г. Киров |
|
02 марта 2018 г. |
Дело N А82-5482/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 марта 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малых Е.Г.,
судей Горева Л.Н., Тетервака А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Федоровой Н.И.,
при участии в судебном заседании представителей:
Прокуратуры Ярославской области - Момотюка В.В., по доверенности от 28.12.2017 года и служебному удостоверению,
СПК "Угличский" - Захарова Д.А., по доверенности от 06.02.2017,
ООО "СПК Угличский" - Куц А.В., по доверенности от 17.05.2016; Захарова Д.А., по доверенности от 06.02.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Угличский" и общества с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017 по делу N А82-5482/2016, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,
по иску Прокуратуры Ярославской области (ОГРН 1027600688917; ИНН 7604008189) в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298; ИНН 7705598840)
к администрации Угличского муниципального района Ярославской области (ОГРН 1027601305830; ИНН 7612007044); управлению муниципального имущества и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района (ОГРН 1027601303685; ИНН 7612003466); сельскохозяйственному производственному кооперативу "Угличский" (ОГРН 1027601303190; ИНН 7612018776); обществу с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский" (ОГРН 1147612001129; ИНН 7612046212)
третьи лица: департамент лесного хозяйства Ярославской области (ОГРН 1077603000254; ИНН 7603035944); межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (ОГРН 1133340004401; ИНН 3329056771); Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области (ОГРН 1027700485757; ИНН 7705401340); управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219; ИНН 7604071920); Атабекова Надежда Владимировна; Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект" (ОГРН 1157746215527; ИНН 7722319952); межмуниципальный отдел по Угличскому и Мышкинскому районам
о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 22.04.2013 N 32 и истребовании из чужого незаконного владения земельных участков,
установил:
Прокуратура Ярославской области в интересах Российской Федерации в лице уполномоченного органа - Федерального агентства лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к администрации Угличского муниципального района Ярославской области, управлению муниципального имущества и земельных отношений администрации Угличского муниципального района Ярославской области (далее - УМИ), сельскохозяйственному производственному кооперативу "Угличский" (далее - СПК "Угличский"), обществу с ограниченной ответственностью "СПК Угличский" (далее - ООО "СПК Угличский"):
- о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 22.04.2013 N 32, заключённого между Угличским муниципальным районом в лице УМИ и СПК "Угличский",
- об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 76:16:000000:18, 76:16:010401:882, 76:16:010401:844, 76:16:010401:881, 76:16:010401:843, 76:16:010401:842, 76:16:010401:849, 76:16:010401:837, 76:16:010401:846, 76:16:010401:870, 76:16:010401:839, 76:16:010401:838, 76:16:010401:871, 76:16:010401:845, 76:16:010401:869, 76:16:010401:964, 76:16:010401:965 и передаче их Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области.
В ходе рассмотрения спора на основании определений суда к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - Управление Росреестра по Ярославской области), Атабекова Надежда Владимировна, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект"; в качестве специалиста - Соколов Александр Фёдорович.
В соответствии с определением суда от 23.08.2017 г. произведена замена в связи с реорганизацией Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области на его правопреемника - Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях (далее - МТУ).
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017 исковые требования удовлетворены.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Угличский" с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
По мнению заявителя жалобы, выводу суда о том, что спорный земельный участок 76:16:000000:18 относится к землям лесного фонда, является ошибочным, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя закреплено на земли сельскохозяйственного назначения, о чем имеются выписки из ЕГРП. У сторон договора купли-продажи не было оснований считать по-иному. Заявитель жалобы не согласен с тем, что суд отклонил доказательства, указав на невозможность сопоставить спорные земельные участки с площадями, переданными в 1984/1988 Угличскому производственному объединению "Чайка" (решение Совета Министров РСФСР 1984/1988). Суд при исследовании материалов дела сделал вывод о вхождении спорных участков в массив переданных земель, но в решении указал на обратное. Суд не осуществил полное исследование доказательств, не учел статью 77 Земельного кодекса РФ. Заявитель считает, что проведение лесоустройства, на основании чего сделан вывод об отнесении земель к землям лесного фонда, не влечет изменение категории участков. Заявитель не согласен со ссылкой на договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, он не был зарегистрирован и не считается заключенным. Предоставленный в качестве доказательства план лесонасаждений не отвечает требованиям к письменным доказательствам по статье 75 АПК РФ, материалы лесоустройства являются обязательным нормативно-техническим документов. Суд необоснованно не применил положения Федерального закона "О лесной амнистии". Заявитель не согласен с представленным в дело актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования от 03.11.2017 N 124/1-з, который был представлен в последний день рассмотрения дела, что привело к ущемлению прав ответчика, суд не предоставил время для ознакомления с указанным документом.
