Нижний Новгород |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А43-46909/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Павлова В.Ю.,
судей Камановой М.Н., Кислицына Е.Г.
при участии представителей от администрации города Нижнего Новгорода: Гороховой Е.В. (доверенность от 21.01.2019 N 01-78/Д),
от акционерного общества "Новакард": Боковой Е.М. (доверенность от 16.10.2019), Андрианова Н.А. (доверенность от 16.10.2019)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2019 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А43-46909/2018
по иску администрации города Нижнего Новгорода (ОГРН: 1025203032579, ИНН: 5253001036)
к акционерному обществу "Новакард" (ОГРН: 1025203720805, ИНН: 5262045537)
о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения N 1 к соглашению от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода"
и установил:
администрация города Нижнего Новгорода (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к акционерному обществу "Новакард" (далее - Общество) о признании недействительным (ничтожным) дополнительного соглашения N 1 к соглашению от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода".
Арбитражный суд Нижегородской области решением от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019, отказал в удовлетворении иска.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление вследствие несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, Администрация не пропустила срок исковой давности, поскольку узнала о наличии дополнительного соглашения в ходе рассмотрения дела N А43-22607/2018; подписанный акт от 16.12.2013 свидетельствует о соответствии выполненных работ условиям соглашения, технического задания к нему и не содержит отсылок к условиям и содержанию дополнительного соглашения от 04.06.2012 N 1, в связи с чем не может являться подтверждением начала исполнения условий дополнительного соглашения. Дополнительное соглашение от 04.06.2012 N 1 заключено без проведения конкурса в нарушение положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), так как предоставляет преимущество Обществу и ограничивает равную возможность осуществления такой деятельности другим хозяйствующим субъектам. Дополнительное соглашение противоречит Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). Сделка заключена в отсутствие необходимого одобрения. Общество, заключая дополнительное соглашение, действовало недобросовестно.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании не согласились с доводами заявителя и просили оставить решение и постановление без изменения.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, на основании постановления Администрации от 21.02.2012 N 630 утвержден состав конкурсной комиссии и проведен конкурс на право заключения соглашения на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском автотранспорте на территории города Нижнего Новгорода" (далее - АСКОП).
Заказчиком конкурса являлась Администрация.
В соответствии с конкурсной документацией предметом конкурса являлось право заключения соглашения на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода. При этом, финансирование осуществляется за счет средств победителя без привлечения бюджетных средств.
Согласно пункту 16 Положения о проведении открытого конкурса стоимость АСКОП включает в себя все затраты победителя конкурса, связанные с покупкой всего оборудования и программного обеспечения, необходимого для функционирования АСКОП, их доработкой, доставкой, хранением, установкой, наладкой, эксплуатацией, гарантийным и послегарантийным обслуживанием, ремонтом, а также уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, изготовление смарт-карт для льготных категорий граждан в количестве 250 тысяч штук на основе персональных данных, переданных органами социальной защиты Нижегородской области, изготовление бесконтактных смарт-карт в количестве, обеспечивающим полноценное функционирование АСКОП, организацию и содержание административного аппарата и технической поддержкой ACKOII.
Источником финансирования являются собственные и инвестиционные средства, привлекаемые победителем конкурса самостоятельно.
Форма, сроки и порядок возмещения затрат победителю: все затраты, понесенные исполнителем на внедрение и сопровождение АСКОП в период действия инвестиционного соглашения до момента передачи АСКОП в собственность города Нижнего Новгорода, возмещаются перевозчиками ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента с выручки от реализации всех видов транспортных карт.
Департамент транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода (Департамент) и закрытое акционерное общество "Новакард" (в настоящее время - Общество) (исполнитель) заключили соглашение от 04.06.2012 на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгород" (далее - Соглашение).
