учету в составе общей площади земель 4 753 гектара среди прочего имелось 1 798 гектар лесных земель, которые не относились к сельскохозяйственным угодьям. В результате перераспределения земель в пользование ТОО "Угличское" отнесено 2 159 гектар, которые включают 1 709 гектар лесных площадей, 373 гектар древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в гослесфонд, 55 гектар болот, 2 гектара под водой и 20 гектар под дорогами, прогонами и просеками.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и постановления Главы администрации города Углич от 16.02.1996 N 91 ТОО "Угличское" выдано свидетельство на право собственности на землю от 01.02.1996 N 296 (бланк серия РФ - XXII N 0556218), по которому организация приобретает право коллективно-долевой собственности на землю по адресу: село Маймеры Угличского района общей площадью 1 537 гектар - земли сельскохозяйственного назначения, из них сельхозугодий - 1235 гектар (в том числе пашни 945 гектар, сенокосов 95 гектар, пастбищ 192 гектара) и прочих - 302 гектара.
ТОО "Угличское" (правопредшественник СПК "Угличское") оформило свидетельство от 21.02.1996 N 1600296, в соответствии с которым на основании постановления Главы администрации города Углич от 16.02.1996 N 91 в бессрочное постоянное пользование организации предоставлено 2 165 гектар прочих (несельскохозяйственных) угодий для сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 21.05.1998 N 89-п "О передаче участков лесного фонда, ранее находившихся во владении сельхозорганизаций, в безвозмездное пользование и утверждении нормативов безвозмездного пользования" ГУ "Углический сельский лесхоз" (лесхоз) и СПК "Угличский" (лесопользователь) заключили договор от 13.12.2000 безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившихся во владении совхоза "Угличский", общей площадью 1709 гектар, сроком на 10 лет, в том числе для заготовки древесины.
В пределах утвержденных органами власти области нормативов безвозмездного пользования платежи за лесные ресурсы, переданные лесопользователю, не взимаются. За древесину, отпущенную сверх установленных нормативов, в установленном порядке подлежит внесению плата (пункты 4.1 и 4.2 договора).
Постановлением главы Угличского муниципального округа от 10.11.2002 N 761 внесены изменения в постановление Администрации от 30.12.1993 N 1138, и СПК Угличский" закреплено на праве собственности 1 468 гектаров земель, в постоянное (бессрочное) пользование - 2 196 гектаров земель. При этом в экспликации земель СПК (колхоза) "Угличский" по состоянию на 01.01.2002 значится 2 573 гектара прочих (не сельскохозяйственных) угодий.
Согласно постановлению "О внесении изменений и дополнений в постановление Главы администрации города Углича "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределение земель) реорганизуемых ПСХ "Угличское" АО "Чайка", ПСХ "Алтыново" уточнена площадь земельных участков, которая закреплена за СПК "Угличский". Постановлением Главы Угличского муниципального округа от 22.07.2003 N 282 приведенные показатели повторно уточнены и за СПК (колхоз) "Угличский" закреплено в собственность 1 468 гектар, в постоянное (бессрочное) пользование - 2 146 гектар.
По сведениям Государственного кадастра недвижимости, земельный участок площадью 21 460 000 квадратных метров, с кадастровым номером 76:16:000000:0018 поставлен на кадастровый учет 25.11.2002 без правоустанавливающих документов, содержащих сведения о категории земель, но отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения по принадлежности правообладателю - сельскохозяйственной организации.
СПК "Угличский" зарегистрировало право постоянного бессрочного пользования указанным земельным участком, что удостоверяется свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2003.
Глава Угличского муниципального района вынес постановление от 16.12.2007 N 1267 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и предоставлении земельных участков в собственность за плату СПК "Угличский" на основании решений Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2007 по делам N А82-11220/2007, А82-11221/2007, А82-11222/2007, А82-11223/2007, А82-11224/2007 и А82-11225/2007, которыми удовлетворены заявления СПК "Угличский" о признании недействительным отказа Администрации Угличского муниципального района Ярославской области в передаче земельных участков. Согласно данному распорядительному акту органа местного самоуправления переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Угличский" на право собственности в отношении шести земельных участков с кадастровыми номерами 76:16:010401:0149 - 76:16:010401:0154.
Указанные земельные участки образованы из единого землепользования с кадастровым номером 76:16:000000:0018, в результате чего площадь последнего уменьшилась до 21 015 861 квадратного метра.
На основании постановления Главы Угличского муниципального района от 30.04.2008 N 417 право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Угличский" на земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:024 общей площадью 21 015 861 квадратный метр переоформлено на право аренды.