Общество с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать. Апелляционная жалоба общества "СПК "Угличский" повторяет доводы жалобы СПК "Угличский".
Прокуратура в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения, считает, что суд правильно пришел к выводу, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда. Действия СПК "Угличский" по разделу и продаже земельного участка представляют собой злоупотребление первом.
Департамент лесного хозяйства Ярославской области в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении жалоб отказать, оставить решение без изменения, считает, что суд дал правильную оценку доказательствам.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционные жалобы не представили.
19.02.2018 от ООО "СПК "Угличский" в материалы дела поступило ходатайство о приобщении дополнительных доказательств - письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 11.01.2018 N 5-ФС-К/2878-21 и запроса, на который получено письмо. Заявитель указал в качестве причин, обосновывающих невозможность представления доказательств в суд первой инстанции, получение данных документов после рассмотрения дела, а ходатайство об отложении судом было отклонено.
22.02.2018 от ООО "СПК "Угличский" в материалы дела поступили дополнительные пояснения. Заявитель считает, что суд не учел нормативные акты Ярославской области о территориальном планировании, не применил статью 302 ГК РФ
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей неявившихся участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы администрации города Углича Ярославской области от 30.12.1993 N 1138 "Об утверждении проектов землеустройства /перераспределения земель/ реорганизуемых ПСХ "Угличское" АО "Чайка, ПСХ "Алтыново" утвержден проект землеустройства /перераспределения земель/ указанных предприятий и произведено закрепление земель в соответствии с приложениями к этому документу (т. 3 л.д. 6-7), а именно ТОО "Угличское" выделено:
- в собственность бесплатно 1 551 га, в том числе сельскохозяйственных угодий 1 247 га (из них 959 га пашни, 3 га сад, 93 га сенокосов, 192 га пастбищ) и прочих земель 304 га,
- в аренду 689 га, в том числе 463 га пашня, 37 га сенокос, 86 га пастбища (итого сельскохозяйственных угодий - 591 га и прочих земель - 98 га),
- в пользование 2 159 га прочих земель.
Согласно материалам проекта землеустройства /перераспределения земель/ ПСХ "Угличское" АО "Чайка", разработанного Ярославским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием в 1993 году, в результате реорганизации на базе ПСХ "Угличское" АО "Чайка" образовано Товарищество с ограниченной ответственностью "Угличское" (далее - ТОО "Угличское"), которому в пользование переданы земли на общей площади 2 159 га, из них лесов 1 709 га (т. 3 л.д. 1-3).
Из экспликации земель ПСХ "Угличское" от 24.12.1993 следует, что по состоянию на 01.11.1991 по графическому учету в составе общей площади земель 4 753 га среди прочего имелось 1 798 га лесных земель, которые не относились к сельскохозяйственным угодьям. В результате перераспределения земель в пользование ТОО "Угличское" отнесено 2 159 га, которые включают 1 709 га лесных площадей, 373 га древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в гослесфонд, 55 га болот, 2 га под водой и 20 га под дорогами, прогонами и просеками (т. 3, л.д. 4- 5).
Данные обстоятельства дополнительно подтверждаются пояснениями Управления Росреестра по Ярославской области (т. 3, л.д. 64-65).
На основании Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и постановления Главы администрации города Углич от 16.02.1996 N 91 ТОО "Угличское" выдано свидетельство на право собственности на землю от 01.02.1996 N 296 (бланк серия РФ-XXII N 0556218), по которому организация приобретает право коллективно-долевой собственности на землю по адресу с. Маймеры Угличского района общей площадью 1 537 га - земли сельскохозяйственного назначения, их них сельхозугодий - 1235 га (в том числе пашни 945 га, сенокосов 95 га, пастбищ 192 га) и прочих - 302 га (т. 1 л.д. 29, т. 2, л.д. 21-22).
21.02.1996 ТОО "Угличское" оформлено отдельное свидетельство N 1600296, по которому в бессрочное постоянное пользование организации предоставлено 2 165 га прочих (несельскохозяйственных) угодий для сельскохозяйственного назначения на основании постановления Главы администрации города Углич от 16.02.1996 N 91 (т. 1 л.д. 34).
После этого ТОО "Угличское" реорганизовано в СПК "Углический" (создано 07.10.1998, т 1 л.д. 27), что удостоверяется уставом СПК "Углический", в котором указано, что кооператив является преемником по правам и обязанностям ТОО "Угличское" (т. 1, л.д. 72).
