г. Нижний Новгород |
|
18 июля 2017 г. |
Дело N А31-10270/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.07.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.07.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Шабетовой Ю.В. (доверенность от 14.01.2015),
от заинтересованного лица: Ершовой Т.Н. (доверенность от 05.04.2017 N 42), Шереметьевой О.Э. (доверенность от 10.08.2016 N 58), Шуляк Н.С. (доверенность от 25.01.2017 N 12)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 18.01.2017, принятое судьей Максименко Л.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017, принятое судьями Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А31-10270/2016
по заявлению акционерного общества "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице его филиала "Дирекция строящейся Костромской атомной станции" (ИНН: 7721632827, ОГРН: 5087746119951)
о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области от 04.07.2016 N 21177
и установил:
акционерное общество "Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" в лице филиала "Дирекция строящейся Костромской атомной станции" (далее - АО "Концерн Росэнергоатом", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 04.07.2016 N 21177 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2015 год по земельному участку с кадастровым номером 44:02:000000:649 в размере 10 768 392 рублей, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Арбитражный суд Костромской области решением от 18.01.2017 удовлетворил заявленное требование.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению статью 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговый орган, ссылаясь на решение Костромского областного суда от 26.03.2015 по делу N 3-11/15, считает, что кадастровая оценка, установленная на основании постановления Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 542-а, применяется для расчета земельного налога, начиная с 01.01.2016. Вследствие этого решение Комиссии от 01.06.2015 N 41, принятое по результатам рассмотрения заявления Общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации от 22.12.2014 N 542-а, подлежит применению также с 2016 года. Таким образом, по мнению Инспекции, налоговую базу по земельному налогу за 2015 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:02:000000:649 следует исчитывать исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации от 22.07.2011 N 270-а.
Подробно доводы налогового органа приведены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании с доводами Инспекции не согласились, указав на законность обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ярославской области.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной АО "Концерн Росэнергоатом" декларации по земельному налогу за 2015 год, результаты которой отразила в акте от 16.05.2016 N 18793.
В ходе проверки налоговый орган установил, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 44:02:000000:649 Общество неправомерно исчислило земельный налог за 2015 год исходя из кадастровой стоимости в размере 1 445 960 000 рублей, утвержденной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Костромской области (далее - Комиссия) от 01.06.2015 N 41, которое было принято по результатам оспаривания кадастровой стоимости в размере 2 054 037 428 рублей, установленной постановлением Администрации от 22.12.2014 N 542-а и подлежащей применению с 01.01.2016.
Рассмотрев материалы проверки, руководитель Инспекции принял решение от 04.07.2016 N 21177, согласно которому Обществу доначислено 10 951 939 рублей земельного налога, 1 054 928 рублей 01 копейка пеней и 3 980 571 рубль 20 копеек штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области от 02.09.2016 N 12-12/09782@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в части доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 44:02:000000:649.
Руководствуясь статьями 53, 388, 390, 391, 396 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, абзацем 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", абзацем 8 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также учитывая разъяснения, данные в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", и правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1555-О, Арбитражный суд Костромской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о правомерном исчислении Обществом земельного налога за 2015 год исходя из кадастровой стоимости в размере 1 445 960 000 рублей, определенной решением Комиссии от 01.06.2015 N 41.
Второй арбитражный апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 391 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 Кодекса).
Аналогичное положение закреплено в части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ (то есть 22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.
Суды установили, что Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 44:02:000000:649.
Постановлением Администрации Костромской области от 22.12.2014 N 542-а кадастровая стоимость данного участка по состоянию на 01.01.2015 определена в размере 2 054 037 428 рублей 90 копеек.
Общество 19.05.2015 обратилось в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости спорного земельного участка.
По результатам рассмотрения заявления Комиссия решением от 01.06.2015 N 41 определила кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 44:02:000000:649 в размере 1 445 960 000 рублей.
С учетом изложенного суды пришли к правильным выводам, что кадастровая стоимость, установленная решением Комиссии, подлежит применению с 01.01.2015 и именно с данной стоимости Обществу надлежит исчислять земельный налог за 2015 год.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали недействительным решение Инспекции в оспариваемой налогоплательщиком части.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и подлежат отклонению как неосновательные.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, поскольку на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 18.01.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.04.2017 по делу N А31-10270/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абзац 6 пункта 1 статьи 391 Кодекса).
Аналогичное положение закреплено в части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно пункту 8 статьи 3 Закона N 225-ФЗ положения статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ (то есть 22.07.2014), а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2017 г. N Ф01-2741/17 по делу N А31-10270/2016