Основным направлением сотрудничества и взаимодействия в рамках настоящего Соглашения является реализация совместного проекта по созданию автоматизированной системы оплаты проезда на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитене на территории города Нижнего Новгорода с целью совершенствования системы учета проезда граждан, обеспечения полноты сбора оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, совершенствования организации учета и своевременности расчетов за оказанные услуги по перевозке пассажиров (пункт 1 Соглашения).
Предметом настоящего Соглашения являются работы по внедрению и обслуживанию на всех видах городского наземного пассажирского транспорта и метрополитена города Нижнего Новгорода автоматизированной системы контроля оплаты проезда (АСКОП) с использованием бесконтактных микропроцессорных карт (пункт 2.1 Соглашения).
Настоящее соглашение является основополагающим документом, определяющим порядок взаимодействия и сотрудничества сторон в вопросах совершенствования системы учета проезда граждан в городском пассажирском транспорте города Нижний Новгород (пункт 2.2 Соглашения).
Согласно пункту 3 Соглашения, исполнитель обязуется внедрить АСКОП в 3 этапа в соответствии с приложением "Техническое задание на автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижний Новгород", которое является неотъемлемой частью данного соглашения.
Предельный срок реализации первого этапа - до 30.06.2012 (пункт 3.1.2 Соглашения).
Предельный срок реализации второго этапа - до 31.03.2013 (пункт 3.2.3 Соглашения).
Предельный срок реализации третьего этапа - до 31.12.2013 (пункт 3.3.2 Соглашения).
Определением Арбитражного суда Нижегородской области от 19.11.2013 по делу N А43-16140/2013 в целях урегулирования судебного спора по иску Администрации к Обществу о расторжении Соглашения на внедрение и обслуживание "Автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода" от 04.06.2012 утверждено мировое соглашение, согласно условиям которого стороны признают факт нарушения сроков реализации этапов работ, предусмотренных соглашением, но поскольку данный факт не влечет невозможности дальнейшей реализации Соглашения, стороны исходят из необходимости и возможности дальнейшего исполнения обязательств по соглашению, в связи с чем, истец предоставляет ответчику отсрочку по реализации этапов внедрения АСКОП в следующем порядке:
1. Предельный срок реализации первого этапа по Соглашению - до 15.12.2013;
2. Предельный срок реализации второго этапа по Соглашению - до 15.02.2014;
3. Предельный срок реализации третьего этапа по Соглашению - до 21.12.2014.
В пункте 5.1 Соглашения предусмотрено, что все затраты, понесенные исполнителем на внедрение и обслуживание АСКОП в период действия данного соглашения возмещаются операторами пассажирских перевозок ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента в выручки от проведенной транзакции (оплаты проезда) всех видов электронных проездных билетов, на основе бесконтактных пластиковых карт, в размере согласно конкурсному предложению исполнителя.
В соответствии с пунктом 5.2 Соглашения, стороны в целях реализации настоящего соглашения обязуются: создать в течение 10 рабочих дней с даты подписания настоящего соглашения постоянно действующую комиссию, ответственную за координацию совместных действий; своевременно согласовывать и подписывать уполномоченными лицами сторон дополнительные документы в целях реализации настоящего соглашения; вносить изменения и дополнения.
Приказом Департамента транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода от 26.06.2012 N 89 в соответствии с пунктом 5.2 Соглашения, в целях оперативного и объективного решения вопросов, возникающих при его реализации, создана постоянно действующая комиссия.
В пункте 5.3 соглашения установлено, что стороны договорились о внесении, в случае необходимости, по обоюдному согласию изменений и дополнений в "Техническое задание на автоматизированную систему контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижний Новгород", являющееся приложением к настоящему соглашению.
Согласно пункту 5.4 Соглашения, в случае, если какое-либо из положений настоящего соглашения становится недействительным, это не влечет за собой автоматического признания недействительным всего соглашения в целом. При необходимости стороны договариваются о замене недействительного положения условием, позволяющим достичь сходного экономического результата.
В соответствии с пунктом 5.6 настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до декабря 2017 года.
