Нижний Новгород |
|
10 февраля 2020 г. |
Дело N А82-25150/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.02.2020.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.02.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Ионычевой С.В.,
судей Трубниковой Е.Ю., Чиха А.Н.
при отсутствии участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
публичного акционерного общества
"Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2019 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019
по делу N А82-25150/2018,
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ярославль"
(ИНН: 7606052264, ОГРН: 1057601050011)
к обществу с ограниченной ответственностью
"Центр внедрения возобновляемых источников энергии"
(ИНН: 7602098469, ОГРН: 1137602003219)
о взыскании стоимости безучетного потребления электрической энергии
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра"
и установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ярославль" (далее - ПАО "ТНС энерго Ярославль", гарантирующий поставщик) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр внедрения возобновляемых источников энергии" (далее - ООО "Центр внедрения ВИЭ", потребитель) о взыскании 277 610 рублей 56 копеек задолженности по оплате безучетного потребления электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ПАО "МРСК Центра", сетевая организация).
Суд первой инстанции решением от 03.06.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019, отказал гарантирующему поставщику в удовлетворении исковых требований.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 8, 309, 310, 539 (пунктом 1) и 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3 и 37 (пунктом 4) Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктами 2, 146, 149 и 192 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), а также пунктами 82, 82(1) и 88 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, ПАО "МРСК Центра" обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.06.2019 и постановление от 27.09.2019 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что потребление ответчиком электрической энергии с нарушением установленного заключенным сторонами договора энергоснабжения, а также установленного законодательством порядка учета электрической энергии, выразившемся в самовольном демонтаже и замене расчетного прибора учета в отсутствие сетевой организации, следует квалифицировать в качестве безучетного потребления.
Лицо, подавшее жалобу, полагает, что акт осмотра электроустановок потребителя от 24.08.2018 подтверждает лишь установку соответствующего оборудования, а не факт введения прибора в эксплуатацию. В акте отсутствуют сведения о том, что спорный прибор учета подключен и является пригодным для коммерческого учета энергоресурса. Кроме того, согласно техническим условиям, расчетный прибор учета должен располагаться на границе балансовой принадлежности заявителя, в то время как из акта от 28.09.2018 следует, что спорный прибор учета установлен во вводно-распределительном устройстве ответчика (в блочно-модульной котельной).
ПАО "МРСК Центра", ссылаясь на акт снятия показаний прибора учета от 31.08.2018 в блочно-модульной котельной, утверждает, что на момент составления акта был установлен прежний прибор учета с номером 21154425.
Сетевая организация полагает, что процедура допуска в эксплуатацию прибора учета существенно не нарушена, поскольку по результатам рассмотрения заявки потребителя, переданной гарантирующим поставщиком, сетевая организация согласовала ту же дату допуска, что и была заявлена потребителем. Таким образом, просрочка со стороны третьего лица является несущественной, имела место по согласованию с заявителем.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не обеспечили явку представителей в судебное заседание, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд округа проверяет правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, в спорный период потребление ООО "Центр внедрения ВИЭ" электроэнергии осуществлялось на основании заключенного с ПАО "ТНС энерго Ярославль" (гарантирующим поставщиком) договора снабжения электрической энергией от 15.01.2015 N 71233.
Перечень точек поставки и средств учета электрической энергии (мощности) определен в приложении 1 к договору:- блочно-модульная котельная, расположенная в доме N 8 по улице Главной в городе Ярославле (50845-33272-1), прибор учета с номером 21154425 установлен во вводно-распределительном устройстве потребителя, максимальная мощность 15 кВт, категория надежности третья.
ПАО "МРСК Центра" (сетевая организация) и ООО "Центр внедрения ВИЭ" заключили договор об осуществлении технологического присоединения от 10.07.2018 N 41676125, по условиям которого сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения блочно-модульной котельной, а заявитель - по оплате расходов на технологическое присоединение (увеличение мощности в результате реконструкции).