13.12.2000 между ГУ "Углический сельский лесхоз" и СПК "Угличский" заключен договор безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организации, по условиям которого объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении совхоза "Угличский" общей площадью 1709 га сроком на 10 лет (т. 3, л.д. 85-94).
Согласно постановлению главы Угличского муниципального округа от 10.11.2002 N 761 "О внесении изменений о дополнений в постановление Главы администрации города Углича от 30.12.1993 N 1138 "Об утверждении проектов землеустройства (перераспределение земель) реорганизуемых ПСХ "Угличское", АО "Чайка", ПСХ "Алтыново" уточнена площадь земельных участков, которая закреплена за СПК "Угличский", в результате чего в собственность организации определено 1 468 га, в постоянное (бессрочное) пользование - 2 196 га. При этом в экспликации земель СПК (колхоза) "Угличский" по состоянию на 01.01.2002 значится 2 573 га прочих (не сельскохозяйственных) угодий (т. 3, л.д. 66а-66б).
Постановлением Главы Угличского муниципального округа от 22.07.2003 N 282 приведенные показатели повторно уточнены и за СПК (колхоз) "Угличский" закреплено в собственность 1 468 га, в постоянное (бессрочное) пользование 2 146 га (т. 3 л.д. 66в).
20.05.2003 СПК "Угличский" зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:0018 площадью 21 460 000 кв м, что удостоверяется выданным свидетельством о государственной регистрации права от 21.05.2003 (т. 1, л.д. 44). При этом по данным кадастрового учета этот земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (том 2 л.д. 41).
16.12.2007 Главой Угличского муниципального района вынесено постановление N 1267 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и предоставлении земельных участков в собственность за плату СПК "Угличский" на основании решений Арбитражного суда Ярославской области от 22.11.2007 г. по делам N А82-11220/2007, А82-11221/2007, А82-11222/2007, А82-11223/2007, А82-11224/2007 и А82-11225/2007, которыми удовлетворены заявления СПК "Угличский" о признании недействительным отказа Администрации Угличского муниципального района Ярославской области в передаче земельных участков (т 2 л.д. 49-50). Согласно данному распорядительному акту органа местного самоуправления переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования СПК "Угличский" на право собственности в отношении следующих земельных участков общей площадью 444 139 кв м:
- с кадастровым номером 76:16:010401:0149 площадью 223 188 кв м,
- с кадастровым номером 76:16:010401:0150 площадью 72 050 кв м,
- с кадастровым номером 76:16:010401:0151 площадью 41 327 кв м,
- с кадастровым номером 76:16:010401:0152 площадью 17 419 кв м,
- с кадастровым номером 76:16:010401:0153 площадью 12 812 кв м,
- с кадастровым номером 76:16:010401:0154 площадью 77 343 кв м.
Указанные земельные участи образованы из состава единого землепользования с кадастровым номером 76:16:000000:0018 и уменьшили его площадь до 21 015 861 кв м, что удостоверяется пояснениями органа кадастрового учета (т. 2, л.д. 112-124).
По постановлению Главы Угличского муниципального района от 30.04.2008 N 417 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении его в аренду СПК "Угличский" переоформлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 76:16:000000:024 общей площадью 21 015 861 кв м на право аренды (т 2 л.д. 53). Из данных кадастрового учета следует, что указанный земельный участок 27.07.2007 был образован из земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:0018 и впоследствии снят с кадастрового учета 27.03.2013 (т. 1, л.д. 45, т 4, л.д. 38). В соответствии с решением Арбитражного суда Ярославской области от 31.10.2013 по делу N А82-9074/2013 постановление Главы Угличского муниципального района от 30.04.2008 N 417 признано недействительным по заявлению СПК "Угличский" (т 2, л.д. 120-123).
16.04.2013 Администрацией Угличского муниципального района принято постановление от 16.04.2013 N 471 "О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и предоставлении земельного участка СПК "Угличский" в собственность за плату", которым переоформлено указанное право организации в отношении земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:0018 площадью 21 015 861 кв м (т 2 л.д. 100-101).
22.04.2013 между УМИ (продавец) и СПК "Угличский" (покупатель) заключён договор купли-продажи земельного участка N 32, согласно которому продавец продал, а покупатель купил земельный участок общей площадью 21 015 861 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 76:16:000000:18, предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства по адресу: Ярославская область, Угличский район (т 2 л.д. 67-68).