В пункте 5.7 Соглашения предусмотрено, что все изменения, дополнения, приложения к настоящему соглашению являются действительными только в том случае, если они совершены в письменном в письменном виде, подписаны уполномоченными представителями и скреплены печатями сторон.
Согласно пункту 6.1 Соглашения по истечению срока действия соглашения исполнитель обязуется безвозмездно передать АСКОП в собственность Администрации.
Сторонами подписано дополнительное соглашение от 04.06.2012 N 1 к Соглашению на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории города Нижнего Новгорода.
Согласно пункту 6 дополнительного соглашения N 1 стороны изложили пункт 5.1 Соглашения в следующей редакции: "Комиссия Исполнителя с каждой проведенной транзакции оплаты проезда составляет 7%".
Пунктом 9 дополнительного соглашения N 1 внесены изменения в Соглашение в части срока его действия: соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует 5 лет с момента исполнения 3 этапа внедрения АСКОП.
Как указала Администрация, согласно информации, представленной МКУ "Архив города Нижнего Новгорода", Департаментом транспорта администрации города Нижнего Новгорода, в данных учреждениях отсутствует дополнительное соглашение от 04.06.2012 N 1 и информация о заключении данного соглашения.
У Администрации также отсутствует информация о правовых основаниях заключения дополнительного соглашения N 1, решение конкурсной комиссии заключить такое соглашения, информация о дате и подлинности заключения данного дополнительного соглашения.
По мнению Администрации, дополнительное соглашение N 1 противоречит условиям конкурсной документации, поскольку изменяет существенные условия Соглашения и противоречит действующему на 04.06.2012 и в настоящий момент гражданскому законодательству. В частности, в извещении о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения на внедрение и обслуживание АСКОП на пассажирском транспорте на территории Нижнего Новгорода указано, что финансирование осуществляется за счет собственных средств победителя конкурса либо за счет инвестирования, привлеченного самостоятельно, без привлечения бюджетных средств. Дополнительное соглашение N 1 меняет существенные условия Соглашения, установленные конкурсной документацией, а именно: устанавливает комиссию в размере 7%, взимаемую с Администрации в пользу исполнителя. Таким образом, по мнению Администрации, в рассматриваемой ситуации должны были быть применены нормы Закона N 94-ФЗ.
В извещении о проведении открытого конкурса на право заключения соглашения на внедрение и обслуживание автоматизированной системы контроля оплаты проезда на пассажирском транспорте на территории Нижнего Новгорода указано, что финансирование осуществляется за счет средств победителя конкурса без привлечения бюджетных средств.
Конкурсная документация не предусматривала бюджетного финансирования, пункт 5.1 Соглашения предусматривал несение всех затрат исполнителя на внедрение и обслуживание АСКОП в период действия данного Соглашения операторами пассажирских перевозок ежемесячно по безналичному расчету в размере определенного процента с выручки от проведенной транзакции (оплаты проезда) всех видов электронных проездных билетов, на основе бесконтактных пластиковых карт, в размере согласно конкурсному предложению исполнителя.
Кроме того, отсутствует факт одобрения сделки - дополнительного соглашения от 04.06.2012 N 1 конкурсной комиссией.
По утверждению истца, при заключении данного дополнительного соглашения изменены условия аукционной документации и существенные условия Соглашения (срок действия Соглашения, установление процента исполнителя с каждой проведенной транзакции), тем самым, нарушены нормы Закона N 135-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения N 1).
Администрация считает, что действия Общества нельзя отнести к добросовестным, поскольку Общество знало о наличии постановления Администрации от 21.02.2012 N 630, было ознакомлено с условиями конкурсной документации и, следовательно, должно было знать, что дополнительное соглашение заключается с нарушением срока, порядка внедрения АСКОП и нарушает требования конкурсной документации.