Из технических условий к договору следует, что заявитель, в частности, должен обеспечить требования к приборам учета электрической энергии (мощности), а именно обеспечить организацию учета электрической энергии в точках присоединения его энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации с соблюдением указанных в технических условиях требований к пункту учета, а также к его установке.
Во исполнение условий договора об осуществлении технологического присоединения представитель сетевой организации в присутствии представителя потребителя составил акт осмотра (обследования) электроустановки от 24.08.2018, согласно которому 23.08.2018 произведен осмотр электроустановок блочно-модульной котельной, расположенной в доме N 8 по улице Главной в городе Ярославле, построенной (реконструированной) в рамках выполнения технических условий к договору от 10.07.2018. По результатам осмотра сделано заключение о том, что заявитель выполнил технические условия в полном объеме. В акте также указано на установку прибора учета 126145406. Акт осмотра подписан сторонами без замечаний.
Суды также установили, что ООО "Центр внедрения ВИЭ" обратилось к ПАО "ТНС энерго Ярославль" с заявкой от 17.09.2018 N 89 на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета с номером 126145406.
В письме от 19.09.2018 N 14-3/6286 гарантирующий поставщик известил сетевую организацию о заявке, письмом от 24.09.2018 N ЯР/Р-19-3/3547 ПАО "МРСК Центра" согласовало заявителю предполагаемые дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию прибора учета на 10 часов 00 минут 28.09.2018. Также в письме от 28.09.2018 сетевая организация просила обеспечить доступ к расчетному прибору учета.
Сотрудники сетевой организации 28.09.2018 провели проверку прибора учета и установили самовольную замену потребителем прибора учета с номером 21154425 на прибор учета с номером 126145406. По результатам проверки составлен акт N 76/228679Ю. В акте также указано на превышение договорной мощности (в договоре установлен уровень мощности в 15 кВт, фактически же мощность составила 28,983 кВт).
На основании указанного акта в отношении ООО "Центр внедрения ВИЭ" составлен акт о неучтенном потреблении энергии юридическим лицом (гражданином), использующим электрическую энергию для осуществления предпринимательской деятельности от 20.09.2018 N 76/152219Ю.
Согласно справке-расчету объем электрической энергии, безучетно потребленной ответчиком, составил 34 595 кВтч. На сумму 277 610 рублей 56 копеек.
Потребитель не оплатил стоимость безучетно потребленного энергоресурса, вследствие чего ПАО "ТНС энерго Ярославль" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. Обязательный претензионный порядок истцом соблюден.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении безучетного потребления электроэнергии регулируется Основными положениями N 442.
Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета (пункт 145 Основных положений N 442).
Под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке (пункт 146 Основных положений N 442).
В силу пункта 149 Основных положений N 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств, обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации. Заявка должна среди прочего содержать предлагаемые дату и время осуществления указанных в заявке действий, но не ранее семи рабочих дней со дня ее направления.
Сетевая организация в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки обязана рассмотреть и согласовать предложенные в ней дату и время снятия показаний прибора учета и его осмотра перед демонтажом, а в случае невозможности исполнения такой заявки в предложенный в ней срок обязана согласовать с собственником иные дату и время. В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энергопринимающих устройств, а также гарантирующим поставщиком в случае его участия.
В случае если ни сетевая организация, ни гарантирующий поставщик не явились в согласованные дату и время для снятия показаний прибора учета, осмотра его состояния и схемы подключения перед демонтажом, то собственник энергопринимающих устройств снимает показания прибора учета, планируемого к демонтажу, и направляет их в адрес лиц, которым была подана заявка, способом, позволяющим подтвердить факт получения. Снятые и переданные собственником энергопринимающих устройств показания прибора учета используются при определении объема потребления электрической энергии по состоянию на дату, когда такие показания были сняты.
В соответствии с пунктом 2 Основных положений N 442 безучетное потребление представляет собой потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и Основными положениями порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).