Данный земельный участок передан покупателю по передаточному акту от 22.04.2013 (т 2 л.д. 69).
30.12.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности СПК "Угличский" на земельный участок общей площадью 21 015 861 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер 76:16:000000:18, предоставленный для ведения сельскохозяйственного производства, по адресу: Ярославская область, Угличский район, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2013 (т 1 л.д. 126).
В дальнейшем за счет площади данного земельного участка по решению СПК "Угличский" образованы следующие земельные участки:
- 29.05.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:836 площадью 741 485 кв м (который 06.04.2016 был разделен на земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:964 площадью 655 808 кв м и земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:965 площадью 85 077 кв м), с кадастровым номером 76:16:010401:837 площадью 25 622 кв м и с кадастровым номером 76:16:010401:838 площадью 165 373 кв м,
- 10.06.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:839 площадью 3 780 790 кв м,
- 01.07.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:842 площадью 92 125 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:843 площадью 89 927 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:844 площадью 850 562 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:845 площадью 244 055 кв м и земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:846 площадью 142 114 кв м,
- 04.07.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:849 площадью 63 961 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:850 площадью 6 444 кв м,
- 23.10.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:869 площадью 357 289 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:870 площадью 10 832 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:871 площадью 753 985 кв м,
- 17.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:881 площадью 38 901 кв м, земельный участок с кадастровым номером 76:16:010401:882 площадью 245 420 кв м.
Из числа указанных объектов по данным Единого государственного реестра недвижимости на дату рассмотрения спора в суде в собственности СПК "Угличский" имеются земельные участки с кадастровыми номерами 76:16:010401:882, 76:16:010401:844, 76:16:010401:881, 76:16:010401:843, 76:16:010401:842, 76:16:010401:849, 76:16:010401:837, 76:16:010401:846, 76:16:010401:870, 76:16:010401:839, 76:16:010401:838, 76:16:010401:871, 76:16:010401:845, 76:16:010401:869, 76:16:010401:964, 76:16:010401:965.
25.06.2015 земельный участок с кадастровым номером 76:16:000000:18 площадью 13 396 394 кв м перешел в собственность ООО "СПК Угличский" по решению СПК "Угличский" в качестве вклада в уставной капитал, что подтверждается решением единственного участника ООО "СПК "Угличский" от 06.04.2015 г. (т,1 л.д. 56-68).
Полагая, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями по распоряжению земельными участками лесного фонда, Прокуратура Ярославской области обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ в редакции, действующей до 01.09.2013).
Согласно разъяснениям пункта 84 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N25) допустимо предъявление исков о признании недействительной ничтожной сделки без заявления требования о применении последствий ее недействительности, если истец имеет законный интерес в признании такой сделки недействительной. В случае удовлетворения иска в решении суда о признании сделки недействительной должно быть указано, что сделка является ничтожной.
Пунктом 69 Постановления Пленума N 25 предусмотрено, что положения Гражданского кодекса РФ об основаниях и последствиях недействительности сделок в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 100-ФЗ) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления его в силу, то есть после 01.09.2013 (пункт 6 статьи 3 Закона N 100-ФЗ). Для целей применения этого положения под совершением двусторонней сделки (договора) понимается момент получения одной стороной акцепта от другой стороны (пункт 1 статьи 432, пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
Статьей 168 Гражданского кодекса РФ в редакции, действующей до 01.09.2013, предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно правовой позиции, приведенной в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации", поскольку к публично - правовым образованиям (пункт 1 статьи 124 ГК РФ) применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично - правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ).
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, пришёл к выводу о том, что договор купли-продажи от 22.04.2013 является ничтожной сделкой.
Доводы заявителей жалобы о том, что земельный участок 76:16:000000:0018 не относился к землям лесного фонда, за заявителем было закреплено право постоянного (бессрочного) пользования на земли с категорией сельскохозяйственных, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктами 1, 5 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли лесного фонда.
К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (пункт 1 статьи 101 ЗК РФ).
Статьей 77 ЗК РФ конкретизировано, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1).
Согласно статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьями 9, 29 ЗК РФ статьями 209, 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, являющимися федеральной собственностью, от имени Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 5 статьи 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте, то есть могут предоставляться в частную собственность только в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В данном случае сторонами совершена сделка в отношении земельного участка, приватизация которого была запрещена.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в постоянное (бессрочное) пользование СПК "Угличский" передавались колхозные земли, а также спорный земельный участок, занятый лесом. В правоустанавливающих документах о предоставлении земель указано, что соответствующая площадь занята лесами и является прочими (несельскохозяйственными) угодьями. Следовательно, спорный земельный участок относится к землям лесного фонда и не мог быть передан в собственность ответчикам.
