г. Нижний Новгород |
|
26 сентября 2017 г. |
Дело N А43-35889/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.09.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от заявителя: Силуянова А.Б. (доверенность от 31.08.2017 N 49),
Королёвой И.А. (доверенность от 16.01.2017 N 31)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017, принятое судьей Моисеевой И.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017, принятое судьями Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., Смирновой И.А., по делу N А43-35889/2016
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (ИНН: 5221003841, ОГРН: 1025200913044)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (ИНН: 5221004161, ОГРН: 1025200913803)
и установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - Исправительная колония) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (далее - Управление, Фонд) от 10.11.2016 N 062 10160002397 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части начисления страховых взносов в размере 416 823 рублей 79 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд не согласился с принятыми судебными актами в части удовлетворения заявленного требования и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Исправительная колония обязана исчислять страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занимающим должности, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда". Заявитель также указывает, что оценку рабочих мест в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" Исправительная колония не проводила; должностные инструкции работников свидетельствуют о выполнении ими в проверяемом периоде функций по осуществлению надзора за осужденными, отбывающими наказание.
Фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направил.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Представители Исправительной колонии в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.09.2017.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку Исправительной колонии по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составил акт от 06.10.2016 N 062V10160003250.
В ходе проверки, в частности, установлено, что Исправительная колония не исчисляла и не уплачивала страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, установленному в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в отношении выплат работников, занятых на должностях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 10.11.2016 N 062V10160002397 о привлечении Исправительной колонии к ответственности на основании части 1 статьи 47, статьи 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 94 262 рублей 93 копеек и 600 рублей соответственно. В этом же решении Исправительной колонии предложено уплатить страховые взносы в размере 471 314 рублей 63 копеек и 47 449 рублей 01 копейку пеней.
Не согласившись с указанным решением, Исправительная колония обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь статьями 8, 12, 28, 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", статьями 7, 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование в обжалуемой части. Суд исходил из того, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу возникает у работодателя - страхователя при условии возникновения права у его работников на досрочное назначение пенсии.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" (далее - Список N 85) к работникам, занятым на работах с осужденными, относятся, в частности, заведующие складами, заведующие столовыми, бухгалтеры, инспекторы, инженеры, заведующие котельной.
При этом содержащаяся в статье 58.3 Закона N 212-ФЗ отсылка к положениям подпунктов 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ сделана в Законе N 212-ФЗ лишь в части видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условий их выплаты. Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с особыми условиями труда, права на досрочную пенсию (определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 N 310-КП6-П033).
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ в редакции, действующей до 01.01.2014, плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 в статью 58.3 Закона N 212-ФЗ введена часть 2.1, в соответствии с которой дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для названных плательщиков страховых взносов применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
На основании части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
В материалах дела имеются результаты аттестации рабочих мест в Исправительной колонии, проведенной в соответствии с договором от 19.09.2013 N 146/А/296 (том 1, листы дела 10-11), акт приемки выполненных работ по которому подписан сторонами 10.12.2013 (том 1, лист дела 12).
То обстоятельство, что результаты аттестации рабочих мест оформлены в 2014 году, значения не имеет.
Суды не дали правовой оценки результатам данной аттестации, указав, что Фонд признал их неактуальными.
Вывод судов о том, что в результате внесения изменений в должностные инструкции работники лишились права на досрочную пенсию, является ошибочным.
Учитывая изложенное, вывод судов об отсутствии у Исправительной колонии обязанности в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занимающим должности, предусмотренные Списком N 85, является преждевременным, сделанным при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 в части удовлетворения заявленного требования подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
При новом рассмотрении дела суду учесть изложенное и разрешить спор с соблюдением норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался, поскольку на основании части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 3 части 1), 288 (частями 1, 2) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А43-35889/2016 в части удовлетворения заявленного требования отменить.
Направить дело в данной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 по делу N А43-35889/2016 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
...
Вывод судов о том, что в результате внесения изменений в должностные инструкции работники лишились права на досрочную пенсию, является ошибочным.
Учитывая изложенное, вывод судов об отсутствии у Исправительной колонии обязанности в проверяемом периоде исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занимающим должности, предусмотренные Списком N 85, является преждевременным, сделанным при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Таким образом, решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 в части удовлетворения заявленного требования подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 сентября 2017 г. N Ф01-4003/17 по делу N А43-35889/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4042/18
04.06.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
21.03.2018 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35889/16
26.09.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4003/17
29.06.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35889/16