Нижний Новгород |
|
13 марта 2020 г. |
Дело N А43-16718/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.03.2020.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.
при участии представителей
от истца: Барабановой П.С. (доверенность от 11.02.2020 N 01-ГО/20),
от ответчиков - Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской
области: Бахмутовой Н.Ю. (доверенность от 31.12.2019 N 325-01-04-61/19),
государственного учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации
по городу Москве и Московской области:
Порудчиковой О.В. (доверенность от 25.10.2019 N АА-09/39274)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.07.2019 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019
по делу N А43-16718/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Авиэйшн Лигал Солюшнс Кустос Груп" (ИНН: 7743882556, ОГРН: 1137746237353)
к Нижегородской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог
Нижегородской области (ИНН: 5260158694, ОГРН: 1055238174090),
Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы
(ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513),
государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации
по городу Москве и Московской области (ИНН: 7703363868, ОГРН: 1027703026075)
о взыскании 7 778 346 рублей 50 копеек,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской
Федерации N 10 по городу Москве и Московской области,
Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Авиэйшн Лигал Солюшнс Кустос Груп" (далее - ООО "АЛС Кустос Груп", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Нижегородской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее - Министерство), Российской Федерации в лице Федеральной налоговой службы (далее - ФНС России), государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области (далее - Отделение ПФР по г. Москве и Московской области) о взыскании 7 778 346 рублей 50 копеек убытков, право требования которых уступлено по договору уступки требования (цессии) от 25.02.2019 N 1.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение - Главное управление Пенсионного Фонда Российской Федерации N 10 по городу Москве и Московской области (далее - ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области), Инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по городу Москве (далее - ИФНС N 9 по г. Москве).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.07.2019 иск удовлетворен в части взыскания с Нижегородской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области за счет казны Нижегородской области в пользу Общества 7 778 346 рублей 50 копеек убытков и 61 892 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении иска к Российской Федерации в лице ФНС России, Отделению ПФР по г. Москве и Московской области отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, Министерство не совершало неправомерных действий и действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства; убытки авиаперевозчика не связаны с неправомерными действиями Министерства и возникли по вине иных лиц. Причинно-следственная связь между действиями Министерства и возникшими убытками отсутствует. В 2018 году Министерство не имело правовых оснований для заключения договора о предоставлении авиаперевозчику субсидии за 2017 год, а также ее выплаты без заключения соответствующего договора. Кроме того, истец не доказал факт выполнения субсидируемых рейсов, так как два полетных задания по маршрутам Нижний Новгород - Киров и Нижний Новгород - Ижевск в суд не представлены.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителями в судебном заседании.
Общество и Отделение ПФР по г. Москве и Московской области в отзывах на кассационную жалобу и их представители в судебном заседании возразили относительно приведенных в ней доводов, просили оставить жалобу без удовлетворения.
ФНС России и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили.
Определением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.03.2020 в составе суда, рассматривающего жалобу, произведена замена судьи Бердникова О.Е. на судью Новикова Ю.В.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, в порядке, предусмотренном пунктом 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242, АО "Авиа Менеджмент Груп" представило в Федеральное агентство воздушного транспорта заявление о готовности осуществлять в 2017 году региональные воздушные перевозки пассажиров на условиях софинансирования по субсидируемым маршрутам.
Федеральное агентство воздушного транспорта и АО "Авиа Менеджмент Груп" заключили соглашение от 16.05.2017 N 107-11-040 о предоставлении субсидии в 2017 году, которым предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров в салонах экономического класса по специальному тарифу. В соглашение вошли маршруты по следующим субсидированным направлениям: Нижний Новгород - Киров, Нижний Новгород - Пенза, Нижний Новгород - Ижевск, Нижний Новгород - Нижнекамск, Нижний Новгород - Пермь, Нижний Новгород - Ульяновск.
В период с февраля по сентябрь 2017 года АО "Авиа Менеджмент Груп" осуществляло рейсы по указанным маршрутам согласно заданиям на полет и загрузочными ведомостями с отметками соответствующего аэропорта.
С целью возмещения части затрат по организации выполненных авиарейсов АО "Авиа Менеджмент Груп" обращалось в адрес Министерства с соответствующими письмами от 14.03.2017 N 145, от 11.04.2017 N 201, от 11.05.2017 N 242, от 09.06.2017 N 317, от 13.06.2017 N 365/3, от 04.08.2017 N 471, от 12.09.2017 N 520.