Доводы заявителя жалобы, согласно которым спорные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, основаны на сведениях государственного кадастра недвижимости.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда, является исследованные судом первой инстанции материалы лесоустройства. Доказательств, опровергающих достоверность материалов лесоустройства, ответчики не представили; возражения относительно допустимости представленных прокурором доказательств, в том числе, заявление о фальсификации получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
Достаточных документов, являющихся основанием для отнесения спорного участка к землям сельскохозяйственного назначения (с учетом его фактического использования в период с даты закрепления участка за ответчиком и до его продажи по оспариваемой сделке), ответчик не представил (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителей жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно не применил нормы Закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ.
Положения Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" не подлежат применению в рамках настоящего спора.
Норма о приоритете ЕГРН при определении принадлежности земельного участка к определенной категории земель применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, и использование (назначение) земельного участка не связано с использованием лесов (пункт 7 статьи 3 Закона N 280-ФЗ).
Правило о приоритете сведений ЕГРН не распространяется на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства РФ.
Суд первой инстанции указал на наличие в материалах дела кадастрового дела по земельным участкам с кадастровыми номерами 76:16:010401:869, 76:16:010401:870, 76:16:010401:871, 76:16:010401:881, 76:16:010401:882, выписки из протокола общего собрания членов СПК "Угличский" от 17.09.2012, в которой отражено решение организации о проведении мероприятий по выделу из земельного участка с кадастровым номером 76:16:000000:18 и в скобках приведено описание данного земельного участка - колхозные леса (т. 8 л.д. 16, 35, 54, 72, 92), а также факт заключения 13.12.2000 между ГУ "Углический сельский лесхоз" и СПК "Угличский" договора безвозмездного пользования участками лесного фонда, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организации, по условиям которого объектом безвозмездного пользования являются участки лесного фонда в границах землепользования, ранее находившиеся во владении совхоза "Углический" общей площадью 1709 га сроком на 10 лет (т. 3 л.д. 85-94).
Доказательства, которые бы подтверждали, что спорные земельные участки используются ответчика в качестве земель сельскохозяйственного назначения, не представлено.
Ссылка заявителей жалобы на нарушения законодательства при оформлении акта проверки от 03.11.2017 не опровергает достоверность приведенных в акте сведений о неиспользовании земельных участков по назначению, а также не опровергает правильные выводы суда первой инстанции, не влияет на законность и обоснованность судебного акта.
Согласно пункту 2 статьи 71 ЗК РФ государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2 Положения о земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, установлено, что функции по земельному надзору осуществляются, в том числе, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
При этом апелляционный суд исходит из того, что Закон N 280-ФЗ прямо предоставляет право уполномоченного органа исполнительной власти на обращение в суд с иском об оспаривании зарегистрированных прав в отношении тех земельных участков, в отношении которых не может быть применен приоритет данных ЕГРН.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции спор разрешен согласно действующему законодательству, фактические обстоятельства дела установлены на основе полного и объективного исследования представленных доказательств и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.11.2017 по делу N А82-5482/2016 оставить без изменения, а апелляционные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Угличский" и общества с ограниченной ответственностью "СПК "Угличский" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Малых |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5482/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 августа 2018 г. N Ф01-2553/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Прокуратура Ярославской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: Администрация Угличского муниципального района Ярославской области, ООО "СПК УГЛИЧСКИЙ", СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "УГЛИЧСКИЙ", Управление муниципального имущества и земельных отношений Администрации Угличского муниципального района
Третье лицо: Атабекова Надежда Владимировна, Департамент лесного хозяйства Ярославской области, Межмуниципальный отдел по Угличскому и Мышкинскому районам, Межрегиональное территоториальное управление Федерального агенства по управлению гос.имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, МТУФА по управлению гос.имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской, Ярославской областях, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ярославской области, Управление Росреестра по Ярославской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, ФГБУ "Рослесинфорг" в лице филиала "Заплеспроект", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по ЯО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ярославской области, ООО МИСЭ, Отдел адресно-справочной работы и информационных ресурсов УФМС России, специалист Соколов Александр Фёдорович, Управление Росреестра по Ярославской области Межмуниципальный отдел по Угличскому и Мышкинскому районам, Эксперт Соколов Александр Федорович
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2553/18
02.03.2018 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-554/18
30.11.2017 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-5482/16
30.11.2016 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-5482/16