Нижний Новгород |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А43-40282/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019
по делу N А43-40282/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пайп Груп"
(ИНН: 5262061507, ОГРН: 1025203758854)
о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных
отношений Нижегородской области
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пайп Груп" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области (далее - Министерство), выразившегося в неоформлении и неподаче в уполномоченный орган документов для постановки на кадастровый учет и одновременной государственной регистрации права собственности Нижегородской области на обособленный объект - нежилые помещения общей площадью 503,6 квадратного метра, расположенные по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 54а, лит. А, являющиеся предметом договора купли-продажи недвижимого имущества от 31.05.2018 N 30/18, заключенного Министерством и Общество. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство устранить допущенное нарушение прав.
Решением суда от 22.03.2019 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 решение суда оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), незаконно возложили на Министерство обязанность по формированию в качестве отдельного объекта недвижимости помещений, являющихся предметом купли-продажи; не приняли во внимание судебные акты по делу N А43-17895/2013, имеющие преюдициальное значение для настоящего дела. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Общество в отзыве отклонило доводы жалобы.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Как следует из материалов дела, Комитет по управлению государственным имуществом Нижегородской области (арендодатель), Департамент по труду и социальной защите населения (балансодержатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 10.11.1998 N 02.4.1814 аренды помещений, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 54а, общей площадью 99 квадратных метров.
Дополнительным соглашением от 19.10.2006 общая площадь сдаваемых в аренду помещений изменена на 442,9 квадратного метра, в том числе подвал - комната 14 площадью 7,2 квадратного метра, комната 17 площадью 12,1 квадратного метра, часть комнаты 45 площадью 35,9 квадратного метра, комнаты 46 - 72 площадью 387,7 квадратного метра.
Министерство (арендодатель), Департамент социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области (балансодержатель) и Общество (арендатор) заключили договор от 10.04.2007 аренды помещений, расположенных по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 54а, общей площадью 60,70 квадратного метра, комнаты 15, 16, расположенные в подвале здания.
Общество (субъект малого предпринимательства), ссылаясь на то, что соответствует всем требованиям, содержащимся в Законе N 159-ФЗ, обратилось в Министерство с заявлением от 18.07.2013 N 19434 о реализации преимущественного права выкупа арендуемых нежилых помещений.
Министерство письмом от 06.08.2013 N 311-05-17-17-17144/13 отказало Обществу в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2014 по делу N А43-17895/2013 решение Министерства признано незаконным. Суд обязал Министерство устранить нарушение прав Общества путем осуществления действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-31976/2017 урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Министерством, при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества, нежилых помещений общей площадью 503,6 квадратного метра по адресу: город Нижний Новгород, проспект Ленина, дом 54а, литер А в части определения цены договора.
Министерство письмом от 19.06.2018 N 326-05-01-14449/18 уведомило Общество о том, что документы для регистрации перехода права собственности на спорное нежилое помещение переданы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области (далее - Управление).
Управление приостановило государственную регистрацию права собственности (перехода права) по договору купли-продажи недвижимого имущества от 31.05.2018 N 30/18 на срок до 15.09.2018, указав, что объект недвижимости, являющийся предметом договора купли-продажи, не поставлен на кадастровый учет. Согласно сведениям ЕГРН право собственности за продавцом (Нижегородская область) на объект недвижимости, являющийся предметом договора купли-продажи, в установленном порядке не зарегистрировано.
Министерство уведомило Общество о приостановлении регистрации перехода права собственности и, полагая, что со своей стороны в полной мере исполнило обязанности, возложенные Законом N 159-ФЗ, рекомендовало ему обжаловать действия Управления в судебном порядке (письмо от 06.07.2018 N 326-05-01-15983/18).
Общество посчитало, что Министерство не предприняло весь необходимый комплекс мер, направленных на исполнение предусмотренной Законом N 159-ФЗ и вступившим в законную силу судебным актом обязанности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 159-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), разъяснениями, содержащимися в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Закона N 159-ФЗ" (далее - Информационное письмо N 134), суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса бездействие органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых действий (бездействия) возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Признание действий (бездействия) незаконными, возлагает на орган, осуществляющий публичные полномочия, обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд (пункты 3 части 4, пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся нежилые помещения, если границы таких помещений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.
Помещение является предметом кадастрового учета (статья 1, пункт 5 части 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ).
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Законом N 159-ФЗ (статьи 3, 9) предусмотрено преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности приобрести такое имущество. На уполномоченный орган при получении соответствующего заявления от такого субъекта возлагается обязанность обеспечить заключение договора о проведении оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества, направить заявителю договор купли-продажи арендуемого имущества
Объектом договора купли-продажи может быть только имущество, являющееся недвижимой вещью в силу статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении которого должен быть осуществлен государственный кадастровый учет по правилам Закона N 221-ФЗ, и права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Реализация права на приобретение и последующее заключение с субъектом малого или среднего предпринимательства договора купли-продажи в отношении части здания или части нежилого помещения не допускается, за исключением случаев, когда на основе этих частей может быть сформировано нежилое помещение как обособленный объект (пункт 8 Информационного письма N 134).
Из приведенных норм следует, что предусмотренному Законом N 159-ФЗ праву заявителя на выкуп помещения корреспондирует обязанность уполномоченного органа совершить все юридически значимые действия, направленные на реализацию такого права. Совершение действий по подаче документов для постановки обособленного объекта на кадастровый учет и одновременной государственной регистрации права собственности на обособленный необходимы для осуществления действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Вступившим в законную силу судебным актом от 06.06.2014 по делу N А43-17895/2013 установлено, что спорное нежилое помещение, находящегося в собственности Нижегородской области, может использоваться как самостоятельный объект кадастрового учета и являться предметом договора купли-продажи. Указанным судебным актом подтверждено право Общества на реализацию преимущественного права выкупа данного помещения, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав Общества путем осуществления действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Таким образом, Министерство, как уполномоченный орган, который является лицом, для которого заключение договора купли-продажи имущества является обязательным в силу Закона N 159-ФЗ, должно совершить юридически значимые действия, направленные на реализацию права Общества на выкуп помещения.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование и на основании части 5 статьи 201 Кодекса возложили на Министерство обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели реализации Закона N 159-ФЗ не может служить основанием для отказа в обеспечении права заявителя на выкуп помещения.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 22.03.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2019 по делу N А43-40282/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу судебным актом от 06.06.2014 по делу N А43-17895/2013 установлено, что спорное нежилое помещение, находящегося в собственности Нижегородской области, может использоваться как самостоятельный объект кадастрового учета и являться предметом договора купли-продажи. Указанным судебным актом подтверждено право Общества на реализацию преимущественного права выкупа данного помещения, на Министерство возложена обязанность устранить нарушение прав Общества путем осуществления действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Таким образом, Министерство, как уполномоченный орган, который является лицом, для которого заключение договора купли-продажи имущества является обязательным в силу Закона N 159-ФЗ, должно совершить юридически значимые действия, направленные на реализацию права Общества на выкуп помещения.
...
Отсутствие надлежащего финансирования на цели реализации Закона N 159-ФЗ не может служить основанием для отказа в обеспечении права заявителя на выкуп помещения."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 октября 2019 г. N Ф01-4851/19 по делу N А43-40282/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2022 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-242/2022
02.12.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3713/19
27.07.2021 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3713/19
30.04.2021 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40282/18
15.11.2019 Определение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40282/18
08.10.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-4851/19
03.06.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3713/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-40282/18