По данным кадастрового учета указанный земельный участок 27.07.2007 образован из земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:0018 и 27.03.2013 снят с кадастрового учета. В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.10.2013 по делу N А82-9074/2013 постановление Главы Угличского муниципального района от 30.04.2008 N 417 признано недействительным по заявлению СПК "Угличский".
Администрация вынесла постановление от 16.04.2013 N 471 о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:0018 и предоставлении этого земельного участка в собственность СПК "Угличский".
Управление (продавец) и СПК "Угличский" (покупатель) заключили договор купли-продажи от 22.04.2013 N 32 указанного земельного участка. В этот же день участок передан покупателю по акту. Право собственности СПК "Угличский" зарегистрировано в установленном законом порядке 30.12.2013.
По решению СПК "Угличский" за счет площади данного земельного участка образованы следующие земельные участки: площадью 741 485 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:836 (который был разделен 06.04.2016 на два земельных участка площадью 655 808 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:964 и площадью 85 077 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:965), площадью 25 622 квадратных метра с кадастровым номером 76:16:010401:837, площадью 165 373 квадратных метра с кадастровым номером 76:16:010401:838, площадью 3 780 790 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:839, площадью 92 125 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:842, площадью 89 927 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:843, площадью 850 562 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:844, площадью 244 055 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:845, площадью 142 114 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:846, площадью 63 961 квадратный метр с кадастровым номером 76:16:010401:849, площадью 6 444 квадратных метра с кадастровым номером 76:16:010401:850, площадью 357 289 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:869, площадью 10 832 квадратных метра с кадастровым номером 76:16:010401:870, площадью 753 985 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:871, площадью 38 901 квадратный метр с кадастровым номером 76:16:010401:881, площадью 245 420 квадратных метров с кадастровым номером 76:16:010401:882.
СПК "Угличский" приняло решение от 06.04.2015 о внесении в качестве вклада в уставный капитал ООО "СПК "Угличский" спорных земельных участков.
Посчитав, что договор купли-продажи от 22.04.2013 N 32 заключен ответчиками в отношении земельного участка лесного фонда, на распоряжение которым орган местного самоуправления не имел полномочий, Прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора купли-продажи от 22.04.2013 N 32) предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Полномочия данных органов дифференцированы исходя из принадлежности земель к определенной категории.
В статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен порядок перевода земель из одной категории в другую и предусмотрен перечень документов, в которых может указываться категория земель. К числу таких документов относятся, в том числе акты государственных органов и органов местного самоуправления, договоры, предметом которых являются земельные участки, государственный кадастр недвижимости, документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Между тем, по смыслу пункта 2 этой же статьи, данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее.
Из анализа пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 6 (пункты 1 и 3) и 67 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 следует, что отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации, подтверждающей фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Суды обеих инстанций установили и материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:18 сформирован на основании заявления СПК "Угличский" в соответствии с постановлением Администрации от 30.12.1993 N 1138 как общее землепользование, занят лесными насаждениями, ранее относился к колхозным лесам, составляющим наряду с лесами государственного значения единый государственный лесной фонд (статья 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.06.1977 N 5906-IX и статья 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1), и с начала его использования фактически по своему целевому назначению был отнесен к землям лесного фонда. В деле имеются сведения о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования спорных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, из которых следует, что они покрыты лесными насаждениями (том 8, листы дела 119 - 131).
Причисление данного участка к лесному фонду подтверждается договором безвозмездного пользования от 13.12.2000 и материалами лесоустройства от 1999 года, выполненными западным государственным лесоустроительным предприятием "Брянсклеспроект".
Суд первой инстанции в целях проверки заявления ответчиков о фальсификации плана лесонасаждений ТОО "Угличский", таксационных описаний назначил судебную почерковедческую экспертизу, проведение которой поручил обществу с ограниченной ответственностью "Межрегиональный институт судебных экспертиз и исследований". Согласно выводам эксперта Соколова А.Ф. подпись от имени начальника лесоустроительной экспедиции Барабанова Н.А. в плане лесонасаждений ТОО "Угличский" (лесоустройство 1999 года) и проекте ведения лесного хозяйства СПОК "Угличский межхозяйственный лесхоз" государственного учреждения "Ярсельлес" Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (таксационное описание, проектные ведомости, учет лесного фонда 1999 года) выполнена другим лицом.
