Нижний Новгород |
|
14 июня 2018 г. |
Дело N А28-9993/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2018 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.,
при участии представителя
от публичного акционерного общества "Т Плюс":
Вологжаниной А.Г. (доверенность от 24.10.2017 N 161),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2017,
принятое судьей Бельтюковой С.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018,
принятое судьями Черных Л.И., Великоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В.,
по делу N А28-9993/2017
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс"
(ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области от 12.05.2017 N 053V12170000058,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову,
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области (далее - Фонд) от 12.05.2017 N 053V12170000058.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кирову.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Фонд частично не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29.11.2017 и постановление от 12.02.2018 о признании недействительным решения от 12.05.2017 N 053V12170000058 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили статьи 7, 8, 10 и 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьи 58 и 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и не учли Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 20.05.2003 N 44н (далее - Указания N 44н).
Фонд полагает, что определение базы для начисления страховых взносов с учетом выплат работникам присоединенного юридического лица, произведенных до дня завершения реорганизации, неправомерно. В подтверждение своей позиции заявитель указывает, что для юридического лица, которое реорганизуется в форме присоединения к другому юридическому лицу, последним расчетным периодом является период с начала года до даты завершения реорганизации; ни Федеральным законом N 212-ФЗ, ни Гражданским кодексом Российской Федерации, не предусмотрено правопреемство в отношении базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов; Указания N 44н не предусматривают правового механизма перенесения базы для начисления страховых взносов по каждому физическому лицу. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе. Также Фонд представил ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
ПАО "Т Плюс" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу Фонда без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание окружного суда не направило.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 20.02.2017 N 053V02170000038 в отношении филиала "Кировский" ПАО "Т Плюс" Фонд провел выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, проверку документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета страховых лиц за период с 29.08.2014 по 31.12.2016, результаты которой отразил в акте от 07.04.2017 N 053V10170000069.
Рассмотрев материалы проверки, Фонд вынес решение от 12.05.2017 N 053V12170000058, которым ПАО "Т Плюс" доначислены страховые взносы в общей сумме 986 405 рублей 45 копеек, пени в общей сумме 215 106 рублей 40 копеек. Кроме этого, ПАО "Т Плюс" привлечено к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 197 281 рубля 09 копеек.
Общество не согласилось с решением Фонда и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь статьями 5, 7, 8, 9, 10 и 15 Федерального закона N 212-ФЗ, статьей 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 16, 75 и 129 Трудового кодекса Российской Федерации, 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.", Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты от 10.12.2012 N 580н, учитывая правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12, Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По общему правилу арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (пункт 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В спорный период отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулировались Федеральным законом N 212-ФЗ.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы (часть 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ).
В пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе, организации (подпункт "а").
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
В силу статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 данного закона, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом (часть 3). Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов определяется и устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 5).
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 N 1101 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г." для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, предусмотренных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов с учетом ее индексации в соответствии с настоящим постановлением составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 624 000 рублей нарастающим итогом.
Таким образом, для установления предельной величины базы для начисления страховых взносов определяющее значение имеет расчетный период плательщика страховых взносов.
В силу статьи 10 Федерального закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (часть 1). Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации (часть 4). Предусмотренные частями 3 - 5 названой статьи правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций (часть 6).
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (часть 5 статьи 75 Трудового кодекса Российской Федерации)
В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица (часть 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании приведенных норм, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что данные учета выплат в пользу физических лиц правопреемника формируются путем объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации. Следовательно, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника. В отношении работников присоединившегося юридического лица база для начисления страховых взносов не должна исчисляться заново со дня завершения реорганизации.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (постановление от 01.04.2008 N 13584/07, определения от 10.10.2012 N ВАС-9843/12, от 14.01.2016 N 304-КГ15-18065, от 08.08.2016 N 303-КГ16-9237).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, и это не противоречит материалам дела, что открытое акционерное общество "ТГК-5" (далее - ОАО "ТГК-5") 01.12.2014 реорганизовано в форме присоединения к ПАО "Т ПЛЮС"; согласно передаточному акту от 10.07.2014, утвержденному решением годового общего собрания акционеров ОАО "ТГК-5", реорганизованное общество передает присоединенному обществу долгосрочные и краткосрочные обязательства; действие трудовых договоров с работниками прекращенного юридического лица не прекращалось, трудовые отношения были продолжены на прежних условиях.
При таких обстоятельствах, суды сделали верный вывод о том, что ПАО "Т Плюс" правильно определило базу для начисления страховых взносов с учетом ее предельной величины и правомерно удовлетворили заявленное требование, признав решение Фонда недействительным.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны на основе всестороннего и полного исследования материалов дела и им не противоречат. Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Фонда не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 29.11.2017 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 по делу N А28-9993/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кирове Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов. При наличии нескольких правопреемников доля участия каждого из них в исполнении обязанностей реорганизованного юридического лица по уплате страховых взносов определяется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате страховых взносов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате страховых взносов, по решению суда вновь образованные юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате страховых взносов реорганизованного лица (часть 16 статьи 15 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании приведенных норм, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу о том, что данные учета выплат в пользу физических лиц правопреемника формируются путем объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации. Следовательно, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учету при определении базы правопреемника. В отношении работников присоединившегося юридического лица база для начисления страховых взносов не должна исчисляться заново со дня завершения реорганизации.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат правовым позициям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (постановление от 01.04.2008 N 13584/07, определения от 10.10.2012 N ВАС-9843/12, от 14.01.2016 N 304-КГ15-18065, от 08.08.2016 N 303-КГ16-9237)."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июня 2018 г. N Ф01-2135/18 по делу N А28-9993/2017