г. Нижний Новгород |
|
30 июля 2018 г. |
Дело N А11-7116/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2018.
Полный текст постановления изготовлен 30.07.2018.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Голубевой О.Н., Кислицына Е.Г.,
при участии представителей
от индивидуального предпринимателя Сычевского Владимира Алексеевича: Щербакова А.А. (доверенность от 21.04.2017),
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области: Челышевой Т.Н. (доверенность от 13.03.2018 N 38)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2018, принятое судьей Семеновой М.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А11-7116/2017
по заявлению индивидуального предпринимателя Сычевского Владимира Алексеевича (ОГРН: 307334012300056, ИНН: 332905556300)
о признании незаконным постановления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области от 17.04.2017 N 7,
заинтересованное лицо - Департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области,
и установил:
индивидуальный предприниматель Сычевский Владимир Алексеевич (далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - Департамент) от 17.04.2017 N 7 "Об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую", об обязании Департамента принять постановление о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 площадью 26 591 +/- 1427 квадратных метров, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение), примерно 100 метров по направлению на юг от дома 14 в деревне Пестово, из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения", в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения.".
Арбитражный суд Владимирской области решением от 11.01.2018, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018, удовлетворил заявленные требования. Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Не согласившись с решением и постановлением, Департамент обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой и с дополнением к ней, в которых просил отменить вынесенные судебные акты вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
По мнению заявителя, неиспользование спорного земельного участка по его целевому назначению не исключает его из земель сельскохозяйственных угодий, доказательств отнесения данного участка к иным видам земель сельскохозяйственного назначения, определенных частью 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, не представлено. Планируемые для размещения на земельном участке объекты, не являются промышленными объектами, в силу пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) относятся к объектам дорожного сервиса. Часть спорного земельного участка находится на территории охранной зоны, поэтому к участию в деле должны быть привлечены Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и Управление Роспотребнадзора по Владимирской области.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе и в дополнении к ней.
Представитель Предпринимателя в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании не согласился с доводами заявителя и просил оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителей участвующих в деле лиц, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установили суды, Предпринимателю принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 площадью 26 591 +/- 1427 квадратных метров, категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу: Владимирская область, Ковровский район, МО Новосельское (сельское поселение) примерно 100 метров по направлению на юг от дома 14 деревни Пестово (свидетельство о государственной регистрации права от 03.09.2017 серии 33 АЛ N 668995).
Предприниматель 02.03.2017 обратился в Департамент с ходатайством о переводе указанного земельного участка из категории - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Департамент постановлением от 17.04.2017 отказал в переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из категории земель - "земли сельскохозяйственного назначения" в категорию - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, посчитав, что постановление Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Федеральным законом от 21.12.2014 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 172-ФЗ для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Перечень документов, подлежащих приложению к ходатайству, приведен в части 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ.
В силу части 4 статьи 3 Закона N 172-ФЗ по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд (часть 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Согласно статье 4 Закона N 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу пункта 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, приведенных в данной статье, в том числе связанных с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (подпункт 9).
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие сельскохозяйственные угодья как пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), которые в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с ГОСТом 26640-85 "Земли: термины и определения", утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28.10.1985 N 3453 и действующим в настоящее время, сельскохозяйственными угодьями являются земли или земельные участки в составе таких земель, которые систематически используются для целей: пашни (сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетней травы, а также чистые пары), сенокос (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые под сенокошение), пастбища (сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для выпаса травоядных животных), залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела документы (заключения администрации Ковровского района Владимирской области от 28.07.2015, Департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области от 31.03.2017 N ДСХП-1378-11-08/1, Управления жизнеобеспечения, гражданской обороны, строительства и архитектуры администрации Ковровского района Владимирской области от 29.07.2015 N 04-28/160), суды установили, что спорный земельный участок не используется свыше 10 лет как земли сельскохозяйственного назначения в целом. Каких-либо данных о принадлежности этого земельного участка к сельскохозяйственным угодьям в государственном кадастре недвижимости не имеется.
