Нижний Новгород |
|
08 ноября 2019 г. |
Дело N А11-13513/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.11.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2019.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.,
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019
по делу N А11-13513/2018
по заявлению Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области об аннулировании лицензии от 30.05.2016 N 033-000191, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Гороховецкая строительная компания"
и установил:
Государственная жилищная инспекция администрации Владимирской области (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением об аннулировании лицензии от 30.05.2016 N 033-000191, выданной обществу с ограниченной ответственностью "Гороховецкая строительная компания" (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 14.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением апелляционного суда от 13.06.2019 решение суда отменено, в удовлетворении заявления Инспекции отказано.
Инспекция не согласилась с принятым постановлением и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сделал выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. В течение более шести месяцев в реестре лицензий Владимирской области отсутствовали сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляло Общество, что в силу части 2 статьи 199 Кодекса является основанием для аннулирования лицензии. Заявление Инспекции подлежало удовлетворению. Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Общество зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем внесена соответствующая запись в Единый государственный реестр юридических лиц (основной государственный регистрационный номер 1163328052491).
Обществу выдана лицензия от 30.05.2016 N 033-000191 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Инспекция приняла решение от 02.10.2018 N 45 об обращении в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии от 30.05.2016 N 033-000191 в связи с отсутствием в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет Общество.
Руководствуясь положениями Кодекса, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения заявления об аннулировании лицензии.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нереализация лицензиатом предоставленного ему права на осуществление лицензируемого вида деятельности по управлению многоквартирными домами в течение шести месяцев не может быть квалифицирована в качестве нарушения главы 19 Кодекса и служить основанием для аннулирования лицензии. Разрешая спор, суд руководствовался нормами Кодекса, Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ), правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10).
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с пунктами 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ лицензия представляет собой специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности); под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которой на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.
Предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию (пункт 51 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
На основании части 1 статьи 192 Кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 192 Кодекса).
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля (часть 3 статьи 192 Кодекса).
Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления органа государственного жилищного надзора об аннулировании лицензии. Указанное заявление подается в суд на основании решения лицензионной комиссии (часть 1 статьи 199 Кодекса).
Отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, является одним из оснований для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулирование лицензии (часть 2 статьи 199 Кодекса).
Данная норма введена в действие Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ, который вступил в силу с 11.01.2018.
В пункте 20 Постановления N 10 разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 11.03.1998 N 8-П, определениях от 05.11.2003 N 348-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 05.02.2004 N 68-О такая мера, как аннулирование лицензии, по своей правовой природе является административно-правовой санкцией и должна соответствовать требованиям, предъявляемым к подобного рода мерам юридической ответственности. В частности, применение конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным и соответствующим характеру совершенного деяния.
С учетом того, что лишение лицензии ограничивает правоспособность юридического лица, лишает возможности заниматься определенным видом деятельности, указанная мера должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц. Поэтому наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии (постановление Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 12.05.2009 N 1521/08).
В обоснование заявления об аннулировании лицензии Инспекция указала на то, что по состоянию на 02.10.2018 в реестре лицензий отсутствовали сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения отсутствовали более чем в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ.
Между тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, из буквального толкования части 2 статьи 199 Кодекса следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что многоквартирный дом был принят в управление лицензиата, однако сведения о таком доме не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность, предусмотренная статьей 198 Кодекса.
Тот факт, что лицензиат не реализовал предоставленное ему право на осуществление лицензируемого вида деятельности в течение шести месяцев по причине отсутствия у него в управлении многоквартирных домов, не может быть квалифицирован в качестве нарушения статьи 198 Кодекса и влечь применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии.
Суд апелляционной инстанции установил, что по состоянию на 02.10.2018 соответствующие сведения в реестре лицензий в отношении Общества отсутствовали, поскольку в его управлении многоквартирных домов не имелось. Однако указанное обстоятельство не могло явиться формальным и безусловным основанием для аннулирования выданной Обществу лицензии на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии Общества, отменил решение суда и отказал Инспекции в удовлетворении заявления.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы судом не рассматривался ввиду того, что Инспекция освобождена от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2019 по делу N А11-13513/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В обоснование заявления об аннулировании лицензии Инспекция указала на то, что по состоянию на 02.10.2018 в реестре лицензий отсутствовали сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. Сведения отсутствовали более чем в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ.
Между тем, как верно указал суд апелляционной инстанции, из буквального толкования части 2 статьи 199 Кодекса следует, что основанием для аннулирования лицензии может служить только то обстоятельство, что многоквартирный дом был принят в управление лицензиата, однако сведения о таком доме не включены в реестр лицензий, то есть не выполнена публично-правовая обязанность, предусмотренная статьей 198 Кодекса.
Тот факт, что лицензиат не реализовал предоставленное ему право на осуществление лицензируемого вида деятельности в течение шести месяцев по причине отсутствия у него в управлении многоквартирных домов, не может быть квалифицирован в качестве нарушения статьи 198 Кодекса и влечь применение административно-правовой санкции в виде аннулирования выданной ему лицензии."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2019 г. N Ф01-5648/19 по делу N А11-13513/2018