г. Нижний Новгород |
|
18 сентября 2018 г. |
Дело N А43-35889/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.09.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от заявителя: Королевой И.А., доверенность от 17.05.2018,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2018, принятое судьей Горбуновой И.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018, принятое судьями Москвичевой Т.В., Гущиной А.М., Захаровой Т.А., по делу N А43-35889/2016
по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (ИНН: 5221003841, ОГРН: 1025200913044)
о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (ИНН: 5221004161, ОГРН: 1025200913803)
и установил:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - Учреждение, Исправительная колония) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Лукояновскому району Нижегородской области (далее - Управление, Пенсионный фонд) от 10.11.2016 N 062V10160002397 о привлечении к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах.
Решением суда от 24.04.2017 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение Пенсионного фонда признано недействительным в части начисления страховых взносов в размере 416 823 рублей 79 копеек, соответствующих сумм пеней и штрафа. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2017 решение Арбитражного суда Нижегородской области оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26.09.2017 решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменено в части удовлетворения заявленного требования, в данной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Нижегородской области. В остальной части принятые судебные акты оставлены без изменения.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2018 решение Управления признано недействительным в части начисления штрафа в размере 64 862 рублей 93 копеек. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Исправительная колония не согласилась с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что в ходе нового рассмотрения дела суды неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Исправительной колонии, Пенсионный фонд не доказал, что в рассматриваемом случае соблюдены условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно документально не подтверждена полная и непосредственная занятость работников на работах с осужденными в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени. Таким образом, отсутствуют основания для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. Начисление страховых взносов по дополнительным тарифам при отсутствии права на досрочную пенсию неправомерно. Получение работниками Исправительной колонии доплаты к заработной плате за особые условия труда не является доказательством постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, поскольку данная доплата выплачивается всем работникам исправительных учреждений. При начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управление не приняло во внимание карты аттестации рабочих мест. Протоколы специальной оценки условий труда по спорным работникам не подтверждают выполнение работы с осужденными и работы, указанной в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Представитель Исправительной колонии в судебном заседании поддержал доводы, подробно изложенные в кассационной жалобе.
Пенсионный фонд, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил, в отзыве на кассационную жалобу указал на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд провел выездную проверку Исправительной колонии по вопросам правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015, по результатам которой составил акт от 06.10.2016 N 062V10160003250.
В ходе проверки, в частности, установлено, что Учреждение не исчисляло и не уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, установленному в части 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в отношении выплат работников, занятых на должностях, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Рассмотрев материалы проверки, начальник Управления принял решение от 10.11.2016 N 062V10160002397 о привлечении Исправительной колонии к ответственности на основании части 1 статьи 47, статьи 48 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в виде взыскания штрафа в размере 94 262 рублей 93 копеек и 600 рублей соответственно. Данным решением Исправительной колонии предложено уплатить 471 314 рублей 63 копеек страховых взносов и 47 449 рублей 01 копейку пеней.
Исправительная колония не согласилась с решением Управления и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Руководствуясь подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8, статьей 25, частью 1 статьи 44, частью 1 статьи 47, статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах), подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон о трудовых пенсиях), пунктом 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", статьями 9, 13, 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.03.2014 N 17-3/В-113, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что трудовые функции сотрудников Исправительной колонии предусматривали осуществление надзора за осужденными и непосредственную работу с ними, в связи с чем отказал в признании недействительным решения Управления в части доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу, а также соответствующих сумм пеней и штрафа.
Первый арбитражный апелляционный суд дополнительно руководствовался подпунктом 1 пункта 2 статьи 28 Закона о страховых взносах, согласился с выводом Арбитражного суда Нижегородской области и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу в пределах приведенных доводов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона о страховых взносах (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон о страховых пенсиях)), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно подпункту 17 пункта 1 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
На основании подпункта 17 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона о трудовых пенсиях периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона о страховых взносах. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Аналогичная норма содержится в части 6 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
С 01.01.2014 на основании части 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для названных плательщиков страховых взносов применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон о специальной оценке условий труда), с 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.
На основании части 4 статьи 27 Закона о специальной оценке условий труда, если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, специальная оценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
Суды установили, что Исправительная колония является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, следовательно, на выплаты в пользу своих работников, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих, начиная с 1 января 2013 года, следует начислять страховые взносы по дополнительному тарифу.
В материалы дела представлены результаты аттестации рабочих мест в Учреждении, проведенной в соответствии с договором от 19.09.2013 N 146/А/296, акт выполненных работ от 10.12.2013, карты аттестации рабочих мест N 106, 108, 111, 112, утвержденных аттестационной комиссией 20.01.2014, должностные инструкции.
На основании оценки представленных в дело доказательств суды пришли к выводу, что трудовые функции сотрудников Учреждения являлись одинаковыми и не имели отличий, поскольку в соответствии с Уставом Исправительной колонии основным видом деятельности является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали решение Управления в части доначислений страховых взносов по дополнительному тарифу соответствующим положениям Закона о страховых взносах и отказали в удовлетворении заявленного требования в данной части.
Довод заявителя о том, что в рассматриваемом случае не соблюдены условия для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а именно документально не подтверждена полная и непосредственная занятость работников на работах с осужденными в течении полного рабочего дня, то есть не менее 80 процентов рабочего времени, отклоняется судом округа, как не имеющий правового значения, поскольку данные обстоятельства не освобождают плательщика страховых взносов от обязанности начислять страховые взносы по дополнительным тарифам.
Нормы материального права судами первой и апелляционной инстанций не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.02.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2018 по делу N А43-35889/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Закона о страховых взносах дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
...
На основании оценки представленных в дело доказательств суды пришли к выводу, что трудовые функции сотрудников Учреждения являлись одинаковыми и не имели отличий, поскольку в соответствии с Уставом Исправительной колонии основным видом деятельности является исполнение уголовного наказания в виде лишения свободы.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали решение Управления в части доначислений страховых взносов по дополнительному тарифу соответствующим положениям Закона о страховых взносах и отказали в удовлетворении заявленного требования в данной части."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 сентября 2018 г. N Ф01-4042/18 по делу N А43-35889/2016
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4042/18
04.06.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
21.03.2018 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
06.02.2018 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35889/16
26.09.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4003/17
29.06.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4385/17
24.04.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-35889/16