Вместе с тем, с учетом пояснений данных экспертом в судебном заседании, а также на основании данных государственного учета лесного фонда на 01.01.2000 "Распределение площади лесов и запасов древесины по преобладающим породам и группам возраста", "Распределение площади лесного фонда по категориям земель, группам лесов и категориям защищенности лесов первой группы", в отношении которых заявлений о фальсификации не поступило, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления ответчика о фальсификации доказательства и исключении приведенных документов из числа доказательств по делу. При этом суд обоснованно исходил из того, что лесоустройство фактически проведено, данные документы являются техническими, не носят ненормативного характера, а потому отсутствие на них подписи уполномоченного лица при применении данных документов в работе уполномоченных органов не свидетельствует о том, что содержащиеся в них сведения не соответствуют действительности. Доказательств недостоверности данных, содержащихся в лесоустроительной документации, ответчики не представили.
Достаточных документов, являющихся основанием для отнесения лесных участков к землям сельскохозяйственного назначения, понятие которых дано в пункте 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат.
Распоряжение и постановление Совета Министров РСФСР от 05.06.1984 N 713-р и от 13.06.1988 N 231 не являются актами о переводе земель из одной категории в другую в смысле, придаваемом в статье 37 Лесного кодекса РСФСР 1978 года, устанавливающей порядок перевода лесных площадей в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, который требовал принятия специального акта уполномоченным органом. Постановление Совета Министров РСФСР от 13.06.1988 N 231 предусматривает передачу совхоза "Угличский" в ведение Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР для организации на его базе подсобного сельского хозяйства. Предшествовавшие данному постановлению письма и распорядительные акты Угличского районного совета народных депутатов содержали предложения о смене землепользователей, а не о переводе земель совхоза "Угличский" из одной категории в другую. Вместе с тем данные документы дополнительно подтверждают передачу подсобному хозяйству Угличского производственного объединения "Чайка" лесов I группы площадью 1562 га, ранее находившихся в пользовании совхоза "Угличский".
Указание в постановлении Совета Министров РСФСР от 13.06.1988 N 231 на передачу совхоза в целях организации на его базе подсобного сельского хозяйства промышленного предприятия не является изменением целевого использования спорных земельных участков.
В соответствии с Основами лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 года леса в СССР образовывали единый государственный лесной фонд.
В силу статьи 4 Лесного кодекса РСФСР (в редакции от 03.12.1979, 18.01.1985) единый государственный лесной фонд состоит из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование.
Согласно Основам лесного законодательства Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации 06.03.1993 N 4613-1, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие); нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие). В лесной фонд не входят: защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов; озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
В соответствии со статьей 10 Основ лесного законодательства Российской Федерации лесной фонд находился во владении лесхозов, колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Во владении колхозов, совхозов находился лесной фонд, ранее переданный колхозам в бессрочное пользование, а также закрепленный за совхозами. При реорганизации колхоза или совхоза в другое сельскохозяйственное формирование ему передавался во владение лесной фонд этого колхоза и совхоза.
Изложенное свидетельствует о том, что в состав государственной собственности согласно Лесному кодексу РСФСР и Основам Лесного законодательства Союза ССР входили, в том числе, леса, находившиеся на земельных участках, предоставленных колхозам и совхозам.
Таким образом, законодательство, действовавшее с 1988 года, не предусматривало автоматического перевода участков лесного фонда в земли сельхозназначения при передаче их в пользование сельскохозяйственным предприятиям.
Статья 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации предусматривала, что ведение лесного хозяйства и пользование лесным фондом в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований осуществляются с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса. Колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования обязаны организовать ведение лесного хозяйства в лесном фонде, находящемся в их владении, через межхозяйственные лесхозы или по договорам с государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с Основами, положением по ведению лесного хозяйства в лесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формирований, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
СПК "Угличский" во исполнение указанных требований закона 13.12.2000 заключал с ГУ "Угличский сельский лесхоз" договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, подтверждая тем самым нахождение в его ведении земель лесного фонда.
Следовательно, позиция заявителей о необходимости причисления земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:0018 к землям сельскохозяйственного назначения является ошибочной, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основана на неверном толковании норм материального права.
Иных достаточных документов, являющихся основанием для отнесения спорных лесных участков к землям сельскохозяйственного назначения, ответчики не представили. В деле отсутствуют доказательства, подтверждающие их использование ответчика в целях сельскохозяйственного производства.
Сведения, содержащиеся в Государственном кадастре недвижимости, применительно к рассмотренному спору не являются бесспорным доказательством отнесения земель к определенной категории.
Исследовав кадастровое дело земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:0018 и приняв во внимание результаты проведения государственного земельного надзора, подтверждающие факт неиспользования спорных земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства, суды нижестоящих инстанций не усмотрели законных оснований для учета спорных участков в качестве земель сельскохозяйственного назначения, что не противоречит статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 10 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", который допускает изменение содержащихся в названных документах сведений о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора.
Судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что земли лесного фонда как ранее, так и в настоящее время находятся в федеральной (государственной) собственности, участки лесного фонда могут находиться во владении и пользовании сельскохозяйственных организаций и использоваться ими для сельскохозяйственного производства. При этом закон не предоставляет муниципальным образованиям прав на участки лесного фонда и не наделяет органы местного самоуправления полномочиями по распоряжению ими.
В нарушение статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении оспариваемого договора купли-продажи орган местного самоуправления распорядился не принадлежащим ему имуществом в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
В силу изложенных обстоятельств суды правомерно признали договор купли-продажи от 22.04.2013 N 32, заключенным вопреки указанным нормам права, ничтожной сделкой (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 34 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов от 29.04.2010 N 10/22) спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. В случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301 и 302 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Данные нормы права позволяют собственнику истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В пункте 37 постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в соответствии со статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела и пришел к выводу о том, что ООО "СПК "Уличский", учитывая его аффилированность с СПК "Угличский", нельзя признать добросовестным приобретателем имущества со ссылкой на пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановление Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 148/11. При этом суд обоснованно указал на то, что спорное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо воли уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом органа, поскольку каких-либо действий по отчуждению имущества Рослесхоз не совершал. Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленное требование о виндикации.
Утверждение ООО "СПК "Угличский" относительно его статуса добросовестного приобретателя, по существу, направлено на переоценку фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию кассационной инстанции.
Суд округа не усмотрел нарушений судами нижестоящих инстанций норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных решения и постановления.
Доводы кассаторов о несоответствии выводов суда обстоятельствам, установленным по делу, со ссылкой на аудиозаписи судебных заседаний, необоснованны, так как по правилам статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства устанавливаются судом по результатам оценки доказательств при принятии решения, то есть в совещательной комнате, обсуждение доводов и возражений сторон в ходе судебного разбирательства не свидетельствует об установлении судами обстоятельств дела.
Отражение судом первой инстанции результатов рассмотрения заявления ответчиков о фальсификации доказательств в решении, а не в протоколе судебного заседания, как того требует часть 2 статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не привело к принятию неправильных судебных актов. Ответчики не воспользовались своим правом на представление в установленные законом сроки замечаний на протокол судебного заседания. Ни в суд апелляционной инстанции, ни в суд кассационной инстанции ответчиками не были представлены дополнительные доказательства недостоверности оспоренных материалов лесоустройства 1999 года.
Суд округа признал, что доводы ответчиков об отсутствии сведений, подтверждающих утверждение в установленном порядке материалов лесоустройства, обоснованно не приняты судами нижестоящих инстанций, поскольку факт отнесения спорного участка к землям лесного фонда подтверждается представленной в материалы дела совокупностью доказательств (статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ссылка заявителей на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судами учитываются обстоятельства, установленные в каждом конкретном деле.
По существу доводы жалоб направлены на несогласие с выводами судов и переоценку фактических обстоятельств по делу, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Несогласие заявителей с выводами судов, иная оценка ими фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законов, не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждают существенных нарушений норм права, которые повлияли на исход дела и явились бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах окружной суд не нашел оснований для отмены обжалованных судебных актов применительно к доводам, изложенным в кассационных жалобах.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителей.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2018 по делу N А82-5482/2016 оставить без изменения, кассационные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Угличский" (ОГРН: 1027601303190, ИНН: 7612018776), общества с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский" (ОГРН: 1147612001129, ИНН: 7612046212) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 37 постановления Пленумов от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что в соответствии со статьей 302 Гражданского кодекса Российской Федерации ответчик вправе возразить против истребования имущества из его владения путем представления доказательств возмездного приобретения им имущества у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем он не знал и не должен был знать (добросовестный приобретатель).
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела и пришел к выводу о том, что ООО "СПК "Уличский", учитывая его аффилированность с СПК "Угличский", нельзя признать добросовестным приобретателем имущества со ссылкой на пункт 9 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.11.2008 N 127 "Обзор практики применения судами статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации" и постановление Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2011 N 148/11. При этом суд обоснованно указал на то, что спорное имущество выбыло из владения Российской Федерации помимо воли уполномоченного на распоряжение федеральным имуществом органа, поскольку каких-либо действий по отчуждению имущества Рослесхоз не совершал. Таким образом, суд правомерно удовлетворил заявленное требование о виндикации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 августа 2018 г. N Ф01-2553/18 по делу N А82-5482/2016
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2553/18
02.03.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-554/18
30.11.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-5482/16
30.11.2016 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-5482/16