Полагая на основании изложенного, что дополнительное соглашение от 04.06.2012 N 1 к Соглашению является ничтожной сделкой, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
До вынесения решения суда по настоящему делу ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
В статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Институт исковой давности имеет целью упорядочить гражданский оборот, создать определенность и устойчивость правовых связей, дисциплинировать их участников, способствовать соблюдению договоров, обеспечить своевременную защиту прав и интересов субъектов гражданских правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных гражданских прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов; применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников гражданского оборота от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2016 N 3-П).
Иной подход противоречил бы основным началам гражданского законодательства, установленным статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: равенству участников регулируемых Кодеком отношений; обеспечению восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; предусмотренному законом правилу о недопущении действий граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, злоупотребления правом в иных формах.
В статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки (пункт 1 статьи).
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной составляет один год. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (пункт 2 статьи).
Из материалов дела усматривается, что дополнительное соглашение N 1 (как и само соглашение от 04.06.2012) со стороны заказчика подписано директором Департамента транспорта и связи Семечкиным О.А. Данное обстоятельство Администрацией не опровергнуто, о фальсификации доказательства не заявлено.
Стороны фактически приступили к исполнению сделки - работы по первому этапу внедрения АСКОП, требования к которому установлены соглашением от 04.06.2012 (в редакции дополнительного соглашения N 1), выполнены исполнителем и приняты Департаментом по акту приемки выполненных работ от 16.12.2013.
Следовательно, как верно установил суд, с этого момента начал течь предусмотренный пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованию о признании дополнительного соглашения N 1 недействительной (ничтожной) сделкой (пункт 101 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Администрация обратилась в арбитражный суд с иском 21.11.2018, то есть с пропуском трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного пунктом 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод Администрации о том, что о заключенном дополнительном соглашении она узнала из материалов дела N А43-22607/2018 обоснованно отклонен судами обеих инстанций. Материалы дела свидетельствуют, что соглашение от 04.06.2012 и дополнительное соглашение N 1 к нему подписаны со стороны Администрации директором Департамента и связи администрации города Нижнего Новгорода Семечкиным О.В., действующим на основании положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 12.08.2008 N 3799, и доверенности от 30.12.2011 N 01-582/Д. Кроме того, этим же лицом со стороны Администрации в лице Департамента подписан, а также скреплен печатью акт приемки выполненных работ от 16.12.2013 по первому этапу Соглашения. Таким образом, Администрация не могла не знать о заключенном дополнительном соглашении N 1 к соглашению от 04.06.2012.
Кроме того, как правильно указал суд, заявление Администрации о недействительности сделки правового значения не имеет, поскольку прямо противоречит правилам части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судами обеих инстанций полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов судом округа не рассматривался.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 24.04.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу N А43-46909/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Ю. Павлов |
Судьи |
М.Н. Каманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод Администрации о том, что о заключенном дополнительном соглашении она узнала из материалов дела N А43-22607/2018 обоснованно отклонен судами обеих инстанций. Материалы дела свидетельствуют, что соглашение от 04.06.2012 и дополнительное соглашение N 1 к нему подписаны со стороны Администрации директором Департамента и связи администрации города Нижнего Новгорода Семечкиным О.В., действующим на основании положения о департаменте транспорта и связи администрации города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Администрации от 12.08.2008 N 3799, и доверенности от 30.12.2011 N 01-582/Д. Кроме того, этим же лицом со стороны Администрации в лице Департамента подписан, а также скреплен печатью акт приемки выполненных работ от 16.12.2013 по первому этапу Соглашения. Таким образом, Администрация не могла не знать о заключенном дополнительном соглашении N 1 к соглашению от 04.06.2012.
Кроме того, как правильно указал суд, заявление Администрации о недействительности сделки правового значения не имеет, поскольку прямо противоречит правилам части 5 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф01-5691/19 по делу N А43-46909/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-13654/20
26.05.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5203/19
14.11.2019 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5691/19
02.08.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5203/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-46909/18