Министерство в письмах от 07.04.2017 N 325-01-05-2662/17, от 26.04.2017 N 325-01-05-3309/17, от 23.05.2017 N 325-01-05-4157/17, от 19.06.2017 N 325-01-05-5053/17, от 23.06.2017 N 325-01-05-5205/17, от 14.07.2017 N 325-01-05-5956/17, от 22.08.2017 N 325-01-05-7399/17, от 19.09.2017 N 325-01-05-8417/17 сообщило об оставлении без исполнения отчетных документов ввиду отсутствия договора, являющегося основанием для предоставления субсидии, для заключения которого необходимо представить пакет документов, предусмотренный пунктом 9 Положения о порядке и условиях предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 26.06.2017 N 459.
Письмом от 08.06.2017 N 313/7 АО "Авиа Менеджмент Груп" уведомило Министерство о прекращении с 05.06.2017 полетов по направлениям Киров - Нижний Новгород и обратно, Нижний Новгород - Ижевск и обратно, Нижний Новгород - Пенза и обратно, Пермь - Нижний Новгород и обратно, а также о том, что на дату направления письма авиакомпания не получила ни из федерального, ни из регионального бюджета субсидий на возмещение недополученного дохода в связи с осуществлением воздушных перевозок.
В письме от 14.09.2017 N 526 АО "Авиа Менеджмент Груп" также сообщило Министерству о прекращении с 25.09.2019 полетов по направлениям Нижний Новгород - Ульяновск и Нижний Новгород - Нижнекамск.
АО "Авиа Менеджмент Груп" направило Министерству письмо от 26.09.2017 N 544 с просьбой направить соглашение о предоставлении региональных субсидий и приложило неполный пакет документов для его заключения.
Министерство в письме от 05.10.2017 N 325-01-05-9043/17 указало, что для заключения договора необходимо представить недостающие документы, предусмотренные нормативными правовыми актами.
С целью получения сведений об отсутствии долга по расчетам с бюджетом и для представления их с пакетом документов для заключения договора истец обратился в ИФНС N 9 по г. Москве, откуда получил требование N 86805 по состоянию на 09.08.2017 об уплате задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 4 квартал 2016 года, а также справку от 22.08.2017 по состоянию на 01.08.2017 с указанием на наличие указанных обязательств перед бюджетом.
Полагая, что налоговый орган располагает недостоверными сведениями о состоянии расчетов, истец обратился в ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области за разъяснениями, откуда получил письмо N 210-ПУ-2-И-ОК о том, что Отделением ПФР по г. Москве и Московской области была осуществлена выгрузка первичных сведений в УФНС по г. Москве и 07.12.2017 получен протокол с кодом ошибки.
Истец неоднократно запрашивал сведения о состоянии расчетов с бюджетом. Кроме того, истцом получено требование N 106739 по состоянию на 17.10.2017 об уплате долга по страховым взносам за 4 квартал 2016 года.
Посчитав, что данные сведения являются недостоверными, истец обратился в Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве (далее - УФНС по г. Москве) с жалобой от 11.10.2017 на неправомерные действия ИФНС N 9 по г. Москве по выставлению требования об уплате задолженности по страховым взносам за 4 квартал 2016 года.
В письме от 26.12.2017 УФНС по г. Москве сообщило, что предъявленные ранее требования N 86805 и 106739 являются недействительными ввиду отсутствия долга.
АО "Авиа Менеджмент Груп" 10.05.2018 обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии за 2017 год и заключении соответствующего договора с приложением документов по состоянию на 12.04.2018, в том числе копии договора о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключенного на 2017 год.
Министерство в письме от 30.05.2018 N 325-01-05-5402/18 сообщило, что субсидии предоставляются авиаперевозчикам на возмещение недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров в текущем году.
Полагая, что соглашение о предоставлении субсидии не было заключено с Нижегородской областью по причине представления недостоверных сведений о наличии задолженности по уплате страховых взносов, ООО "АЛС Кустос Груп" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании убытков, представив в обоснование права требования к ответчикам договор цессии от 25.02.2018 N 1, заключенный между АО "Авиа Менеджмент Груп" (цедент) и ООО "АЛС Кустос Груп" (цессионарий).
Руководствуясь статьями 15, 16, 16., 382, 384, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242, Положением о порядке и условиях предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на осуществлением региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 26.06.2017 N 459, пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пунктом 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Нижегородской области счел требование обоснованным и удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьями 12 и 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков, под которыми понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При этом в силу статьи 16.1 Кодекса в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возможность компенсации вреда, причиненного правомерными действиями государственных органов, в частности, предусмотрена пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 790 Кодекса за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Право авиаперевозчика на возмещение части недополученных доходов от осуществления региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации предусмотрено Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1242 (далее - Правила N 1242), которые также определяют порядок его реализации.