На основании пояснений представителя заявителя суд установил, что перевод земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из одной категории в другую связан с расширением уже существующего придорожного комплекса, расположенного на смежном земельном участке, принадлежащем Предпринимателю на праве собственности, категории земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", с разрешенным использованием - "для строительства комплекса придорожного сервиса, расположенного по адресу: Владимирская область, Ковровский район, на 239 км + 800 м (справа) от автомобильной дороги М-7 "Волга".
С учетом функциональности указанного земельного участка иных вариантов размещения комплекса придорожного сервиса, образуемого в результате расширения и реконструкции существующего комплекса, не имеется, что администрации Ковровского района Владимирской области подтвердила письмом от 22.09.2017 N 4245/01-24.
Земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 входит в земельный участок площадью 14,9 гектара, который согласно схеме территориального планирования Ковровского муниципального района предназначен под строительство комплекса придорожного сервиса, о чем свидетельствует письмо администрации Ковровского района Владимирской области от 13.02.2017 N 04-28/57.
Согласно генеральному плану муниципального округа Новосельское сельское поселение, утвержденному решением Совета народных депутатов от 26.12.2012 N 17/34, земельный участок с кадастровым номером 33:07:000317:573 предусмотрен для размещения объекта местного значения - придорожного сервиса и расположен в функциональной зоне "улично-дорожной сети (дорожного обслуживания) Т-2", что подтверждается письмом Департамента строительства и архитектуры администрации Владимирской области от 28.08.2017.
В соответствии с пунктом 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемые в границах полос отвода" установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса; на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, обеспечивается оказание минимально необходимых услуг в соответствии с требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению N 2.
Проанализировав пункт 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", суды сочли, что поскольку объекты дорожного сервиса призваны обеспечить физических и юридических лиц необходимыми услугами в процессе пользования автомобильными дорогами, то это обстоятельство свидетельствует о социальном назначении таких объектов.
Учитывая длительное отсутствие сельхозпроизводства на участке, территориальную зону, к которой в соответствии с градостроительными документами относится спорный участок, его запланированное использование в целях расширения существующего придорожного комплекса, расположенного на смежном участке, имеющего категорию земель - "земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" и отсутствия иных вариантов размещения комплекса дорожного сервиса, суды двух инстанций верно установили, что у Департамента отсутствовали правовые основания для отказа Предпринимателю в удовлетворении заявления о переводе земельного участка с кадастровым номером 33:07:000317:573 из одной категории в другую, выраженного в оспариваемом постановлении.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств суды правомерно пришли к выводу о том, что оспариваемое постановление Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод заявителя о том, что часть спорного земельного участка находится на территории охранной зоны, суд округа не принял во внимание, поскольку это не препятствует осуществлению перевода земельного участка из одной категории в другую.
Возражения заявителя о необходимости привлечения к участию в деле Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области и Управления Роспотребнадзора по Владимирской области не свидетельствуют о нарушении норм процессуального права, так как принятые судебные акты не затрагивают их права и законные интересы.
Иные доводы кассатора, изложенные в кассационной жалобе, в частности, о невозможности перевода в другую категорию сельскохозяйственных угодий, к каковым следует отнести спорный участок, являлись предметом рассмотрения судов и обоснованно отклонены, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела. Приведенные аргументы, по сути, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам спора, оценкой доказательств и основаны на ином толковании права, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
В силу изложенного окружной суд не нашел причин для отмены обжалованных судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 11.01.2018 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу N А11-7116/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемые в границах полос отвода" установлено, что автомобильные дороги общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения обустраиваются различными видами объектов дорожного сервиса; на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, обеспечивается оказание минимально необходимых услуг в соответствии с требованиями к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, согласно приложению N 2.
Проанализировав пункт 13 статьи 3 Закона N 257-ФЗ и постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода", суды сочли, что поскольку объекты дорожного сервиса призваны обеспечить физических и юридических лиц необходимыми услугами в процессе пользования автомобильными дорогами, то это обстоятельство свидетельствует о социальном назначении таких объектов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2018 г. N Ф01-2913/18 по делу N А11-7116/2017