г. Нижний Новгород |
|
15 ноября 2017 г. |
Дело N А29-12487/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.11.2017.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.04.2017, принятое судьей Галаевой Т.И., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017, принятое судьями Шаклеиной Е.В., Дьяконовой Т.М., Сандаловым В.Г., по делу N А29-12487/2016
по иску Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (ИНН: 1101481670, ОГРН: 1021100524345) в лице государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество" (ИНН: 1105002649, ОГРН: 1021100874850)
к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (ИНН: 7802312751, ОГРН: 1047855175785) и
к обществу с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж" (ИНН: 1101138078, ОГРН: 1081101005875)
о понуждении проведения очистки лесных участков от порубочных остатков
и установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице Государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество" (далее - Минприроды Республики Коми, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о понуждении публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Общество) провести очистку лесных участков от порубочных остатков на площади 3,17 гектара в кварталах N 1, 2, 6, 7, 8 Таловского участкового лесничества Государственного учреждения Республики Коми "Каджеромское лесничество", полученных при проведении плановых работ по расчистке трассы ВЛ-10 кВ ф. 1119 от поросли.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЭлектроСетьПриборМонтаж" (далее - ООО "ЭСПМ").
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 07.04.2017 иск удовлетворен; суд обязал ПАО "МРСК Северо-Запада" провести очистку лесных участков в течение 30 календарных дней со дня вступления решения в законную силу.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 решение суда оставлено без изменения; произведена замена Минприроды Республики Коми на его правопреемника - Министерство промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (далее - Минпром Республики Коми).
ПАО "МРСК Северо-Запада" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального права, нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Общество указывает, что работы по расчистке трасс по ВЛ-10 кВ ф. 1119 выполняло ООО "ЭСПМ" по договору подряда, согласно которому сроки выполнения работ были определены с 01.04.2016 по 30.09.2016, вместе с тем осмотр лесного участка был проведен раньше срока, предусмотренного для окончания работ. После выполнения всех работ в связи с окончанием пожароопасного периода была произведена укладка порубочных материалов в валы для дальнейшего перегнивания. Таким образом, Общество считает, что им исполнены требования пунктов 16 и 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417; обязанность по уборке порубочных остатков должна быть возложена на подрядчика - ООО "ЭСПМ". Кроме того, заявитель полагает, что производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду, поскольку исковое требование Министерства не связано с осуществлением Обществом предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
Минпром Республики Коми в отзыве на кассационную жалобу с доводами Общества не согласилось; заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, производственное отделение "Печорские электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" письмом от 25.05.2016 N МР 2/5-54/219-31-2/2599 уведомило Государственное учреждение Республики Коми "Каджеромское лесничество" (далее - Каджеромское лесничество) о проведении в период с 06.06.2016 по 01.08.2016 плановых работ по расчистке трасс ВЛ-10 кВ ф. 1117 и ф. 1119 от поросли высотой 4 метра и более ручным способом, шириной просеки 15 метров, на площади 15,4 гектара и 19 гектаров.
На основании приказа от 29.06.2016 N 24-П и согласно плановому (рейдовому) заданию от 27.07.2016 N 89 Каджеромское лесничество 28.07.2016 провело осмотр участка лесного фонда в кварталах N 1, 2, 6, 7, 8 Таловского участкового лесничества, результаты которого отразило в акте осмотра, обследования лесного участка от 28.07.2016 N 1 с приложением фототаблиц и схем.
В ходе осмотра Каджеромское лесничество установило, что срубленная древесина не очищена от сучьев, плотно не прижата к земле, вместе с порубочными остатками (вершинные части деревьев, обрубленные части веток, остатки древесно-кустарниковой растительности) складирована в сплошные валы на всей протяженности обследуемого участка по обе стороны от опор линии электропередачи.
Каджеромское лесничество направило в адрес Общества претензионное письмо от 29.07.2016 N 454/1, в котором предложило устранить выявленные нарушения.
Неустранение Обществом установленных нарушений послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 16, 21 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктами 16, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417, пунктом 15 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, и пунктом 61 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 N 337, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу о наличии у Общества обязанности провести очистку лесных участков от порубочных остатков и удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
На основании части 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 данной статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
В силу части 1 статьи 16 ЛК РФ рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
В части 3 статьи 16 ЛК РФ определено, что порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
При использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается захламление прилегающих территорий за пределами предоставленного лесного участка строительным и бытовым мусором, отходами древесины, иными видами отходов (пункт 15 Правил N 223).
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (пункт 35 Правил N 417).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, приняв во внимание, что в соответствии с действующим законодательством сбор порубочных остатков в кучи и валы с оставлением их на месте для перегнивания и для подкормки диких животных в зимний период в рассмотренном случае не является допустимым способом очистки мест рубок, при этом ПАО "МРСК Северо-Запада" в письмах от 15.07.2016 N МР2/5-54/102-27-2/2932 и от 16.08.2016 N МР2/5-54/112-18-2/3440 признало необходимость вывоза порубочных остатков, а также, учитывая, что очистка территории от порубочных остатков не входила в предмет договора подряда от 26.01.2016 N 54/16-А, заключенного с ООО "ЭСПМ", и соответствующие расходы не были включены в смету выполняемых работ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что ПАО "МРСК Северо-Запада", осуществив расчистку трасс ВЛ-10 кВ ф. 1117 и ф. 1119 от поросли, не произвело надлежащим способом очистку мест рубок от порубочных остатков.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Министерством требование.
Довод заявителя жалобы о том, что осмотр лесного участка проведен ранее сроков выполнения работ по расчистке трассы по договору подряда, заключенному с ООО "ЭСПМ", судом округа отклонен, поскольку, как установили суды, в материалах дела отсутствуют доказательства, что с момента выявления допущенных нарушений Общество произвело очистку просек от порубочных остатков.
Ссылка Общества на неподведомственность настоящего спора арбитражному суду подлежит отклонению, так как рассматриваемые правоотношения непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью Общества.
Суды первой и апелляционной инстанции правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.04.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 17.07.2017 по делу N А29-12487/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 8 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила N 223), в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются: прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов; обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра; вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.
...
В соответствии с пунктом 34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф01-5032/17 по делу N А29-12487/2016