Правительством Нижегородской области постановлением от 26.06.2017 N 459 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на осуществлением региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети (далее - Положение N 459), которое регулирует порядок заключения договоров о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных авиаперевозчиками доходов от осуществления региональных регулярных перевозок пассажиров воздушными судами в салонах экономического класса по субсидируемым маршрутам на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения N 459 Министерство является главным распорядителем средств областного бюджета для предоставления указанной субсидии.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 459 субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий финансовый год и лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств областного бюджета.
Основанием для предоставления субсидии является договор (соглашение), заключенный Министерством и авиаперевозчиком (пункт 8 Положения N 459).
В соответствии с пунктом 9 Положения N 459 авиаперевозчики, претендующие на получение субсидии, направляют в адрес Министерства пакет документов, в состав которых входит также справка территориального органа Федеральной налоговой службы, подписанная ее руководителем (иным уполномоченным лицом), по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора о предоставлении субсидии, подтверждающую отсутствие у авиаперевозчика задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.01.2017 N ММВ-7-8/20@.
Согласно подпункту "в" пункта 7 Положения N 459 одним из условий предоставления авиаперевозчику субсидии является его соответствие требованиям, установленным пунктом 17 Положения, в частности, отсутствие у авиаперевозчика на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение договора, должна задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 13 Положения N 459 предусмотрены следующие основания для отказа в заключении договора: непредставление (представление не в полном объеме) авиаперевозчиком документов, предусмотренных в пункте 9 настоящего Положения; представление документов, содержащих недостоверные сведения; несоответствие авиаперевозчика условиям, предусмотренным пунктом 7 Положения.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что на момент обращения в Министерство с заявлением о заключении договора о предоставлении субсидий авиаперевозчик соответствовал требованиям, предусмотренным Положением N 459. Иное из материалов дела не следует.
При этом, несмотря на предпринятые меры, в 2017 году истец не мог представить справку об отсутствии неисполненных обязательств по уплате платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, поскольку налоговыми органами предоставлялись некорректные сведения.
Истец представил доказательства осуществления перевозки пассажиров на основании заключенного с Федеральным агентством воздушного транспорта соглашения по специальным тарифам, а также получения субсидий из федерального бюджета в связи с осуществлением данной деятельности.
Судами также установлено, что в период осуществления перевозок авиаперевозчик представлял Министерству предусмотренные Положением N 459 документы отчетности, которые являлись достаточными для подтверждения права на возмещение, расчета и выплаты субсидий.
Отсутствие задолженности по налогам, сборам и страховым взносам в 2017 году, в том числе за 2016 год, подтверждено имеющимися в деле доказательствами и не оспорено участниками процесса.
Поскольку невозможность заключения договора с Министерством и, следовательно, фактического получения субсидий явились следствием исключительно отсутствия у истца документа, который он не мог получить по независящим от него обстоятельствам, суды правомерно признали, что истец имеет право на возмещение неполученных доходов от осуществления авиаперевозок по субсидируемым маршрутам в 2017 году в части, софинансируемой Нижегородской областью.
В обоснование требования о взыскании убытков истец представил расчет, а также документы, подтверждающие осуществление авиаперевозок в заявленном периоде.
Представленный расчет убытков судами проверен и признан соответствующим законодательству.
Довод Министерства о недоказанности выполнения субсидируемых рейсов ввиду представления не всех заданий на полет был предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и правомерно отклонен ими как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск Общества.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.07.2019 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2019 по делу N А43-16718/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Ю.В. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Истец полагает, что с Министерства транспорта субъекта РФ, РФ в лице ФНС и органа ПФР подлежат взысканию убытки в связи с непредоставлением субсидии для возмещения недополученных доходов, связанных с осуществлением воздушной перевозки пассажиров.
Суд, исследовав обстоятельства дела, признал позицию истца частично обоснованной.
Установлено, что для заключения соглашения о предоставлении субсидии истец не мог представить справку об отсутствии неисполненных обязательств по уплате налоговых платежей, поскольку налоговыми органами предоставлялись некорректные сведения.
Отсутствие задолженности по налогам, сборам и страховым взносам подтверждено имеющимися в деле доказательствами и не оспорено участниками процесса.
Поскольку невозможность заключения договора и, следовательно, фактического получения субсидий явилась следствием исключительно отсутствия у истца документа, который он не мог получить по не зависящим от него обстоятельствам, суд признал, что истец имеет право на возмещение неполученных доходов.
Суд удовлетворил иск за счет Министерства транспорта субъекта РФ, отказав в иске к РФ и органу ПФР.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 марта 2020 г. N Ф01-9138/20 по делу N А43-16718/2019
Хронология рассмотрения дела:
05.04.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-86/2021
16.11.2020 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8226/19
13.03.2020 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-9138/20
29.11.2019 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-8226/19
01.08.2019 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-16718/19