Нижний Новгород |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А38-11056/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
при участии представителя
от заявителя: Яковлева Д.А. (доверенность от 29.12.2017 N 16/18),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола"
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.12.2017,
принятое судьей Коноваловым И.М., и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018,
принятое судьями Захаровой Т.А., Рубис Е.А., Смирновой И.А.,
по делу N А38-11056/2017
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" о признании недействительным в части предписания Марийского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.06.2017
N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" (далее - ООО "Газпром газораспределение Йошкар-Ола", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Марийского территориального отдела Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ТО Ростехнадзора, надзорный орган) от 26.06.2017 N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282 в части пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.12.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением апелляционного суда от 19.03.2018 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) является общим и не регулирует случаи, при которых необходимо проводить экспертизу промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах газоснабжения и газораспределения. Деятельность по эксплуатации и строительству газовых сетей регламентирует Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 870, который не предусматривает такой формы оценки соответствия, как экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений на опасных производственных объектах газоснабжения и газораспределения. Общество полагает, что возложение на него обязанности по проведению экспертизы промышленной безопасности в отношении объектов, указанных в оспариваемых пунктах предписания надзорного органа, незаконно. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Надзорный орган в отзыве возразил против доводов заявителя, представил ходатайство о рассмотрении спора в его отсутствие.
Законность принятых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя от 23.05.2017 N 1369 уполномоченные лица ТО Ростехнадзора провели плановую выездную проверку в отношении ООО "Газпром газораспределение" на предмет соблюдения им требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
В ходе проверки надзорный орган выявил нарушения положений Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и иных нормативных правовых актов в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.06.2017 N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282.
По итогам проверочных мероприятий ТО Ростехнадзора выдало Обществу предписание от 26.06.2017 N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282, пунктами 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164 которого обязало ООО "Газпром газораспределение" провести экспертизу промышленной безопасности зданий котельных и ГРП на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
Полагая, что предписание надзорного органа в части пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями Федерального закона N 116-ФЗ, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности", утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 N 538 (далее - Правила N 538), ГОСТ Р 53865-2010 "Системы газораспределительные. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 53865-2010), суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ организация, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Понятие "экспертиза промышленной безопасности" указано в статье 1 Федерального закона N 116-ФЗ и означает определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 Закона, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ определено, что экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.
Во исполнение требований Федерального закона N 116-ФЗ утверждены Правила N 538.
В силу пункта 7 Правил N 538 здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе, в том числе в случаях: истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией; отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения. Такая экспертиза проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к зданиям и сооружениям.
На основании ГОСТ Р 53865-2010 газорегуляторный пункт - это пункт редуцирования газа, размещенный в здании и имеющий собственные ограждающие конструкции (пункт 34); "пункт редуцирования газа" - технологическое устройство сети газораспределения, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его в заданных пределах независимо от расхода газа (пункт 33).
Суды обоснованно посчитали, что применительно к рассматриваемым правоотношениям, здания ГРП расположены на опасном производственном объекте и предназначены для осуществления технологического процесса - редуцирования природного газа (понижения давления и поддержания его в определенных параметрах).
Следовательно, и здания котельных также предназначены для осуществления технологических процессов на ОПО с использованием оборудования под давлением для получения энергоносителей.
Суды установили отсутствие в проектной документации на указанные в пунктах 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164 предписания здания ГРП и котельных сведений о сроке эксплуатации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что, поскольку здания ГРП и котельных являются объектами экспертизы промышленной безопасности в силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ), следовательно, в связи с отсутствием в проектной документации сведений о сроках эксплуатации зданий включение ТО Ростехнадзором в предписание от 26.06.2017 N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282 пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164, является правомерным.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего спора в материалы дела представлены заключения экспертизы промышленной безопасности на здание ГРП на ОПО "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Советского района" и на здание ГРП на ОПО "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Оршанского района", что свидетельствует об исполнимости оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Общество допустило нарушения положений Федерального закона N 116-ФЗ, ГОСТ Р 53865-2010, Правил N 538, следовательно, у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания в части пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права; направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба Общества не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.12.2017 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2018 по делу N А38-11056/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газпром газораспределение Йошкар-Ола".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили отсутствие в проектной документации на указанные в пунктах 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164 предписания здания ГРП и котельных сведений о сроке эксплуатации.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что, поскольку здания ГРП и котельных являются объектами экспертизы промышленной безопасности в силу прямого указания закона (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 116-ФЗ), следовательно, в связи с отсутствием в проектной документации сведений о сроках эксплуатации зданий включение ТО Ростехнадзором в предписание от 26.06.2017 N 43-17-13/8/165/89/12/151/158/110-282 пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164, является правомерным.
Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего спора в материалы дела представлены заключения экспертизы промышленной безопасности на здание ГРП на ОПО "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Советского района" и на здание ГРП на ОПО "Сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, Оршанского района", что свидетельствует об исполнимости оспариваемого предписания.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что Общество допустило нарушения положений Федерального закона N 116-ФЗ, ГОСТ Р 53865-2010, Правил N 538, следовательно, у надзорного органа имелись основания для выдачи оспариваемого предписания в части пунктов 20, 23, 29, 34, 35, 52, 63, 82, 105, 131, 138, 146, 153, 163, 164, и правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленного требования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2018 г. N Ф01-2738/18 по делу N А38-11056/2017