На основании пункта 167 Основных положений N 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в частности, проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией (пункт 172 Основных положений N 442). Проверки включают в себя визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже одного раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.
По факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии (пункт 192 Основных положений N 442).
Проверка выполнения технических условий проводится в отношении каждых технических условий, выданных заявителям (пункт 81 Правил N 861).
Процедура проверки выполнения заявителем технических условий регламентирована пунктом 82 Правил N 861 и включает в себя проверку соответствия технических решении, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем, требованиям технических условий, а также осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
В пункте 82(1) Правил N 861 предусмотрено, что одновременно с осмотром присоединяемых электроустановок заявителя осуществляется допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений N 442.
Согласно пункту 88 Правил N 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий. В течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий заявитель возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.
Исследовав по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности факта безучетного потребления электроэнергии ответчиком. В частности, суды установили, что в технических условиях к договору от 10.07.2018 предусмотрена установка ответчиком, а также продолжение поставки электрической энергии потребителю в ходе выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Кроме того, суды исследовали акт осмотра (обследования) электроустановки от 24.08.2018, в котором зафиксировано, что потребитель выполнил технические условия в полном объеме, при этом в акте также зафиксировано выполнение потребителем обязанности заменить прибор учета путем установки нового прибора с номером 126145406. С учетом пояснений сторон в судебных заседаниях, а также показаний свидетеля, суды установили, что обращение потребителя с заявкой на ввод прибора учета с номером 126145406 в эксплуатацию явилось следствием неисполнения сетевой организацией своих обязанностей по вводу в эксплуатацию установленного в рамках исполнения договора об осуществлении технологического присоединения прибора учета. Бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что прибор учета был демонтирован и заменен на новый в иной день, чем 24.08.2018, не представлены.
Вопреки доводам ПАО "МРСК Центра", факт установки прибора учета не на границе балансовой принадлежности электроустановок заявителя и сетевой организации не свидетельствует о самовольной замене прибора учета. Кроме того, как справедливо отметили суды, последовавшее указание в акте о выполнении технических условий от 07.11.2018 N 71233/1315В об установке прибора учета с номером 126145406 во вводно-распределительном устройстве заявителя, а не на опоре N 1-5 ВЛ 0,4 кВ, свидетельствует о том, что установка спорного прибора учета была согласована с сетевой организацией.
К представленному сетевой организацией акту снятия показаний прибора учета под номером 21154425 от 31.08.2018 суды нижестоящих инстанций, обладающие исключительными полномочиями на оценку доказательств, отнеслись критически, указав при этом, что они опровергаются иными доказательствами, представленными в материалы дела, в том числе, актом осмотра от 24.08.2018, в пункте 2 которого содержится прямое указание на факт установки прибора учета с номером 126145406. Суды указали также на внесение исправлений в текст акта в дате его составления.
При таких обстоятельствах, с учетом неоднозначности представленных в дело доказательств, у судов первой и апелляционной инстанций отсутствовали основания для признания потребления ответчиком электрической энергии в качестве безучетного.
Доводы третьего лица, изложенные в кассационной жалобе, направлены на иную оценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исключительные полномочия по оценке доказательств имеются только у судов первой и апелляционной инстанций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Суд кассационной инстанции не установил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по приведенным в ней доводам.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.06.2019 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.09.2019 по делу N А82-25150/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Ионычева |
Судьи |
Е.Ю. Трубникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 88 Правил N 861 по результатам мероприятий по проверке выполнения заявителем технических условий сетевая организация в 3-дневный срок составляет и направляет для подписания заявителю подписанный со своей стороны в 2 экземплярах акт о выполнении технических условий. В течение 5 дней со дня получения подписанного сетевой организацией акта о выполнении технических условий заявитель возвращает в сетевую организацию один экземпляр подписанного со своей стороны акта о выполнении технических условий.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 февраля 2020 г. N Ф01-8008/19 по делу N А82-25150/2018